судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего: Колгановой В.М.
судей: Марчукова А.В., Сукачева Д.Ю.,
при секретаре: Булдаковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в интересах недееспособной ФИО2 к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
по апелляционной жалобе Комитета строительства Волгоградской области в лице представителя по доверенности ФИО3,
на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 26 октября 2015 года, которым
иск ФИО1, действующей в интересах недееспособной ФИО2, был удовлетворен.
На Комитет строительства Волгоградской области возложена обязанность по предоставлению ФИО2 благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения, на территории р.п. Городище, Городищенского района, Волгоградской области, площадью, не ниже установленных социальных норм по договору социального найма, во внеочередном порядке, с учетом права на дополнительную площадь.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., представителя Комитета строительства "адрес" по доверенности ФИО3, поддержавшую доводы апелляционной жалобы судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 в интересах недееспособной ФИО2 обратилась с иском к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
В обоснование заявленных требований указала, что ее дочь ФИО2 является инвалидом детства по психическому заболеванию, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В связи с имеющимся заболеванием с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Утверждала, что ответ на ее обращение в Комитет строительства Волгоградской области о предоставлении ФИО2 вне очереди благоустроенного жилого помещения, с учетом права на дополнительную площадь, до настоящего времени получен не был, жилое помещение не предоставлено, в связи с чем, вынуждена проживать с дочерью в жилых помещениях по договору коммерческого найма.
На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, просила обязать ответчика предоставить ФИО2 благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, на территории р.п. Городище, Волгоградской области, во внеочередном порядке, на условиях социального найма.
Определением Городищенского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу была произведена замена ответчика с администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области на Комитет строительства Волгоградской области.
Суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Комитет строительства Волгоградской области в лице представителя по доверенности ФИО3 оспаривает законность и обоснованность постановленного по делу решения суда и просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. Полагает, что судом неверно истолкованы положения ст. 31 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ, не принято во внимание, что обязательства по предоставлению жилого помещения ФИО2 во внеочередном порядке должны быть возложены также на органы местного самоуправления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Частью 2 ст. 57 ЖК РФ, предусмотрены категории граждан, имеющие право на внеочередное получение жилья, и в соответствии с ч. 3 данной статьи к ним относятся граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Так, в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, включены хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния их здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данный перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817.
Как следует из материалов дела, ФИО2 является инвалидом первой группы с детства, бессрочно и вступившим в законную силу решением Городищенского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ была признана недееспособной.
Постановлением Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ над недееспособной ФИО2 установлена опека, опекуном назначена ее мать - ФИО1
Согласно справке ГКУЗ " " ... "" г. Волгограда по состоянию здоровья ФИО2 имеет право пользоваться дополнительной жилой площадью, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включена в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Однако, до настоящего времени ей, как лицу, страдающему хроническим заболеванием, жилое помещение во внеочередном порядке не предоставлено.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, обоснованно руководствовался положениями ст.ст. 14, 57, 58 ЖК РФ, ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378, Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817 и исходил из того, что истец, как инвалид первой группы, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, вправе требовать предоставления жилого помещения во внеочередном порядке.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном возложении обязанности по предоставлению жилого помещения гражданам, страдающим тяжелыми формами заболеваний на Комитет строительства Волгоградской области являются несостоятельными по следующим основаниям.
В силу п. "к", "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 5 ЖК РФ, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определены ст. 13 ЖК РФ.
П.п. "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Одновременно решение вопросов социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 указанного Закона.
При этом п. 1 названной статьи определено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п. 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 28.2 вышеуказанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Так, в соответствии с Положением о Комитете строительства Волгоградской области, утвержденным Постановлением Губернатора Волгоградской области N 170 от 24 ноября 2014 г., полномочия по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета, возложены на Комитет строительства Волгоградской области.
Приведенные выше нормативные правовые акты во взаимосвязи с требованиями ст.ст. 49, 51, 57, 58 ЖК РФ свидетельствуют о том, что именно Комитет строительства Волгоградской области а не орган местного самоуправления наделен полномочиями в сфере организации и предоставления мер социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в виде обеспечения их жилыми помещениями в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Волгоградской области.
Ссылка в апелляционной жалобе о незаконности оспариваемого решения со ссылкой на судебную практику иных регионов, является несостоятельным, поскольку существование в Российской Федерации континентальной правовой системы исключает применение судебного прецедента, который в свою очередь источником права не является.
Утверждение в жалобе о нарушении судом требований ст. 31 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ, является несостоятельным, поскольку право на обеспечение мерами социальной поддержки реализовано истцом в виде обращения с требованием о представлении жилого помещения в натуре.
Иные доводы апелляционной жалобы, также являются необоснованными и не опровергают выводов суда.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 26 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета строительства Волгоградской области в лице представителя по доверенности ФИО3, без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Верно:
Судья Волгоградского
Областного суда А.В. Марчуков
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.