Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
судей Пыжовой И.А., Рудь Т.Н.,
при секретаре Терентьевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 25 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе Кошутина О.В. на решение Вельского районного суда Архангельской области от 10 декабря 2015 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - удовлетворить.
Взыскать с Кошутина О.В. в пользу бюджета муниципального образования "Аргуновское" земельный налог по ставкам сельских поселений за 2013 год в размере "данные изъяты"., пени по земельному налогу по ставкам сельских поселений за период с 06 ноября 2014 года по 17 ноября 2014 года в размере "данные изъяты"
Реквизиты для перечисления земельного налога ФЛ по ставкам сельских поселений: счет "данные изъяты".
Взыскать с Кошутина О.В. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере "данные изъяты"".
Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС России N8) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кошутину О.В. о взыскании земельного налога.
В обоснование указано, что Кошутину О.В., как плательщику земельного налога, необходимо произвести доплату налога за 2013 год в размере "данные изъяты" Обязанность по уплате налога ответчик не исполняет. В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате налога ответчику начислены пени.
Просит взыскать с Кошутина О.В. в пользу бюджета МО "Аргуновское" земельный налог по ставкам сельских поселений в размере "данные изъяты" и пени за период с 6 ноября 2014 года по 17 ноября 2014 года в размере "данные изъяты"
Представитель МИФНС России N8 Тупицына Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Кошутин О.В. в суд первой инстанции не явился, его представитель Черняев А.С. в судебном заседании иск не признал, также заявил о пропуске налоговым органом срока обращения в суд.
Суд принял указанное решение, с которым не согласился Кошутин О.В., в поданной апелляционной жалобе просит его отменить.
Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда РФ от 2.07.2013 N17-П и постановление Правительства Архангельской области от 18.12.2012 N595-пп, вступившее в законную силу с 01.01.2013, полагает, что им обоснованно произведен расчет налога за 2013 года с учетом новой кадастровой стоимости, более благоприятной для налогоплательщика, в то время как оплата налога в течение всего 2013 года по завышенной кадастровой стоимости, которая уже является недействующей, не соответствует принципам законности и справедливости.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы МИФНС России N8 просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу п. 1 ст. 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
На основании положений гл. 31 НК РФ земельный налог отнесен к категории местных налогов и в соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ст. 388 НК РФ).
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст.393 НК РФ).
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года.
В силу ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.4).
Судом установлено, что Кошутину О.В. принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым N.
Межрайонной ИФНС России N8 в адрес Кошутина О.В. было направлено налоговое уведомление на уплату земельного налога за 2013 год N от 29 апреля 2014 года с исчисленной суммой земельного налога в размере "данные изъяты", уплата налога в указанном размере произведена Кошутиным О.В. 23 октября 2014 года.
В данном налоговом уведомлении указана кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 N595-пп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области" по состоянию на 5 июня 2012 года.
Налоговым органом в адрес Кошутина О.В. направлено уточненное налоговое уведомление N от 28 сентября 2014 года на уплату земельного налога за 2013 год в размере "данные изъяты" Кадастровая стоимость применена для расчета в размере "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2013 года, как при исчислении налога за 2012 год.
Сумма налога ответчиком не была уплачена, требование об уплате налога не исполнено, в связи с чем налоговый орган обратился в суд.
При разрешении спора суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований административного истца о взыскании с Кошутина О.В. земельного налога исходя из стоимости земельного участка в размере "данные изъяты", поскольку из содержания постановления Правительства Архангельской области N595-пп от 18.12.2012 не усматривается возможность распространения новой кадастровой стоимости на предшествующие 2014 году налоговые периоды.
Судебная коллегия с указанным выводом суда согласна.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Постановление Правительства Архангельской области N595-пп от 18.12.2012 не предусматривает возможность распространения новой кадастровой стоимости на предшествующие 2014 году налоговые периоды, в связи с чем, его применение налоговым органом для расчета земельного налога возможно с 2014 года.
На основании вышеизложенного, действия налогового органа по начислению земельного налога за 2013 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной на 1 января 2013 года, соответствуют требованиям действующего законодательства.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке установленных судом фактических обстоятельств дела, иному ошибочному толкованию норм материального права и не являются основанием для отмены решения суда.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вельского районного суда Архангельской области от 10 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кошутина О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.П. Рассошенко
Судьи
И.А. Пыжова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.