Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Колосовой М.Е.,
с участием представителя административного истца - Горбуновой Я.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Балтинских В.О.
об установлении по состоянию на 16 июня 2014 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:00:0000000:1272 в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Балтинских В.О. обратился 02 октября 2015 года в суд с указанным административным исковым заявлением; просил установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 5068 кв.м., с кадастровым номером 66:00:0000000:1272, расположенного по адресу: Свердловская область, город Арамиль, улица Гарнизон, прилегающий к земельному участку с кадастровым номером 66:33:0101003:197, в размере рыночной стоимости равной 4531781 руб. 78 коп. по состоянию на 16 июня 2014 года. В обоснование, указал, что установленная при проведении государственной кадастровой оценки стоимость в размере 21194730 руб. 76 коп. не соответствует и превышает рыночную стоимость, что влечёт нарушение прав административного истца как плательщика земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала, настаивал на их удовлетворении, и просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, которая была установлена проведённой по делу судебной экспертизой.
Административный ответчик - Правительство Свердловской области в письменных возражениях (л.д. 142) указало, что нарушений при установлении кадастровой стоимости допущено не было и оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается. Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился; о месте и времени судебного заседания административный ответчик извещён.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в письменных возражениях (л.д. 146) указало, что не оспаривает установление кадастровой стоимости в размере рыночной, оставляя разрешение административного искового заявления на усмотрение суда.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в письменных возражениях (л.д. 150) высказал мнение о том, что не может являться заинтересованным лицом по рассматриваемому делу; подтвердив дату определения кадастровой стоимости и её размер, представил акт определения кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 154). В направленном ходатайстве (л.д. 163) просил рассмотреть дело без участия своего представителя.
Заинтересованное лицо - администрация Арамильского городского округа в письменных возражениях (л.д. 157) просила отказать в удовлетворении административного искового заявления. Представитель заинтересованного лица сообщил, что на основании муниципального контракта проводилась оценка рыночной стоимости этого земельного участка по состоянию на 17 июля 2014 года (отчёт ООО "Оценка-Север" N 114/07/2014).
Учитывая положения статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Заслушав представителя административного истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Действуют две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости. Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года N 280-О-О, от 23 октября 2014 года N 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Статья 24 18 Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Как видно из материалов рассматриваемого административного дела, в связи с образованием земельного участка в государственный кадастр недвижимости 16 июня 2014 года были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 66:00:0000000:1272 (л.д. 17).
Категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: под размещение автомобильной стоянки.
Постановлением главы Арамильского городского округа от 18 июня 2015 года N 649 земельный участок предоставлен в собственность (за плату) Балтинских В.О. (л.д. 14).
На основании договора купли-продажи от 30 июня 2015 года (л.д. 93) Балтинских В.О. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 5068 кв.м., с кадастровым номером 66:00:0000000:1272, расположенный по адресу: Свердловская область, город Арамиль, улица Гарнизон, прилегающий к земельному участку с кадастровым номером 66:33:0101003:197; запись регистрации Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана 20 июля 2015 года (л.д. 13).
В отношении земельного участка с кадастровым номером 66:00:0000000:1272 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области составлен и утверждён акт определения кадастровой стоимости (л.д. 154). Использовано значение удельного показателя кадастровой стоимости, утверждённое Постановлением Правительства Свердловской области от 07 июня 2011 года N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов расположенных на территории Свердловской области".
По состоянию на 16 июня 2014 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:00:0000000:1272, принадлежащего Балтинских В.О., определена в размере 21194730 руб. 76 коп. - подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д. 12).
Считая установленную кадастровую стоимость земельного участка завышенной, Балтинских В.О., ссылался в обоснование на подготовленный и представленный отчёт об определении рыночной стоимости ООО "Консалтинг Групп" от 18 сентября 2015 года N 2583-15/3 и положительное экспертное заключение НП СРО "СВОД" от 25 сентября 2015 года (л.д. 18-134).
Как видно из названого отчёта вероятная рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 16 июня 2014 года составляла 4532000 руб.
В судебном заседании 28 декабря 2015 года представитель административного истца поддержала ходатайство о назначении экспертизы по определению рыночной стоимости указанного земельного участка.
При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
На основании определения Свердловского областного суда от 28 декабря 2015 года по данному делу была назначена и проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 16 июня 2014 года. По результатам проведенной судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта N 06-02/16.
В соответствии с заключением эксперта рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:00:0000000:1272 по состоянию на 16 июня 2014 года составила 6705000 руб.
У суда отсутствуют какие-либо основания сомневаться в правильности выводов экспертизы, поскольку заключение эксперта содержит результаты исследования сегмента рынка, а также анализ иных факторов, влияющих на стоимость объектов, оно мотивировано, его выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Оценив представленное заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, и соглашается с изложенными в нём результатами.
Следовательно, при рассмотрении административного искового заявления установлено, что рыночная стоимость вышеназванного земельного участка по состоянию на 16 июня 2014 года составляла 6705000 руб.; именно в таком размере следует установить и кадастровую стоимость.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определённой судом кадастровой стоимости.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года N 2588 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населённых пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:00:0000000:1272 утверждена в размере 17600049 руб. 04 коп.
Что касается судебных расходов по делу, то установление рыночной стоимости в данном случае являлось реализацией административным истцом своего права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в связи с чем, решение суда нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков. Следовательно, судебные расходы относятся на административного истца и не подлежат взысканию (возмещению).
Между тем, при подаче заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости государственная пошлина уплачивается в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 333 19 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении каждого объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается. Названным положением Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что для физического лица государственная пошлина уплачивается в размере 300 руб., однако, при обращении в суд административный истец уплатил 2000 руб. государственной пошлины (чек-ордер от 30 сентября 2015 года (операция 226).
В такой ситуации на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333 40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1700 руб. подлежит возврату Балтинских В.О.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Балтинских В.О. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:00:0000000:1272 в размере рыночной стоимости удовлетворить.
Установить на период с 01 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:00:0000000:1272 равной его рыночной стоимости по состоянию на 16 июня 2014 года в размере 6705000 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 02 октября 2015 года.
Возвратить Балтинских В.О. 1700 руб. излишне уплаченной при обращении в суд государственной пошлины по чек-ордеру от 30 сентября 2015 года (операция 226).
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.
Решение изготовлено 04 марта 2016 года.
Судья
М.В. Старков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.