Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Жуковой Н.А., Зеленовой Е.Ф.
при секретаре Жильцовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Саткинском районе Челябинской области на решение Саткинского городского суда Челябинской области от 23 ноября 2015 года по иску Обуховой Н.И. х Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Саткинском районе Челябинской области о признании незаконным и отмене решения, включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии.
Заслушав доклад судьи Козиной Н.М. об обстоятельствах дела и доводах жалобы, объяснения истца Обуховой Н.И. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обухова Н.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Саткинском районе Челябинской области (далее УПФР в Саткинском районе) о признании незаконным и отмене решения от 07 сентября 2015 года, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы с 07 мая 1994 года по 22 ноября 1999 года в качестве ****, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 31 августа 2015 года.
В обоснование заявленных требований истец указала, что решением УПФР в Саткинском районе от 07 сентября 2015 года N 747076/15 ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" ввиду недостаточности стажа, по мотиву несоответствия наименования учреждения, в котором она осуществляла трудовую деятельность, Спискам должностей и учреждений работа в которых дает право на досрочную пенсию. С решением УПФР не согласна, поскольку в спорный период осуществляла педагогическую
деятельность, работала ****. За период ее работы наименование учреждения неоднократно менялось, вместе с тем само учреждение вне зависимости от наименования выполняло функции воспитательно-образовательного учреждения. В результате переименования учреждения ее обязанности не менялись, она выполняла функции ****, работала с детьми. Полагает, что имеет необходимый стаж для назначения досрочной пенсии.
Истец Обухова Н.И. и ее представитель Худяков Н.А. в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика УПФР в Саткинском районе Гречишникова Р.В. исковые требования истца не признала.
Суд постановилрешение, которым удовлетворил исковые требования. Признал незаконным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Саткинском районе Челябинской области N 747076/15 от 07 сентября 2015 года об отказе Обуховой Н.И. в назначении страховой пенсии по старости. Обязал Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Саткинском районе Челябинской области включить в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью Обуховой Н.И. период работы в качестве **** с 07 мая 1994 года по 22 ноября 1999 года. Обязал Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Саткинском районе Челябинской области назначить Обуховой Н.И. досрочную страховую пенсию по старости по п. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400 -ФЗ, с 31 августа 2015 года.
В апелляционной жалобе УПФР в Саткинском районе просит решение суда отменить и принять новое решение, полагая, что судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонам доказательствам дана ненадлежащая оценка. Указывает, что в спорный период истец работала в учреждении - ****, которое Списком, утвержденным постановлением Правительства от 29 октября 2002 года N 781, не предусмотрено. Полагает ошибочным вывод суда о применении постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П, поскольку ранее действовавшими нормативными правовыми актами наименование учреждения "Комплекс" также предусмотрено не было. Считает, что документальное подтверждение занятости истца в одной из структур комплекса не представлено.
В возражениях на апелляционную жалобу Обухова Н.И. находит
решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Указывает, что в спорный период работала ****, характер ее работы и функции учреждения на протяжении всего периода ее трудовой деятельности не менялись, кроме того, в специальный стаж истца ответчиком включен период работы с 23 ноября 1999 года, когда она выполняла те же должностные обязанности, что и в спорный период.
Представитель ответчика о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещен, в суд не явился, поэтому судебная коллегия в соответствии с ч.З ст. 167, ч. 1 ст.327 ГПК РФ находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 19 ч.1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В части 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.З ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых
досрочно назначается трудовая пенсия по старости, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии.
Также возможно назначение досрочной трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, в соответствии положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П, в соответствии с которым последовательно применяются следующие нормативные акты:
- до 01 октября 1993 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397;
- до 01 ноября 1999 года - Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463;
- до 12 ноября 2002 года - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067;
- после 12 ноября 2002 года - Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Из материалов дела следует, что Обухова Н.И. обратилась в УПФР в Саткинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Саткинском районе от 07 сентября 2015 года N747076/14 в назначении пенсии Обуховой Н.И. отказано в связи с недостаточностью стажа на ответствующих видах работ (л.д. 14).
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 07 сентября 2015 года N 385 в специальный стаж истца не включен период работы с 07 мая 1994 года по 22 ноября 1999 года в должности **** (оборот л.д. 14-16).
Продолжительность страхового стажа истца составляет 33 года 04 месяца 18 дней, продолжительность педагогического стажа истца составляет
19 лет 05 месяцев 18 дней.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении в специальный стаж истца спорного периода работы и назначении ей досрочной трудовой песни по старости.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, с 07 мая 1994 года Обухова Н.И. принята на работу в **** на должность ****; который 23 ноября 1999 года реорганизован в ****; 17 апреля 2000 года реорганизован в ****; 28 декабря 2011 года учреждение переименовано в ****, в котором истец работает по настоящее время (л.д. 10-13).
Из трудовой книжки истца следует, что в период с 07 мая 1994 года по 22 ноября 1999 года Обухова Н.И. работала **** (л.д. 10-13).
Согласно исторической справке, выданной МКОУ "Детский дом-школа" N 1 г.Бакала.
Бакальская школа-интернат N 1 для детей из неполных и малообеспеченных семей была создана в 1957 году; с сентября 1980 года по сентябрь 1990 года именовалась как Бакальская школа-интернат N 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Бакала; в сентябре 1990 года реорганизована в экспериментальном порядке в новый тип учебно-воспитательного учреждения комплекс "Детский дом-школа" на основании приказа Главного управления народного образования Челябинского областного Совета народных депутатов от 20.08.1990 года N30-015, приказа Саткинского городского отдела народного образования от 27.08.1990 года N122; с 1995 года учебно-воспитательное учреждение комплекс "Детский дом-школа" переименовано в муниципальное образовательное учреждение учебно-воспитательного комплекса "Детский дом-школа" N 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Бакала Саткинского района Челябинской области на основании распоряжения Главы администрации г.Сатки от 31.05.1995 года N 299-р; в ноябре 1999 года реорганизовано в образовательное учреждение для детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом-школа" N 1 г.Бакала Саткинского района Челябинской области; в апреле 2000 года переименовано в муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом-школа" N 1 г.Бакала Саткинского района Челябинской области путем внесения изменений в Устав; в апреле 2010 года переименовано в муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом-школа" N 1 г.Бакала Саткинского муниципального района Челябинской области; в декабре 2011 года изменен тип учреждения на муниципальное казенное образовательное учреждение, утвержден новый Устав (л.д.41).
В соответствии с Приказом Главного управления народного образования Челябинского областного Совета народных депутатов от 20 августа 1990 года N 30-015 разрешено открыть в экспериментальном порядке новый тип учебно-воспитательного учреждения комплекс "Детский дом-школа" на базе детского дома и школы N 1 г.Бакала с 01 сентября 1990 года.
Согласно Приказу Саткинского городского отдела народного образования от 27 августа 1990 года N 122 с 01 сентября 1990 года Бакальская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в экспериментальном порядке реорганизована в новый тип учебно-воспитательного учреждения комплекс "Детский дом-школа". Пунктом 2 данного Приказа утверждено штатное расписание учреждения, где предусмотрено 58 ставок воспитателей (л.д. 38-40).
Как следует из Устава МОУ УВК "Детский дом-школа" N 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Бакала, утвержденного 19 мая 1995 года, в состав комплекса входят общеобразовательная школа с 1 -9 классов, в которой обучаются и воспитываются дети в возрасте до 15 лет и детский сад для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. В учреждение принимаются дети-сироты, дети, отобранные у родителей по решения суда, дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение которых, не установлено. Указанный комплекс организован с целью дальнейшего воспитания, обучения, содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создания необходимых условий для всестороннего, гуманистического воспитания и развития личности, защите прав и интересов детей, максимального приближения к семейному образу жизни. Комплекс осуществляет свою деятельность в соответствии с законом "Об образовании", Временным положением об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.53-70).
Из Устава образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей "Детский дом-школа" N 1 города Бакала, утвержденного 17 ноября 1999 года, следует, что учреждение создано в целях создания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей благоприятных условий, приближенных к домашним. В своей деятельности учреждение руководствуется законом "Об образовании", Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основными задачами учреждения являются обучение и воспитание в интересах развития личности ребенка, охрана прав и законных интересов воспитанников. В составе учреждения имеются школа, детский сад (для воспитанников дошкольного возраста), в детском доме могут организовываться разновозрастные воспитательные группы для детей от 3 до 18 лет (л.д. 72-87).
Аналогичные положения закреплены и в Уставе муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом-школа" N 1, утвержденном 28 февраля 200Q года (л.д. 89-105).
С учетом изложенного, при определении права на досрочную пенсию периоды работы с 01 октября 1993 года могут засчитываться в стаж на соответствующих видах работ по Списку, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР N 463 от 06 сентября 1991 года, с 01 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года - по Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 1067 от 22 сентября 1999 года, с 12 ноября 2002 года -по Списку, утвержденному Постановлением Правительства N 781 от 29 октября 2002 года, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет - приложением к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 предусмотрены детские дома, школы-интернаты, учителя, преподаватели, педагоги.
Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, предусмотрены школы-интернаты всех типов и наименований, детские дома всех типов и наименований, старшие преподаватели, преподаватели, учителя.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999
года N 1067, в разделе наименование должностей указана должность воспитатель, а в разделе наименование учреждений указаны образовательные учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -школа-интернат, детский дом, детский дом-школа.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в разделе наименование должностей указана должность воспитатель, а в разделе наименование учреждений указаны образовательные учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - школа-интернат, детский дом, детский дом-школа.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости педагогическим работникам осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781.
При этом согласно пунктам 4 и 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в
списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В соответствии с п. 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года N 1015 периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.
Согласно п. 11 указанных Правил, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Проанализировав все представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы с 07 мая 1994 года по 22 ноября 1999 года в должности ****.
Суд верно установил, что учреждение, в котором работала и продолжает работать Обухова Н.И., осуществляло и осуществляет деятельность, направленную на воспитательно-образовательное обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается Уставами учреждения, Типовым положением об
образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01 июля 1995 года N 676, Временным положенным об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 года N 119. Оно является государственным стационарным учреждением социального обслуживания системы социальной защиты населения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в спорный период истец работала в учреждении - ****, которое Списком, утвержденным постановлением Правительства от 29 октября 2002 года N 781, не предусмотрено, также как и о том, что судом первой инстанции ошибочно сделан вывод о возможности применения постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П, поскольку ранее действовавшими нормативными правовыми актами наименование учреждения "Комплекс" также предусмотрено не было, основаны на ошибочном толковании норм пенсионного законодательства.
Списком N 781 от 29 октября 2002 года среди дошкольных образовательных учреждений указан "детский дом-школа".
Анализируя Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01 июля 1995 года N 676, Временное положение об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 года N 119 и Уставы учреждения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Комплекс "Детский дом-школа" N 1 г.Бакала является воспитательно-образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
То обстоятельство, что в наименовании учреждения содержится указание на "комплекс", не является основанием для признания решения суда неправильным.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при решении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии юридическое значение имеет выполнение педагогической работы в учреждении для детей, что не опровергнуто ответчиком, отказ в реализации гражданином конституционного права на пенсию по одним лишь формальным основаниям недопустим, поскольку несоответствие наименования учреждения буквальному наименованию, предусмотренному Списком, само по себе не
предполагает различий в условиях и характере профессиональной деятельности педагогических работников и не свидетельствует о наличии таких различий.
Таким образом, суд обоснованно и правомерно зачел в специальный стаж периоды работы Обуховой Н.И. с 07 мая 1994 года по 22 ноября 1999 года в должности ****.
В связи с изложенным, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, поскольку выводы суда полностью соответствуют установленным обстоятельствам дела и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку применительно к статье 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саткинского городского суда Челябинской области от 23 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Саткинском районе Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.