Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Литвиновой М.В., Поляниной О.А.,
при секретаре Дагаевой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Котловой А.Н., Даниловой М.А., Милачковой В.А. к правительству Саратовской области, комитету по управлению имуществом Саратовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
(далее - ФГБУ "ФКП Росрестра") о признании незаконными действий по применению удельного показателя кадастровой стоимости в отношении образуемых земельных участков и решения об отклонении заявления об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости относительно кадастровой стоимости земельных участков по апелляционной жалобе
Котловой А.Н., Даниловой М.А., Милачковой В.А. на решение Саратовского областного суда от 10 декабря 2015 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения представителя административных истцов Милачковой В.А., Котловой А.Н., Даниловой М.А. - Баталина В.В. по доверенности от "дата", "дата" и
"дата" соответственно, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Котлова А.Н., Данилова М.А., Милачкова В.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к правительству Саратовской области, комитету по управлению имуществом Саратовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, ФГБУ "ФКП Росрестра" о признании незаконными действий по применению удельного показателя кадастровой стоимости в отношении образуемых земельных участков и решения об отклонении заявления об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости относительно кадастровой стоимости земельных участков.
Требования административными истцами мотивированы тем, что им на праве общей долевой собственности принадлежал земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью " ... " кв.м, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которого решением суда установлена равной его рыночной стоимости - "рублей". Собственниками был произведен раздел указанного земельного участка, в результате чего образован 31 земельный участок. Сведения о земельных участках "дата" внесены в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка с кадастровым номером N площадью " ... " кв.м составила "рублей". Административные истцы полагали, что при определении кадастровой стоимости указанного земельного участка органом кадастрового учета неправильно применен удельный показатель кадастровой стоимости (707,67 рублей/кв.м), определенный в результате государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (массовой оценки), поскольку применению подлежал удельный показатель кадастровой стоимости, рассчитываемый индивидуально путем вычисления величины кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, в размере "рублей" к величине его площади " ... " кв.м., что составляет 248,46 рублей/кв.м. Административные истцы обратились в орган кадастрового учета с заявлением об исправлении технической ошибки в кадастровой стоимости земельного участка, однако решением ФГБУ "ФКП Росреестра"
от "дата" заявление было отклонено.
Административные истцы просили суд признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по применению удельного показателя кадастровой стоимости в размере 707,67 рублей/кв.м для определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков путем разделения земельного участка с кадастровым номером N; обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении образуемых земельных участков путем раздела указанного земельного участка, применив для определения кадастровой стоимости образуемых земельных участков удельный показатель кадастровой стоимости в размере 248,46 рублей/кв.м, определяемый способом вычисления отношения величины кадастровой стоимости в размере "рублей", установленной решением суда, преобразуемого объекта недвижимости с кадастровым номером N к величине его площади - " ... " кв.м.; признать незаконным решение от "дата"
ФГБУ "ФКП Росреестра" об отклонении заявления от "дата" об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N; обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости относительно кадастровой стоимости указанного земельного участка, указав ее равной в размере "рублей".
Рассмотрев спор, суд первой инстанции постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Котлова А.Н., Данилова М.А., Милачкова В.А. просят решение суда отменить, ссылаясь на неправильное толкование судом норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований. Полагают ошибочным вывод суда о том, что порядок определения кадастровой стоимости всех вновь образуемых земельных участков осуществляется на основании удельного показателя, утвержденного в результате государственной кадастровой оценки земель. По мнению авторов жалобы, такой порядок определения кадастровой стоимости применим только в отношении именно вновь образуемых земельных, тогда как в данном споре земельные участки образовались в результате раздела исходного земельного участка, поэтому подлежит применению удельный показатель кадастровой стоимости, рассчитываемый индивидуально.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
В силу части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В статье 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона N 135-ФЗ) определено понятие государственной кадастровой оценки как совокупности действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, утверждение результатов определения кадастровой стоимости и т.д.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона N 135-ФЗ). Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 указанного Закона, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
Как установлено судом первой инстанции, Котловой А.Н., Даниловой М.А. и Милачковой В.А. на праве общей долевой собственности (по 1/3 доли) принадлежал земельный участок из категории земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью
" ... " кв.м, кадастровый номер N, расположенный по адресу: "адрес", который поставлен на кадастровый учет "дата".
Вступившим в законную силу решением "суда" от "дата" установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере "рублей".
"дата" в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N образован 31 земельный участок, в том числе земельный участок с кадастровым номером N, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка с кадастровым номером N рассчитана органом кадастрового учета исходя из удельного показателя кадастровой стоимости соответствующей группе N 2 видов разрешенного использования, установленного в соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 декабря 2012 года N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" в размере 707,67 рублей/кв.м, и составила "рублей".
Согласно приложению N 2 к указанному распоряжению удельный показатель кадастровой стоимости земель, находящихся в кадастровом квартале N, вид разрешенного использования N 2, которому соответствует земельный участок с кадастровым номером N, определен в размере 707,67 рублей/кв.м.
"дата" Котловой А.Н., Даниловой М.А. и Милачковой В.А. обратились в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением об устранении технической ошибки в сведениях государственного кадастра о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" N от
"дата" указанное заявление отклонено. Основанием к отказу явилось то, что кадастровая стоимость земельного участка рассчитана в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года N 222 (далее - Методические указания), исходя из удельного показателя кадастровой стоимости группы N 2 видов разрешенного использования, установленного в соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 декабря 2012 года N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".
Разрешая заявленные административными истцами требования, суд первой инстанции исходил из того, что в силу статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), определяющие порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
На основании Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение пунктов 11 и 13 Правил приказом Минэкономразвития РФ
от 12 августа 2006 года N 222 утверждены Методические указания, которые применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке (пункт 1.2).
В силу пункта 2.1.17 Методических указаний в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
В пункте 13 Правил предусмотрено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами права, пришел к обоснованному выводу о том, определенная органом кадастрового учета кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка основана на законе и не противоречит порядку определения кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков.
При этом судом правильно отклонены доводы административных истцов о том, что в письме ФГБУ "ФКП Росреестра" от 12 февраля 2013 года N 11-0311-КЛ "О предоставлении разъяснений" установлен порядок определения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости, согласно которому в случае отсутствия сведений о значении удельного показателя кадастровой стоимости преобразуемого объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости преобразуемого объекта допускается возможным производить такой расчет путем вычисления отношения величины кадастровой стоимости преобразуемого объекта недвижимости к величине его площади с дальнейшим округлением до сотых.
Исходя из содержания приказа Росреестра от 26 декабря 2011 года N П/531 и приказа Росреестра от 12 мая 2015 года N П/210 ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, однако полномочиями по установлению порядка определения кадастровой стоимости таких объектов не наделено, в связи с чем указанные разъяснения не содержат нормативно-правового характера и не подлежат применению в данной части.
Более того, из содержания разъяснения прямо не следует, что в случае определения кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков в результате раздела следует применять и рассчитывать удельный показатель кадастровой стоимости преобразованного земельного участка равной его рыночной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером N в результате раздела и образования в связи с этим других земельных участков прекратил свое существование.
Соответственно, расчет удельного показателя исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, установленной судебным актом, не может быть применен, поскольку на момент определения кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков прекращает свое существование со всеми качественными и количественными характеристиками преобразуемый земельный участок, в том числе со сведениями о его кадастровой стоимости.
При определении кадастровой стоимости земельного участка орган кадастрового учета обязан использовать значение удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденное при проведении государственной кадастровой оценки для земель соответствующей категории и оценочной группы (либо для соответствующего земельного участка).
Каким-либо нормативно-правовым актом орган кадастрового учета не уполномочен самостоятельно вести расчет (определение) удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков.
Для установления кадастровой стоимости образованных земельных участков равной их рыночной стоимости землепользователю необходимо вновь определять рыночную стоимость каждого образованного земельного участка, поскольку у каждого из образованных участков появились новые уникальные характеристики, такие как площадь, местоположение (удаленность от населенных пунктов и дорог), перечень почвенных разновидностей и т.д., и рыночная стоимость вновь образованных земельных участков не тождественна рыночной стоимости преобразуемого земельного участка, также как их удельные показатели.
Положениями статей 24.18 и 24.19 Закона N 135-ФЗ кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости. Между тем кадастровая стоимость равная рыночной, установленная судебным актом, преобразуемого земельного участка определена на иную дату, что в целом опровергает доводы административного иска о применении удельного показателя, рассчитанного на основании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе Котловой А.Н., Даниловой М.А., Милачковой В.А. в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, поскольку оспариваемые действия ФГБУ "ФКП Росреестре" и решение ФГБУ "ФКП Росреестре" от "дата" приняты в пределах компетенции органа кадастрового учета с соблюдением порядка принятия таких решений на основании нормативных актов в области оценочной деятельности, в связи с чем правовых оснований для признания их незаконными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к иному толкованию ее авторами действующего земельного законодательства и законодательства об оценочной деятельности, что не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено.
При таком положении оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Саратовского областного суда от 10 декабря 2015 года оставить
без изменения, апелляционную жалобу Котловой А.Н., Даниловой М.А., Милачковой В.А. -
без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.