Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Кожемякиной М.В.,
судей Гулевой Г.В., Маслова Д.А.,
при секретаре Лысенко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 февраля 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Федеральной службы исполнения наказаний России С.К.Г. на решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 02 ноября 2015 года, которым постановлено:
"исковые требования К.В.И. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании права на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и понуждении поставить на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - удовлетворить частично.
Признать за К.В.И. право на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить К.В.И., с составом семьи пять человек, на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований К.В.И. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области о признании права на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и понуждении поставить на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - отказать".
Заслушав доклад судьи Кожемякиной М.В., судебная коллегия
установила:
Истец К.В.И. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области (далее - УФСИН России по АО), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) о признании права на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и понуждении поставить на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что проходил службу в уголовно-исполнительной системе, уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет в календарном исчислении на момент увольнения составила более 23 лет. В период прохождения службы ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением с приложением необходимых документов в территориальную комиссию УФСИН России по АО по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно выписке из протокола N 1 от 11.11.2013 его документы, расчеты на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты были направлены в УФСИН России. Решением комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в постановке на учет для получения указанной выплаты ввиду увольнения со службы и отсутствия документов, подтверждающих постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.03.2005. Полагал, что данные действия ответчиков являются незаконными, нарушающими его права.
Представитель истца заявленные истцом требования и доводы в их обоснование поддержал в полном объеме. Просил их удовлетворить.
Представитель ответчиков УФСИН России по АО, ФСИН России с заявленными требованиями и доводами в их обоснование не согласился, указав на их необоснованность.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившегося в судебное заседание истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, ходатайствовавшего о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился представитель ответчика ФСИН России.
В апелляционной жалобе просил решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы указал, что судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, в решении имеется недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Кроме того, имеет место нарушение и неправильное применение норм материального права.
Полагает, что принятое комиссией ФСИН России 03.10.2014 решение в отношении К.В.И. законно и обоснованно.
На момент рассмотрения рапорта, истец, как гражданин, уволенный со службы, и не поставленный до 01.03.2005 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также не поставленный в период службы на учет на получение единовременной социальной выплаты, на 03.10.2014, не имел право на нее.
Считает, что решение комиссией ФСИН России принято законно, нарушений норм действующего законодательства, прав и законных интересов истца не допущено.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель истца просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о его рассмотрении.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившегося в судебное заседание истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителя ответчиков ФСИН России, УФСИН России по АО, представителя истца, судебная коллегия в пределах доводов жалобы оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
Так, п. 1 ст. 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" от 30.12.2012 N 283 - ФЗ (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 N 283 - ФЗ) закрепляет положение о том, что сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В соответствии с п. 3 ст. 4 указанного Федерального закона от 30.12.2012 N 283 - ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты установлены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 (далее - Правила).
В силу п. 23 указанных Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Согласно п. 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении.
Как следует из п.п. 8, 10.1, 10.2 Порядка, утвержденного Приказом ФСИН России от 29.08.2013 N 496 комиссия ФСИН России осуществляет принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него.
Из материалов дела видно и в судебном заседании было установлено, что истец проходил службу в уголовно-исполнительной службе исполнения наказаний России с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на 11.11.2013 общая продолжительность службы в календарном исчислении составила 23 года 02 месяца 18 дней.
К.В.И. зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес". Совместно с ним в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают жена - К.Н.А., сын - К.М.В., сын - К.Д.В., сын - К.Г.В. Общая площадь данного жилого помещения составляет "данные изъяты" кв.м.
Сособственниками вышеуказанного жилого помещения являются К.Н.А., К.М.В., за которыми зарегистрировано по "данные изъяты" доли в праве общей долевой собственности.
Право собственности на недвижимое имущество, расположенное на территории "адрес" на К.В.И. и членов его семьи: ФИО16 ( Ш.Н.А.., К.М.В., К.Д.В., К.Г.В. не зарегистрировано.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением с приложением необходимых документов в территориальную комиссию УФСИН России по АО по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Комиссией ФСИН России 03.10.2014 К.В.И. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст.ст. 4, 6 ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ (в связи с увольнением истца ДД.ММ.ГГГГ и не постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до 01.03.2005).
Удовлетворяя исковые требования, руководствуясь указанными нормами права, исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исходя из положений Федерального закона от 30.12.2012 N 283 и Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 приобретение права на получение социальной выплаты сотрудника уголовно-исполнительной системы, обратившегося в период прохождения службы за указанной мерой социальной поддержки, не ставится в зависимость от даты рассмотрения заявления сотрудника комиссией ФСИН России (до или после увольнения его из органов и учреждений уголовно-исполнительной системы).
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, полагает их правильными, мотивированными, основанными на системном анализе норм материального права, поэтому оснований для их переоценки не находит.
Представленные документы полностью подтверждают те условия и основания, с которыми закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья для определенной категории лиц.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что выводы суда основаны на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных доказательств, правовая оценка которым судом дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы, которые по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 02 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Федеральной службы исполнения наказаний России С.К.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В. Кожемякина
Судьи
Г.В. Гулева
Д.А. Маслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.