Судья Волгоградского областного суда Маслов О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Алимова С.П. на постановление главного государственного инспектора "адрес" по использованию и охране земель Управления Росреестра по "адрес" К.Н.А. от 8 декабря 2015 года и решение судьи Иловлинского районного суда Волгоградской области от 15 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Алимова С.П.,
установил:
постановлением главного государственного инспектора "адрес" по использованию и охране земель Управления Росреестра по "адрес" К.Н.А. N " ... " от 8 декабря 2015 года Алимов С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Иловлинского районного суда Волгоградской области от 15 января 2016 года постановление главного государственного инспектора "адрес" по использованию и охране земель Управления Росреестра по "адрес" К.Н.А. N " ... " от 8 декабря 2015 года оставлено без изменения, жалоба Алимова С.П. - без удовлетворения.
В своей жалобе на постановление административного органа и решение судьи районного суда, поданной в Волгоградский областной суд, Алимов С.П. считая его незаконными, просит их отменить и прекратить производство по делу.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав Алимова С.П., поддержавшего доводы жалобы и представителя Управления Росреестра по "адрес" Зеленкина А.Н., возражавшего против ее удовлетворения, судья Волгоградского областного суда приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Под использованием земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое без имеющихся на то оснований.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Земельного Кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
В силу ч. 1 ст. 3 ЗК РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (ч. 3 ст. 3 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, главным государственным инспектором "адрес" по использованию и охране земель, начальником "адрес" отдела Росреестра К.Н.А., проведено административное обследование объекта земельных отношений при использовании земельного участка для эксплуатации гаража, расположенного по адресу: "адрес". В результате административного обследования установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Алимовым С.П. зарегистрировано право собственности на гараж, расположенный по адресу: "адрес". Информация о регистрации прав за Алимовым С.П. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок для эксплуатации гаража по указанному адресу, ориентировочной площадью "адрес" отсутствует. В государственном кадастре недвижимости сведения об указанном земельном участке отсутствуют. Алимов С.П. использует земельный участок площадью "адрес"., на котором расположен гараж N " ... ", расположенный по адресу: "адрес"., не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения административным органом Алимова С.П. к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с чем, впоследствии, согласился и судья районного суда, проверявший законность принятого административным органом постановления, в порядке ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как видно из материалов дела земельный участок, используемый Алимовым С.П. для эксплуатации гаража, расположенного по адресу: "адрес", был предоставлен последнему в ДД.ММ.ГГГГ году на основании Разрешения архитектора "адрес" райсовета для строительства кирпичного гаража.
Решением мирового судьи судебного участка N "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ за Алимовым С.П. признано право собственности на гараж, расположенный "адрес" (л.д.73). Впоследствии право собственности Алимова С.П. на данный гараж зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д.74).
Согласно абзацу 2 п. 9.1 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ (ред. от 08.06.2015) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В данном случае, правоустанавливающим документом, для использования земельного участка под строительство гаража, является Разрешения архитектора "адрес" райсовета, выданное Алимову С.П. в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы представителя административного органа об использовании Алимовым С.П. земельного участка без оформленных правоустанавливающих документов, что, по его мнению, образует состав вменяемого заявителю административного правонарушения, не основаны на законе, поскольку Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 46-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с 20 марта 2015 года изложена в новой редакции, согласно которой ответственность установлена за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Учитывая, что Алимов С.П. владеет данным земельным участком как собственник объекта недвижимого имущества, принадлежащего заявителю на праве собственности, выводы судьи районного суда и должностного лица, вынесшего постановление, о наличии в действиях Алимова С.П. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются ошибочными.
При таких обстоятельствах, постановление главного государственного инспектора "адрес" по использованию и охране земель Управления Росреестра по "адрес" К.Н.А. N " ... " от 8 декабря 2015 года и решение судьи Иловлинского районного суда Волгоградской области от 15 января 2016 года нельзя признать законными, а потому они подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Алимова С.П. подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда
решил:
Постановление главного государственного инспектора "адрес" по использованию и охране земель Управления Росреестра по "адрес" К.Н.А. N " ... " от 8 декабря 2015 года и решение судьи Иловлинского районного суда Волгоградской области от 15 января 2016 года - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Волгоградского областного суда О.В. Маслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.