Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Смоленцева М.В.,
судей Корепановой С.В., Панас Л.Ю.,
при секретаре Маликовой О.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по апелляционным жалобам войсковой части 20851 и Территориального отделения в Архангельской области - г. Архангельск ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" на решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 06 октября 2015 г., которым постановлено:
"Исковые требования Антоновой Т.В. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО к Департаменту имущественных отношений обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Антоновой Т.В. и ее сыном ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения право пользования жилым помещением, расположенным по адресу "адрес" на условиях договора социального найма.
Признать за Антоновой Т.В. и ее сыном ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения в порядке приватизации право собственности по ** доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение- квартиру, состоящую из одной комнаты общей площадью "данные изъяты" кв. м., расположенное по адресу: "адрес".
В удовлетворении требований Антоновой Т.В. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации", ФГКУ "Западрегионжилье" отделение в Архангельской области отказать.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности за Антоновой Т.В. на ** долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в Управлении Федеральной регистрационной службе по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности за ФИО на ** долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в Управлении Федеральной регистрационной службе по Архангельской области и Ненецкому автономному округу."
Заслушав доклад судьи Корепановой С.В., судебная коллегия
установила:
Антонова Т.В. обратилась в суд в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего сына ФИО с иском к Департаменту имущественных отношений обеспечения Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", ФГКУ "Западрегионжилье" отделение в Архангельской области о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, передачи в собственность жилого помещения в порядке приватизации.
Мотивировала требования тем, что является ответственным квартиросъемщиком жилого помещения - квартиры "адрес", в котором также зарегистрирован ее сын ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Данное жилое помещение было предоставлено ее бывшему мужу ФИО1, как военнослужащему. В сентябре 2014 г. направила ответчикам заявление о разрешении приватизации, но получила отказ. Ранее она и ее сын в приватизации не участвовали, иных жилых помещений в собственности не имеют, квартира является их постоянным местом проживания. Указанное жилое помещение к категории жилья, не подлежащего приватизации, не относится, поскольку военный городок, в котором оно находится, исключен из перечня закрытых военных городков.
Истец Антонова Т.В. в судебное заседание не явилась, в порядке судебного поручения дала объяснения в судебном заседании Центрального районного суда г. Калининграда, заявленные требования поддержала, дополнительно пояснив, что после расторжения брака ее бывший муж выехал в другой город, она фактически проживала в спорной квартире до марта 2015г., сохраняет за собой право на указанную квартиру, оплачивает счета за коммунальные услуги.
В ходе рассмотрения дела по существу истец уточнила исковые требования. Просила суд признать за ней и ее сыном право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, а также признать за ними право собственности по ** доли в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение.
Представитель истца Зубринович Ю.И., представители ответчиков Департамента имущественных отношений обеспечения Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Западрегионжилье", ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, представитель третьего лица администрации МО "Ухтостровское" в судебное заседание не явились.
В письменных возражениях на иск ФГКУ "Западрегионжилье" указывает, что спорное жилое помещение не подлежит передаче в порядке приватизации, так как находится на территории ранее закрытого военного городка, все квартиры предоставлены, в том числе военнослужащему ФИО1 со статусом служебного. После расторжения брака с ФИО1 истец утратила право пользования жилым помещением, поскольку не является членом семьи военнослужащего. С ДД.ММ.ГГГГ истец в жилом помещении не проживает, договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда. Заявления о заключении договора социального найма жилого помещения от истца не поступало.
Из отзыва на исковое заявление ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ следует, что имущество учреждения находится в федеральной собственности и закреплено за ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" МО РФ на праве оперативного управления, в связи с чем Учреждение не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться переданным ему имуществом. Полагает, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Суд принял указанное выше решение, с которым не согласились войсковая часть 20851 в лице представителя Пилипенко И.Ю. и Территориальное отделение в Архангельской области - г. Архангельск ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" в лице представителя Скворцовой Н.С., просят его отменить.
В апелляционной жалобе представитель войсковой части 20851 ссылается на то, что при рассмотрении дела задеты интересы войсковой части, которая не была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, так как жилой военный городок N 74 в д. Рембуево входит в состав войсковой части 20851. Указывает, что Антонова Т.В. не проживает в спорной квартире с ДД.ММ.ГГГГ, сдает ее по договору найма, сама проживает в Калининграде. Истцом не представлен в материалы дела договор социального найма на спорную квартиру, который считается расторгнутым со дня выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства. Суд не принял во внимание, что спорная квартира была предоставлена военнослужащему ФИО1, который был исключен из списков части в ДД.ММ.ГГГГ. На момент его исключения жилье являлось служебным, так как военный городок N 74 был закрытым. После прекращения военно-служебных обязанностей право пользования предоставленными служебными жилыми помещениями сохраняется за военнослужащими, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Истец и ее бывший муж на таком учете не состояли, подтверждающие документы в деле отсутствуют. Кроме этого, в случае прекращения семейных отношений с нанимателем служебного помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя этого жилого помещения не сохраняется. Судом первой инстанции неверно истолкованы нормы ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Выслуга лет у бывшего супруга Антоновой Т.В. составляет менее десяти лет, и в списках нуждающихся в жилых помещениях он не состоял, не приобрел право на получение жилья в собственность бесплатно. Судом не учтено, что специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, не подлежат приватизации. В соответствии с Федеральным законом "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, в том числе и жилье, находится исключительно в федеральной собственности.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Территориальное отделение в Архангельской области - г. Архангельск ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" указывает, что в адрес отделения судом не направлялись документы, подтверждающие предоставление спорного жилого помещения бывшему мужу Антоновой Т.В., в решении такие документы также не указаны. В соответствии с требованиями действующего законодательства бывший муж истца должен быть признан нуждающимся в получении жилого помещения, но данный факт не отражен судом в решении. В материалах дела отсутствуют сведения о признании истца нуждающейся в жилом помещении, ордер на спорную квартиру. Судом не принято во внимание, что Антонова Т.В. и ее несовершеннолетний сын освободили спорное жилое помещение, с ДД.ММ.ГГГГ в нем не проживают, сохраняют в нем только регистрацию. Суд не выяснил, кому предоставлялось спорное жилое помещение, на основании каких документов. Не установлен факт проживания в нем истца.
Возражая против доводов, изложенных в апелляционной жалобе войсковой части 20851, представитель истца просит оставить ее без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заслушав представителя войсковой части 20851 Ефремову Ю.И., главу администрации МО "Ухтостровское" Шилинскую Т.Н., поддержавших доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что жилое помещение, по поводу которого возник спор, расположено по адресу: "адрес".
На основании решения жилищной комиссии войсковой части 20851 от ДД.ММ.ГГГГ N старшему матросу контрактной службы ФИО1 на состав семьи три человека выделена в качестве служебной указанная двухкомнатная квартира.
На момент выделения квартиры ФИО1, пос. Рембуево, в котором она расположена, относился к военному закрытому городку N 74, имеющему на основании распоряжения Правительства РФ от 01 июня 2000 г. N 752-р жилищный фонд.
Приказом командира войсковой части 20851 от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 исключен из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ., выехал из спорного жилого помещения.
В настоящее время квартиру занимают и состоят на регистрационном учете по месту жительства Антонова Т.В. (бывшая супруга) и ФИО (сын), ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Судом также установлено, что Антонова Т.В. и ФИО право на приватизацию не использовали, собственниками жилых помещений не являются.
Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. N 487-р "О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 г. N 752-р" пос. Рембуево исключен из перечня закрытых военных городков.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что спорное жилое помещение, как на момент предоставления ее истцам в ДД.ММ.ГГГГ., так и на момент разрешения спора в 2015 г., к служебному жилому помещению не относилось и не относится, в связи с чем, истцы занимают его на условиях договора социального найма. Кроме того, исключение военного городка из перечня жилищного фонда закрытых военных городков Вооруженных сил РФ также является основанием для изменения статуса специализированного жилищного фонда и применения к возникшим правоотношениям норм, установленных для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, и, соответственно, приобретение истцами права пользования спорным жилым помещением на таких условиях, в связи с чем они имеют право на приватизацию данной квартиры на основании Закона РФ от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
С данными выводами суда судебная коллегия не согласна, находит их не основанными на нормах закона, противоречащими материалам дела.
Статьей 2 Закона РФ от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 4 названного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, передано на баланс в ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений", возражавшего против передачи квартиры в собственность истцу.
Определяя статус спорного жилого помещения, суд пришел к выводу о том, что истцы занимают данное жилое помещение на условиях социального найма, поскольку ордер на него как служебное жилое помещение ФИО1 не выдавался, решения администрации органа местного самоуправления о включении спорной квартиры в число служебных не принималось, в качестве служебного спорное жилое помещение в органах государственной регистрации недвижимости не зарегистрировано.
Между тем, данный вывод суда не основан на нормах закона.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения ФИО1, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находилось и не находится, решение о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны РФ не принималось.
По нормам ранее действовавшего законодательства (ст. ст. 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР) основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Между тем, такое решение об обеспечении ФИО1 жилым помещением как лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, отсутствует.
В силу ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
В силу ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Ссылка суда на отсутствие в деле доказательств, подтверждающих принятие уполномоченным органом - администрацией МО "Ухтостровское" решения о присвоении спорной квартире статуса служебного, необоснованна, поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
По смыслу ст. ст. 59, 71 (п. "т") Конституции РФ, военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Одновременно названный Федеральный закон закрепил предоставление служебного жилого помещения в качестве приоритетной формы обеспечения жильем на весь срок военной службы для военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей (абз. 4 - 7 п. 1 ст. 15).
Согласно абз. 8 п. 1. ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Действительно, п. 6 ст. 15 указанного закона предусматривает право военнослужащих, а также лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Аналогичный запрет на приватизацию жилых помещений в домах закрытых военных городков, а также служебных жилых помещений установлен ст. 4 Закона РФ от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Проанализировав приведенные положения действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жилая площадь в закрытых военных городках предназначена для обеспечения жильем военнослужащих и других лиц, состоящих в связи с Вооруженными Силами Российской Федерации, исключительно на период их службы или работы, а следовательно, такая жилая площадь не может быть использована в целях обеспечения военнослужащих жильем как социальной поддержки со стороны государства.
Таким образом, спорное жилое помещение предоставлено ФИО1 не в связи с обеспечением его жильем, как социальной поддержки со стороны государства, а на период прохождения военной службы, в качестве служебного, поэтому вывод суда о том, что истцы занимали его на условиях договора социального найма является неверным.
Как установлено ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с разделом II Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности" к федеральной собственности относятся объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач. В пункте 2 данного раздела названо имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
В соответствии с ч. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции не учел, что жилищный фонд Вооруженных Сил РФ, в частности, спорная квартира относится к федеральной собственности, что следует из приведенного выше действующего законодательства, а также из представленных ответчиками доказательств.
Уполномоченным органом по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, является Министерство обороны РФ (Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082).
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерству обороны РФ переданы полномочия по принятию решений о включении и исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда, относящегося к имуществу Вооруженных Сил РФ.
Исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства изменение статуса жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь по решению органа, осуществляющего управление жилищным фондом, которым в отношении имущества Вооруженных Сил РФ является Министерство обороны РФ в лице уполномоченных органов.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что решением Министерства обороны РФ спорное жилое помещение исключено из числа служебных. Оснований считать, что квартира, где проживают истцы, утратила статус служебного жилья также не имеется.
Исключение военного городка из перечня закрытых военных городков не влечет прекращение статуса служебных жилых помещений до принятия соответствующего решения уполномоченным органом, а военнослужащий, которому оно было предоставлено на период службы по основаниям, предусмотренным ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не приобретает право на получение его в собственность.
Согласие собственника спорного жилого помещения на передачу его в собственность истцам отсутствует, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных истцами требований у суда не имелось.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит решение суда не соответствующим закону и подлежащим отмене, с вынесением нового решения по делу об отказе истцам в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 06 октября 2015 г. отменить, принять по делу новое решение:
"В удовлетворении исковых требований Антоновой Т.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО, к Департаменту имущественных отношений обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Северо - Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации отказать."
Председательствующий М.В. Смоленцев
Судьи С.В. Корепанова
Л.Ю. Панас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.