судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Т.П.,
судей Торговченковой О.В., Федосовой Н.Н.,
при секретаре Земской Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 17 декабря 2015 года, которым постановлено:
"Обязать Государственное учреждение - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить А.А. подгузниками для взрослых, размер " L " (объем талии не менее 100-150 см), впитываемостью не менее 2100 мл в количестве 152 штуки, и абсорбирующим бельем (пеленками), размером не менее 60 x 90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл) в количестве 76 штук, в остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи Торговченковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Ельца Липецкой области обратился в защиту интересов инвалида А.А. с иском к ГУ - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации. Свои требования обосновывал тем, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 12 марта 2014 года, разработанной на срок до 01 марта 2016 года, определена нуждаемость А.А. в обеспечении техническими средствами реабилитации: подгузниками для взрослых в количестве 720 штук в год, впитывающими простынями (пеленками) в количестве 360 штук в год. В ходе проведенной прокурорской проверки выявлены факты обращения А.А. 07 апреля 2014 года и 05 марта 2015 года в территориальный орган Фонда социального страхования РФ с заявлениями об обеспечении согласно индивидуальной программе реабилитации техническими средствами реабилитации (ТСР), однако в нарушение действующего законодательства истица не была обеспечена необходимыми ТСР в полном объеме. В связи изложенным, с учетом уточненных исковых требований, прокурор просил возложить на ответчика обязанность по обеспечению А.А. техническими средствами реабилитации - подгузниками для взрослых в количестве 654 штуки и абсорбирующим бельем (пеленками) в количестве 297 штук.
Истица А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.
Представитель ответчика ГУ - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Илясова Е.В. иск не признала, объяснив, что Фонд имеет обязанность и возможность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации только в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете. За период с 07 апреля 2014 года по 07 апреля 2015 года А.А. не выдали 630 штук подгузников и 90 штук пеленок, а за период с 05 марта 2015 года по 05 марта 2016 года - 210 штук подгузников и 120 штук пеленок.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права, и постановить новое, которым в иске отказать.
Выслушав объяснения прокурора Кима И.Е., полагавшего решение суда законным и обоснованным, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В силу положений статьи 11.1 приведенного Федерального закона, финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В соответствии с пунктами 2-4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи заявления.
В Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р, в качестве технических средств реабилитации включено абсорбирующее белье: подгузники, впитывающие простыни (пеленки) (пункт 22).
Как установлено судом и следует из материалов дела, А.А. является инвалидом 1 группы, инвалидность установлена на срок до 01 марта 2016 года.
Индивидуальной программой реабилитации (ИПР) инвалида, разработанной ФКУ "ГБ МСЭ по Липецкой области" 12 марта 2014 года, определена нуждаемость А.А. в обеспечении техническими средствами реабилитации: подгузниками для взрослых, размер " L " (объем талии не менее 100-150 см), впитываемостью не менее 2100 мл в количестве 720 штук в год и впитывающими простынями (пеленками), размером не менее 60 x 90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл) в количестве 360 штук в год. Срок проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации определен до 01 марта 2016 года. Исполнителем проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР указан Фонд социального страхования Российской Федерации.
Истица через представителя И. 07 апреля 2014 года и 05 марта 2015 года обратилась в ГУ - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлениями об оказании государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации в соответствии с ИПР.
Из материалов дела следует, что 08 июля 2014 года А.А. выданы подгузники в количестве 90 штук, а 26 июня 2014 года и 15 октября 2014 года - пеленки в количестве, соответственно, 90 штук и 180 штук (всего - 270 штук).
Таким образом, А.А. за период с 07 апреля 2014 года по 07 апреля 2015 года не была обеспечена подгузниками в количестве 630 штук и пеленками в количестве 90 штук.
По заявлению от 05 марта 2015 года А.А. предоставлено 510 штук подгузников (10 марта 2015 года - 300 штук, 08 июня 2015 года - 90 штук, 09 ноября 2015 года - 120 штук) и 240 штук пеленок (15 июня 2015 года - 90 штук, 20 июля 2015 года - 90 штук, 16 ноября 2015 года - 60 штук).
Таким образом, за период с 05 марта 2015 года по 01 марта 2016 года истица не обеспечена пеленками в количестве 120 штук, подгузникам в количестве 210 штук.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал установленным, что ответчик не обеспечил инвалида А.А. в полном объеме необходимыми для ежедневного использования техническими средствами реабилитации в количестве, предусмотренном индивидуальной программой реабилитации.
Согласно пункту 15.1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240, в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Исходя из анализа действующего законодательства, следует, что если инвалид не был обеспечен техническими средствами реабилитации, он имеет право на получение компенсации за самостоятельно приобретенные средства, при этом обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе, подгузниками, пеленками, за прошлый период законодательство не предусматривает.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями приведенного законодательства, а также учитывая, что истица частично была обеспечена техническими средствами реабилитации, правомерно обязал ответчика предоставить А.А. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации подгузники в количестве 152 штуки и пеленки в количестве 76 штук, то есть исходя из количества, причитавшегося на оставшийся реабилитационный период, - с даты вынесения решения суда первой инстанции до даты установления инвалидности (с 17 декабря 2015 года по 01 марта 2016 года), отказав в удовлетворении требований о понуждении предоставить ТСР в определенном количестве за прошлое время.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права. В соответствии с действующим законодательством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации за прошедший период могут быть восстановлены только путем выплаты компенсации за понесенные затраты на такие средства.
Довод апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации поставлено в зависимость от поступления денежных средств из федерального бюджета, не может служить основанием к отказу в иске, поскольку, установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, государство приняло на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Финансовое обеспечение предоставления технических средств реабилитации инвалидам возлагается на Фонд социального страхования Российской Федерации, а недостаточность поступлений Фонду социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов на указанные цели из федерального бюджета не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности. Осуществление инвалидом данного права также не поставлено законом в зависимость от финансирования Фонда социального страхования Российской Федерации из федерального бюджета на указанные цели.
Кроме того, доказательств недостаточности финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации ответчик в материалы дела не представил.
Доводы апелляционной жалобы о том, что внеочередное предоставление истцу технических средств реабилитации ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную помощь, не служат основанием для отмены решения суда, так как действующим законодательством очередность предоставления гражданам данной категории технических средств реабилитации не предусмотрена. Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение технического средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком средстве.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает выводы суда по существу заявленных требований правильными, соответствующими установленным обстоятельствам дела и требованиям закона. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не являются основанием к отмене решения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Липецка от 17 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна: судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.