Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Мележик Л.М.,
судей Песковой Ж.А., Паршиной С.В.,
при секретаре Григорьевой Ю.А.,
с участием прокурора Пирожниковой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области к Брызгалову С. В. о выселении из служебного жилого помещения и взыскании задолженности по оплате за пользование жилым помещением, пени, по апелляционной жалобе администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области на решение Татищевского районного суда Саратовской области от 16.12.2015 года, которым исковые требования администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., объяснения представителя администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области Рябовой Е.Н., поддержавшей доводы жалобы, объяснений Костериной Т.А., представлявшей интересы Брызгалова С.В., возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора Пирожниковой Н.А., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, обсудив доводы жалобы и возражения на жалобу, судебная коллегия
установила:
администрация городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области обратилась в суд с указанным выше иском, просила выселить Брызгалова С.В. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", взыскать с ответчика задолженность по оплате за пользование жилым помещением за период с 10.10.2014 года по 12.11.2015 года в размере ... рубля ... копеек, пени за несвоевременное внесение платы за пользование жилым помещением за период с 10.10.2014 года по 12.11.2015 года в размере ... рублей ... копейка, а всего ... рублей ... копеек.
В обоснование заявленных требований указала, что спорная квартира является собственностью городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области, была предоставлена бывшему военнослужащему Брызгалову С.В. в качестве служебной. Ответчик досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, поэтому договор найма специализированного жилого помещения подлежит прекращению, а ответчик выселению без предоставления другого жилого помещения.
Решением Татищевского районного суда Саратовской области от 16.12.2015 года исковые требования администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области удовлетворены частично. С Брызгалова С.В. в пользу администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области взыскана задолженность по оплате за пользование жилым помещением за период с 01.02.2015 года по 12.11.2015 года в размере ... рублей ... копеек, пени за несвоевременное внесение платы за пользование жилым помещением за период с 10.10.2014 года по 12.11.2015 года в размере ... рублей ... копейка, а всего ... рублей ... копеек. В остальной части иска отказано.
Администрация городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области не согласилась с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о выселении Брызгалова С.В. из служебного жилого помещения и принять по делу в этой части новый судебный акт, которым указанные исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы ссылается на нарушение и неправильное применение судом норм материального права. Указывает на то, что ответчик не относится к категории лиц, перечисленных в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Кроме этого, Брызгалов С.В. на учете нуждающихся в жилом помещении до 01.03.2005 года ни в органах местного самоуправления, ни в уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации не состоял, в настоящее время не состоит; мер к постановке на учет нуждающегося в жилом помещении не предпринимает.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Брызгалова С.В. - Костерина Т.А. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии Брызгалов С.В., извещённый о месте и времени слушания дела, не явился, о причинах неявки суду не сообщил. В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу о необходимости его отмены в части по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и установлено судом, что Брызгалов С.В. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в войсковой части N на территории Татищевского гарнизона Саратовской области.
На основании распоряжения администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области от 29.05.2009 года N 188-р Брызгалову С.В. на состав семьи и трех человек (Брызгалов С.В., жена Б.В.В., сын жены Б.А.Н.) была предоставлена служебная квартира "адрес".
18.06.2009 года администрация городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области заключила с Брызгалов С.В. договор найма служебного жилого помещения, согласно которому спорная квартира была предоставлена ответчику и членам его семьи для временного проживания, в связи с контрактом о прохождении военной службы в Татищевском гарнизоне Саратовской области.
17.10.2013 года брак между Брызгалов С.В. и Б.В.В. прекращен.
Администрация городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области обеспечило Б.В.В. жилым помещением по договору социального найма (однокомнатной квартирой N в "адрес"). С "дата" года Б.В.В. является собственником данной квартиры на основании договора о приватизации жилого помещения от "дата" года.
Брызгалов С.В. до настоящего времени зарегистрирован в спорной квартире, по сведениям регистрирующего органа другого жилого помещения в собственности не имеет.
Жилой дом "адрес" находится в собственности городского округа ЗАТО Светлый Татищевского района Саратовской области с 03.12.2004 года, передан в муниципальную собственность на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 года N 392-р, распоряжения Министерства имущественных отношений от 22.04.2002 года N 1017-р "О передаче в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Министерства обороны России", в соответствии с актом приема-передачи объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения от войсковой части N и распоряжения главы муниципального образования ЗАТО Светлый Саратовской области от 31.05.2002 года N 124-р.
Приказом командира войсковой части N от 17.08.2010 года N 043 командир группы подготовки и пуска майор Брызгалов С.В. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением условий контракта по подпункту "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона, календарная выслуга в вооруженных силах составила 20 лет, в льготном исчислении 25 лет 3 месяца.
13.03.2015 года и 27.07.2015 года истец направлял ответчику уведомления о необходимости освобождения спорного жилого помещения.
Также судом установлено, что за период с 01.02.2015 года по 12.11.2015 года у Брызгалова С.В. имеется задолженность по оплате за жилое помещение в размере ... рублей ... копеек, пени за несвоевременное внесение платы за пользование жилым помещением за период с 10.10.2014 года по 12.11.2015 года составили ... рублей ... копейка.
Поскольку решение районного суда об удовлетворении исковых требований администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области о взыскании с Брызгалова С.В. указанной задолженности и пени участниками процесса не обжалуется, в данной части судебный акт не подлежит проверке судом апелляционной инстанции.
Отказывая истцу в удовлетворении оставшейся части исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями абзаца 12 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пришел к выводы о том, что Брызгалов С.В. не может быть выселен из спорного жилого помещения, поскольку квартира была предоставлена ему в связи с прохождением военной службы, он имеет право быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как имеет выслугу более 20 лет, до настоящего времени жилым помещением по избранному месту жительства не обеспечен, иного жилья не имеет.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, полагает, что доводы жалобы администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области заслуживают внимания.
Согласно пункту 1 статьи 15 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 22.01.1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставлялись служебные жилые помещения или общежития, а при продолжении военной службы свыше этих сроков - жилые помещения на общих основаниях.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем в настоящее время регулируются нормами Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции действовавшей на момент спорных правоотношений) предусматривалось, что военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Из послужного списка Брызгалова С.В. следует, что он заключил контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года.
Согласно абзацу первому пункта 14 статьи 15 названного выше Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Содержание названных норм в их взаимосвязи указывает на то, что военнослужащие, заключившие контракт и назначенные после окончания военно-учебного заведения на воинские должности до 1 января 1998 года, подлежат обеспечению жилыми помещениями на общих основаниях по месту военной службы (в старой редакции Закона - после пяти лет военной службы после окончания военно-учебного заведения).
Каких-либо оснований для обеспечения таких военнослужащих жилыми помещениями для постоянного проживания не по месту военной службы в период ее прохождения не имеется. Право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства у них возникает только при увольнении с военной службы и только при наличии определенных условий, а именно при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Однако, как усматривается из материалов дела, Брызгалов С.В. был уволен с военной службы досрочно в связи с невыполнением условий контракта, то есть по основанию, не предусмотренному пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Кроме этого, в соответствии с подпунктом "а" пункта 22 Инструкции, утверждённой Приказом министра обороны Российской Федерации от 30.09.2002 года N 350 "Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации" (действующей на момент увольнения Брызгалова С.В. с военной службы), командир (начальник) воинской части обязан за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта уточнить у военнослужащего вопрос заключения им нового контракта, учитывая наличие необходимой выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет, состояние здоровья, обеспеченность жилым помещением по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При увольнении в листе беседы с командиром войсковой части 02.08.2010 года Брызгалов С.В. указал, что жилой площадью по установленным нормам обеспечен, в списках очередников на улучшение жилищных условий он не состоит.
Вывод районного суда о том, что Брызгалов С.В. учтен в качестве нуждающегося в жилом помещении с 15.12.2004 года и по настоящее время, имеющимися в деле доказательствами не подтверждается.
В соответствии с положениями Инструкции, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещения в Вооруженных Силах Российской Федерации" (действовавшей на момент увольнения Брызгалова С.В. с военной службы) военнослужащие, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечиваются служебными жилыми помещениями (жилыми помещениями в общежитиях), признаются нуждающимися в получении служебных жилых помещений (жилых помещений в общежитиях) по основаниям, определенным указанным Федеральным законом.
Военнослужащие, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" могут обеспечиваться жилыми помещениями по договорам социального найма, признаются нуждающимися в получении жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, определенным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и указанным Федеральным законом (пункт 25).
Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по форме согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению N 5 к настоящей Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) (пункт 26).
Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются военнослужащие, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений (пункт 29).
Ежегодно с 1 по 30 января КЭЧ района проводит перерегистрацию военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). В ходе перерегистрации, при необходимости, дополнительно проверяются жилищные условия очередников (пункт 30).
Военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случаях получения служебного жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 31).
Согласно копии выписки из протокола от "дата" года N заседания жилищной комиссии войсковой части N Брызгалову С.В. спорная квартира была распределена в качестве служебной, также жилищная комиссия приняла решение об исключении ответчика, состоявшего на учете с 15.12.2004 года, из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий после оформления договора найма служебного жилого помещения.
Доказательств признания указанного решения незаконным либо его отмены материалы дела не содержат.
Поскольку судом первой инстанции не в полном объеме были установлены значимые по делу обстоятельства, к материалам дела судом апелляционной инстанции приобщены дополнительные доказательства для совместного рассмотрения с апелляционной жалобой.
Указанные доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости, обстоятельства, в подтверждение которых они были получены, судебная коллегия считает установленными.
Так, судебной коллегией установлено, что 20.01.2015 года Брызгалов С.В. в лице своего представителя Костериной Т.А. обращался в Саратовский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие командира войсковой части N, выразившееся в непринятии мер по реализации права Брызгалова С.В. в жилье при увольнении с военной службы, и обязать руководителя 5 отдела федерального казенного государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть вопрос об обеспечении Брызгалова С.В. жильем в установленном порядке.
Вместе с тем, ответчик отказался от указанного иска, определением от 18.02.2016 года указанный отказ принят Саратовским гарнизонным военным судом, производство по делу по административному иску Брызгалова С.В. прекращено.
Из материалов названного административного дела следует, что каких-либо мер по обеспечению майора запаса Брызгалова С.В. постоянным жилым помещением командование войсковой части N и жилищная комиссия войсковой части N не принимали в связи с отсутствием оснований, в списках нуждающихся в жилом помещении Брызгалов С.В. не значится.
На запрос судебной коллегии командир войсковой части N также сообщил, что Брызгалов С.В. права на обеспечение жильем при увольнении из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации не имел, так как в установленном порядке нуждающимся в получении жилья не признавался.
Из указанного сообщения, а также сообщения начальника 5-го отдела федерального казенного государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление Жилищного обеспечения" следует, что Брызгалов С.В. с рапортом о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении не обращался.
Доказательств нахождения Брызгалова С.В. на учете нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма в администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области также не имеется.
Статья 104 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы, а также в иных случаях, установленных законом. Увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 2 настоящей статьи.
Обязанность Брызгалова С.В. освободить спорное жилое помещение содержится и в пункте 18 договора найма служебного жилого помещения, согласно которому в связи с окончанием срока службы, наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение.
Поскольку на момент увольнения и исключения из списков личного состава воинской части Брызгалов С.В. не был признан нуждающимся в жилом помещении, он не относится к категории лиц, указанных в абзаце 12 части 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также к категории лиц, указанных в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, уволен с военной службы за невыполнение условий контракта, действие договора найма спорного служебного жилого помещения подлежит прекращению, ответчик подлежит выселению из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения.
Перечисленные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции об отказе администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области в удовлетворении исковых требований о выселении Брызгалова С.В. из служебного помещения нельзя признать правомерным.
В силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права судом первой инстанции является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии со статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение.
При неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, суд первой инстанции допустил неправильное толкование вышеприведённых норм права, что привело к неправильному применению материального закона.
В целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции, решение районного суда следует отменить в части отказа администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области в удовлетворении исковых требований о выселении Брызгалова С.В. из служебного жилого помещения и принять в этой части новое решение, которым указанные исковые требования удовлетворить.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Татищевского районного суда Саратовской области от 16.12.2015 года в части отказа в удовлетворении исковых требований администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области к Брызгалову С.В. о выселении из служебного жилого помещения отменить.
Принять в этой части новое решение, которым указанные исковые требования удовлетворить.
Выселить Брызгалова С.В. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", без предоставления другого жилого помещения.
В остальной части решение Татищевского районного суда Саратовской области от 16.12.2015 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.