Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 02 марта 2016 г. по делу N 33а-288/2016
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Василенко И.И.,
судей: Меркулова Д.В., Коробенко Э.В.,
при секретаре судебного заседания Азаряне Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе командира войсковой части N на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 16 декабря 2015 г., которым частично удовлетворены заявленные требования "данные изъяты" Подкопаевой Ю.Н. о признании незаконными действий командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанных с отказом в принятии истца на жилищный учет.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя жилищной комиссии войсковой части N - Пронина Н.С., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Подкопаева Ю.Н. первый контракт о прохождении военной службы заключила в ДД.ММ.ГГГГ Жильем от государства за весь период прохождения военной службы она не обеспечивалась. В ДД.ММ.ГГГГ истец впервые обратилась к командованию с рапортом о принятии ее на жилищный учет, однако решением жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N N), утвержденным командиром воинской части, ей в этом было отказано со ссылкой на распоряжение заместителя Министра внутренних дел - главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ. N N, которым определено, что с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет военнослужащих в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма осуществляется исключительно органами местного самоуправления.
Подкопаева Ю.Н. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным указанное решение жилищной комиссии, а также действия командира воинской части, связанные с утверждением данного решения жилищной комиссии. Кроме того, заявитель просила суд возложить на жилищную комиссию и командира войсковой части N обязанность отменить оспариваемое ею решение жилищной комиссии и обязать данную комиссию поставить ее на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным и недействующим с момента принятия решение жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N N) в части отказа Подкопаевой Ю.Н. в принятии на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и обязал командира и жилищную комиссию войсковой части N отменить названное решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии Подкопаевой Ю.Н. на жилищный учет.
В удовлетворении требования Подкопаевой Ю.Н. о возложении на жилищную комиссию войсковой части N обязанности по принятию ее на учет нуждающихся в жилье судом отказано.
В апелляционной жалобе командир войсковой части N просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований. В обоснование автор жалобы ссылается на распоряжение ГК ВВ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N N, согласно которому Подкопаева Ю.Н. не может быть признана нуждающейся в получении жилья по месту прохождения военной службы, поскольку она до ДД.ММ.ГГГГ. не состояла на жилищном учете. Поэтому представитель считает, что вопрос о постановке заявителя на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договорам социального найма подлежит разрешению только органом местного самоуправления по месту ее жительства. Также командир воинской части обращает внимание, что судом первой инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что требования вышеупомянутого распоряжения являются обязательными для него.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 данного Федерального закона.
Утверждение автора жалобы о том, что военнослужащие, не находившиеся на жилищном учете до ДД.ММ.ГГГГ могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма только в органах местного самоуправления по месту жительства, является ошибочным.
В п. 2.1 вышеназванной статьи Федерального закона указано, что в таком порядке подлежат обеспечению жильем лишь граждане, уволенные с военной службы и до ДД.ММ.ГГГГ принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Подкопаева Ю.Н. к такой категории граждан не относится, так как она является военнослужащей, проходящей военную службу по контракту, а следовательно, в случае нуждаемости в предоставлении жилого помещения подлежит обеспечению жильем тем органом исполнительной власти, в котором она проходит военную службу.
Поэтому ссылка автора апелляционной жалобы на распоряжение заместителя министра внутренних дел - главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N N, согласно которому после ДД.ММ.ГГГГ истец по вопросу постановки на жилищный учет должен обращаться в органы местного самоуправления, является необоснованной.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих внутренних войск МВД России определен в утвержденной приказом МВД России от 12 февраля 2010г. N75 Инструкции, п. 22 которой предусмотрено, что военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей. Данное положение Инструкции, вопреки доводам жалобы, распространяется на всех военнослужащих внутренних войск МВД России, независимо от времени их обращения для принятия на жилищный учет.
Ссылка должностного лица на обязательность выполнения им распоряжений вышестоящего командования в данном случае на выводы суда не влияет.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого решения жилищной комиссии и необходимости возложения обязанности на командира и жилищную комиссию войсковой части N повторно рассмотреть вопрос о принятии Подкопаевой Ю.Н. на жилищный учет.
Следовательно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Грозненского гарнизонного военного суда от 16 декабря 2015 г. по административному исковому заявлению Подкопаевой Ю.Н. оставить без изменения, а апелляционную жалобу командира войсковой части N - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.