Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Верещагина Г.С.,
судей Вершинина А.В. и Рудь Т.Н.,
при секретаре Терентьевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Мирный" Архангельской области на решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 11 ноября 2015 года, которым, постановлено:
"Административное исковое заявление ФИО 1 удовлетворить.
Признать незаконным постановление главы администрации Мирного от 22 сентября 2015 года N об оставлении без рассмотрения заявления ФИО 1 о признании ее и членов семьи малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального образований "Мирный" по договору социального найма.
Обязать администрацию Мирного рассмотреть по существу заявление ФИО 1 о признании ее и членов ее семьи ФИО 2, ДД.ММ.ГГГГ и ФИО 3, ДД.ММ.ГГГГ малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального образований "Мирный" по договору социального найма.
Взыскать с казны муниципального образования "Мирный" в пользу ФИО 1 в возврат государственной пошлины "данные изъяты" рублей, в возмещение расходов по оплате юридических услуг по правовой оценке документов и консультированию "данные изъяты" руб., за составление административного искового заявления "данные изъяты" рублей и расходы по оплате услуг представителя "данные изъяты" рублей, всего взыскать "данные изъяты" рублей".
Заслушав доклад судьи Вершинина А.В., судебная коллегия
установила:
ФИО 1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Мирный" Архангельской области (далее - администрация Мирного) о признании незаконным постановления главы администрации Мирного от 22 сентября 2015 года N об оставлении без рассмотрения заявления о признании ее и членов ее семьи малоимущими для принятия на учет и предоставления жилого помещения по договору социального найма и обязании повторно его рассмотреть, а также возместить судебные расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей.
В обоснование требования указала, что, при обращении в МУ "Управление социальной политики и здравоохранения администрации Мирного" для признания ее и совместно проживающих с ней членов семьи дочери ФИО 2 и внука ФИО 3, с которыми она ведет совместное хозяйство и имеет общий бюджет, были предоставлены все необходимые документы, предусмотренные Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года N78-5-ОЗ. Полагает, что оснований для оставления заявления без рассмотрения не имелось.
ФИО 1 в судебном заседании требования поддержала.
Представитель административного ответчика администрации Мирного ФИО 4 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласилась администрация Мирного, просит его отменить. В обоснование доводов жалобы указывает на законность и обоснованность вынесенного постановления об оставлении заявления без рассмотрения, поскольку истцом не была представлена справка в отношении сына ФИО 5 о заработной плате или иных доходах, то есть заявление не соответствовало требованиям областного законодательства.
В возражении на апелляционную жалобу представитель административного истца ФИО 6 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Мирного без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав объяснения представителя администрации Мирного ФИО 4, представителя административного истца ФИО 6, судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что ФИО 1 зарегистрирована в жилом помещении в квартире "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., предоставленном по договору социального найма с 1992 года. Также в жилом помещении зарегистрированы наниматель ФИО 7 - бывший муж ФИО 1, сыновья нанимателя - ФИО 8 и ФИО 9., сын ФИО 1 - ФИО 5, ее дочь ФИО 2, внук ФИО 3.
С 2007 года по 2010 годы ФИО 1 проживала по договору краткосрочного найма в квартире "адрес", с 2010 по 2012 годы в том же жилом помещении вместе с дочерью ФИО 2 и внуком ФИО 3., а с 2012 года по настоящее время проживает по договору краткосрочного найма, в том же составе семьи, в квартире "адрес".
В квартире "адрес" проживают наниматель ФИО 7, его сыновья ФИО 8, ФИО 9.
Постановлением главы администрации Мирного от 28 сентября 2010 года ФИО 1 признана малоимущей для принятия на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма и поставлена на такой учет.
В соответствии с постановлением главы администрации Мирного от 18 марта 2011 года N535 внесены изменения в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и ФИО 1 поставлена на такой учет составом семьи из трех человек, с учетом дочери ФИО 2 и внука ФИО 3.
В связи с не предоставлением постановления о признании ФИО 1 совместно с проживающими членами семьи малоимущими для принятия на учет и предоставления жилого помещения по договору социального найма, письмом главы администрации Мирного от 24 августа 2015 года ей было отказано в предоставлении такого жилья.
16 сентября 2015 года ФИО 1 предоставлены документы для проведения повторного подтверждения статуса малоимущей, в том числе, документы в отношении совместно проживающих с ней, дочери ФИО 2 и внука ФИО 3.
Постановлением главы администрации Мирного от 22 сентября 2015 года N1449 заявление ФИО 1 о признании ее и членов семьи малоимущими для принятия на учет и предоставления жилого помещения по договору социального найма оставлено без рассмотрения по существу в связи с не предоставлением всех документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 5 закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года N78-5-ОЗ.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое постановление является незаконным и обязал административного ответчика рассмотреть по существу заявление ФИО 1 о признании ее и членов ее семьи ФИО 2 и ФИО 3 на учет и предоставления им жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального образований "Мирный" по договору социального найма.
Пунктами 3 и 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с частями 1, 2 и 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Порядок признания граждан малоимущими в Архангельской области установлен Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года N78-5-ОЗ (действующим в редакции от 21 апреля 2014 года) "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений и порядке признания граждан малоимущими в Архангельской области" (далее - Закон N78-5-ОЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N78-5-ОЗ граждане признаются малоимущими со дня принятия соответствующего решения уполномоченным органом местного самоуправления в течение трех лет.
По истечении срока, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, решения о признании граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма утрачивают силу. При этом граждане вправе вновь обращаться с заявлениями о признании их малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма (пункт 2 статьи 8 Закона N78-5-ОЗ).
В Закон N78-5-ОЗ вносились изменения и дополнения Законом Архангельской области от 22 апреля 2013 года N663-39-ОЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Архангельской области от 22 апреля 2013 года N663-39-ОЗ граждане, признанные малоимущими до вступления в силу настоящего закона, считаются малоимущими в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего закона.
Следовательно, органы местного самоуправления не могут произвольно устанавливать срок действия своих решений о признании граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, предлагать гражданам вновь (повторно) обращаться с заявлениями о признании их малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до истечения срока ранее принятого решения.
По делу усматривается, что срок действия решения администрации Мирного о признании членов семьи ФИО 1 малоимущими в целях принятия их на учет и предоставления им жилого помещения в силу переходных положений Закона Архангельской области от 22 апреля 2013 года N 663-39-ОЗ не истек.
В деле нет сведений о том, что постановление администрации Мирного от 18 марта 2011 года N535 в установленном законе порядке признано незаконным или отменено.
Поскольку у административного ответчика возник вопрос о необходимости предоставления ФИО 1 документов о доходах на сына ФИО 5, ДД.ММ.ГГГГ, поскольку таковой по его мнению является членом семьи ФИО 1 и этот вопрос оценивался судом первой инстанции, судебная коллегия высказывает позицию относительно данного обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что сын ФИО 1 ФИО 5 членом ее семьи не является.
Понятие членов семьи, присущее семейному законодательству, вытекающее из признака кровных уз (также усыновителей и усыновленных), не совпадает с понятием членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма по жилищному законодательству. Для того, чтобы считать ФИО 5 членом семьи ФИО 1 правовое значение имеет не только факт их кровного родства, но и совместное проживание.
Судом установлено, что, несмотря на то, что ФИО 1 и ее сын ФИО 5 зарегистрированы по одному адресу в квартире "адрес", они оба проживают по различным адресам.
Данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривалось, установлено с очевидностью, в том числе, на основании показаний свидетеля ФИО 5.
Следует также отметить, что по состоянию с даты первичного признания ФИО 1 малоимущей и принятия ее на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма фактическое положение вещей относительно перспективы признания членом семьи ее сына ФИО 5 не изменилось. Как ФИО 1., так и ФИО 5 сохранили регистрацию по одному и тому же адресу. Сведениями о том, что ФИО 5 стал проживать с матерью по одному адресу, то есть как член одной семьи, административный ответчик располагать не стал и на данное обстоятельство не ссылался. ФИО 1 не заявляла сына как члена своей семьи при постановке на указанный учет.
Довод административного ответчика о том, что ФИО 1 и ФИО 5 имеют регистрацию по одному адресу следует оценивать с учетом обстоятельств настоящего дела и правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 4 апреля 1996 года N9-П и от 2 февраля 1998 года N4-П) о том, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Вопрос о взыскании судебных расходов с административного ответчика разрешен правомерно, в соответствии с требованиями статей 111, 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 11 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Мирный" Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий Г.С. Верещагин
Судьи А.В. Вершинин
Т.Н. Рудь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.