Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Басангова И.В.,
судей
Басанговой И.Б.,
Шихановой О.Г.,
при секретаре
М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Анюшевой В.Н. к Администрации г. Элисты о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 01 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи Шихановой О.Г. об обстоятельствах дела, объяснения представителя Администрации г. Элисты Сангаджиева Д.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истца Чонаевой Р.Т., судебная коллегия
установила:
Анюшева В.Н. обратилась в суд с иском к Администрации г. Элисты о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя следующим.
С 15 ноября 2004 года она состоит на учете в Администрации г. Элисты в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Страдает заболеваниями, включенными в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Зарегистрирована и проживает совместно с супругом А. у родственников по адресу: (изъято). Иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего ей на праве собственности, не имеет. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Просила суд обязать ответчика предоставить ей вне очереди жилье по договору социального найма с учетом дополнительной жилой площади.
В судебное заседание истец Анюшева В.Н. не явилась, ее представитель Чонаева Р.Т. поддержала исковые требования.
Представитель ответчика Администрации г. Элисты Батаева Б.В. иск не признала.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 01 декабря 2015 года исковые требования Анюшевой В.Н. удовлетворены.
На Администрацию г. Элисты возложена обязанность предоставить Анюшевой В.Н. по договору социального найма жилое помещение из муниципального жилищного фонда общей площадью не менее (изъято) квадратных метров с учетом права на дополнительную площадь вне очереди.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Элисты Батаева Б.В. просит решение суда отменить и в удовлетворении иска к ответчику отказать. Указывает, что обеспечение жильем инвалидов законом отнесено к государственным полномочиям субъекта Российской Федерации. Не оспаривая право истца на внеочередное получение жилого помещения, полагает, что такое обеспечение должно осуществляться с учетом статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 названной статьи ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма могут предоставляться органами местного самоуправления из муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Однако Законом Республики Калмыкия от 3 ноября 2011 года N 296-IV-З "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений" органам местного самоуправления полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма категориям граждан, указанных в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, не переданы.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения ввиду его законности и обоснованности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что отсутствие регулирования вопроса предоставления жилья определенным категориям граждан из государственного жилищного фонда, не может лишать этих граждан получения жилья вне очереди, поэтому к данным правоотношениям должна применяться норма п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующая предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
С такими выводами суда следует согласиться по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на жилище. В соответствии с частью 2 данной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 81-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, как следует из части 2 названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Кроме того, полномочия органов местного самоуправления по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда предусмотрены положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", статей 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса РФ.
Порядок предоставления жилья гражданам, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, которые указаны в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, поставленным на учет до 1 января 2005 года, из жилищного фонда субъекта федерации в Республике Калмыкия до настоящего момента не определен.
Между тем, отсутствие в субъекте Российской Федерации порядка реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью, на что ссылается ответчик, не препятствует данной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса РФ.
Следовательно, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817 утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
Судом установлено, что Анюшева В.Н., (изъято) года рождения, является инвалидом (изъято) группы по общему заболеванию, страдает заболеваниями, которые включены в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817, и в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378. Истец в собственности жилья не имеет, проживает совместно с членами семьи и иными лицами в количестве 5 человек по адресу: (изъято). Следовательно, Анюшева В.Н. имеет право на дополнительную жилую площадь.
Из материалов дела следует, что истец состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, с 15 ноября 2004 года, однако до настоящего времени жилое помещение Анюшевой В.Н. не предоставлено.
При таких данных, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Анюшева В.Н. как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания и принятое на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 1 марта 2005 года, вправе вне очереди получить жилое помещение по договору социального найма, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные требования к Администрации г. Элисты.
С учетом вышеизложенных правовых норм судебная коллегия признает несостоятельным довод жалобы о том, что обеспечение жильем инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, относится только к государственным полномочиям субъекта Российской Федерации.
Несостоятельным также является довод жалобы со ссылкой на часть 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации о том, что органы местного самоуправления могут предоставить жилье инвалидам из муниципального жилищного фонда только в случае наделения указанных органов государственными полномочиями по обеспечению инвалидов жилыми помещениями.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
По смыслу части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, субъектам Российской Федерации предоставлено право определять как иные, помимо указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации, категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма из жилищного фонда субъектов Российской Федерации (например, военнослужащих), так и иные основания признания их нуждающимися в жилых помещениях (например, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы), а также иной порядок предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма (например, первоочередной), нежели установленный Жилищным кодексом Российской Федерации (в порядке общей очереди и вне очереди).
Между тем, Анюшева В.Н. к таким категориям граждан не относится.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 01 декабря 2015 года оставить без изменения.
Председательствующий И.В. Басангов
Судьи И.Б. Басангова
О.Г. Шиханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.