Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Веркошанской Т.А.,
судей: Горковенко В.А., Волковой И.А.,
при секретаре фио,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению фио, фио, фио, фио к " ... " о понуждении к внеочередному предоставлению жилого помещения,
по апелляционной жалобе фио, фио, фио в лице представителя фио
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 13 апреля 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования фио, фио, фио, фио к " ... " о признании незаконным бездействия " ... " по не представлению истцам благоустроенного жилого помещения в виде квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, в черте населенного пункта, применительно к условиям данного населенного пункта "адрес"; обязании администрации "адрес" в соответствии с Решением Волгоградской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "О внесении изменения в Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " предоставить во внеочередном порядке в долевую собственность благоустроенное жилое помещение (квартиру), отвечающее предъявленным законодательством требованиям расположенное в "адрес": фио норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в "адрес", для семьи из " ... " человек в размере не менее " ... " кв. м на одного человека; фио норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в "адрес", для семьи из двух и более человек в размере не менее " ... ". м общей площади на одного человека; фио норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в "адрес", для семьи из " ... " человек в размере не менее " ... " кв. м общей площади на одного человека; фио норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в "адрес", для семьи из " ... " человек в размере не менее " ... " кв. м общей площади на одного человека, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи фио, выслушав пояснения представителя фио, фио фио и фио фио по доверенностям фио, пояснения представителя фио по доверенности фио, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
фио, фио фио., фио фио. и фио обратились в суд с исковым заявлением к " ... " о понуждении к внеочередному предоставлению жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками жилого помещения "адрес", площадью " ... " кв. м, "адрес".
До ДД.ММ.ГГГГ года данный жилой дом имел статус общежития и находился на балансе " ... "", сейчас дом находится на балансе муниципалитета "адрес", приобретя статус многоквартирного дома, и жилое помещение, собственниками которого они являются, приобрело статус квартиры с момента передачи дома на баланс муниципалитета.
На протяжении длительного времени проживание в жилом помещении, собственниками которого они являются, угрожает жизни и здоровью по причине своего аварийного состояния, так как дом капитально не ремонтировался и находится в аварийном состоянии. В данное время существует реальная угроза обрушения здания и его несущих конструкций, так как процент износа строительных конструкций на ДД.ММ.ГГГГ года уже составил " ... " и более.
Заключением межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов "адрес" Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " многоквартирный дом по "адрес" был признан аварийным и подлежащим сносу.
Несмотря на многолетнее проживание истцов в аварийном доме никаких действий по переселению из жилого помещения, пришедшего в негодность, признанного аварийным и подлежащим сносу в другое жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям " ... " не предпринимается, жилые помещения для переселения администрацией Волгограда не предлагается, что является нарушением гарантированного Конституцией РФ права на жилище и предусматривающей обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на создание условий для осуществления права на жилище.
Уточнив исковые требования, просили признать незаконным бездействие " ... " по не представлению истцам благоустроенного жилого помещения в виде квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, в черте населенного пункта, применительно к условиям данного населенного пункта "адрес". Обязать администрацию "адрес" в соответствии с Решением Волгоградской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "О внесении изменения в Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " предоставить во внеочередном порядке в долевую собственность благоустроенное жилое помещение (квартиру), отвечающее предъявленным законодательством требованиям расположенное в "адрес": фио норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в "адрес", для семьи из " ... " человек в размере не менее " ... " кв. м на одного человека; фио фио норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в "адрес", для семьи из двух и более человек в размере не менее " ... " кв. м общей площади на " ... " человека; фио фио норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в "адрес", для семьи из " ... " и более человек в размере не менее " ... " кв. м общей площади на одного человека; фио норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в "адрес", для семьи из двух и более человек в размере не менее " ... " кв. м общей площади на одного человека.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе фио, фио фио., фио фио. в лице представителя фио оспаривают законность и обоснованность вынесенного судебного постановления, в связи с чем просят решение суда отменить.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По смыслу части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Как следует из "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ), жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истцы являются собственниками жилого помещения "адрес", площадью " ... " кв.м, "адрес". Данные обстоятельства подтверждены свидетельствами о государственной регистрации права. При этом, согласно свидетельству о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, фио заключила брак с фио и после заключения брака ей присвоена фамилия фио. Согласно свидетельству о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, фио заключила брак с фио, после заключения брака ей присвоена фамилия фио.
Заключением межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов "адрес" Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "- N " ... ", утвержденным Постановлением Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ", многоквартирный дом по "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением департамента по жилищной политике администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " были утверждены списки граждан, проживающих в аварийном и подлежащем сносу многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес".
Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории "адрес" в ДД.ММ.ГГГГ годах" утверждена областная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории "адрес" в ДД.ММ.ГГГГ годах".
Аварийный "адрес" включен в перечень расселяемого жилья в рамках указанной программы.
В настоящее время рамках Программы осуществляются мероприятия по расселению граждан их многоквартирного "адрес" в "адрес", заключены муниципальные контракты на строительство многоквартирных жилых домов (по "адрес" "адрес" "адрес"). Однако в связи с нарушениями подрядными организациями графиков работ, принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения муниципальных контрактов на строительство жилых домов. Запланированные в рамках указанных муниципальных контрактов мероприятия по строительству многоквартирных жилых домов заменены мероприятиями по приобретению жилых помещений на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Волгограда и министерством жилищно-коммунального хозяйства "адрес" дополнительного соглашения к соглашению о реализации областной адресной программы. По результатам аукциона заключен муниципальный контракт с " ... "" и после оформления права муниципальной собственности на приобретенные объекты, жилые помещения в установленном законом предоставят гражданам на основании соглашения о мене.
Заявляя исковые требования, каждый из истцов просил предоставить ему на семью во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение (квартиру), отвечающее предъявленным законодательством требованиям, расположенное в "адрес" по норме предоставления площади жилого помещения в "адрес", в размере не менее " ... ".м на одного человека, одновременно указывая право предоставления - как в долевую собственность, а также по договору социального найма. Требования о предоставлении соразмерного жилого помещения считают неприемлемыми.
Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции обоснованно не нашел правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
С таким выводом суда согласна судебная коллегия, поскольку в силу положений статьи 32 ЖК РФ, собственники жилых помещений в аварийном доме вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Таким образом, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав, что в свою очередь исключает обязанность органа местного самоуправления предоставить собственникам жилых помещений другое жилое помещение на праве собственности по норме предоставления площади жилого помещения в размере не менее 14 кв.м на одного человека, если аварийное жилое помещение не соответствовало данной норме.
В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Согласно подпункту "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В соответствии с пунктом 22 этого же Постановления судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Таким образом, с учетом положений статьи 32 ЖК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения требований истцов, являющихся собственниками жилого помещения.
Также судебная коллегия не может признать состоятельными ссылки истцов на положения статей 57, 85, 87, 89 Жилищного кодекса РФ, и утверждением о необходимости предоставления жилых помещений по договору социального найма в соответствии с нормой его предоставления.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ перечислены категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе и гражданам, жилые помещения, которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания.
Таким образом, частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрены исключения из общего правила предоставления жилых помещений гражданам в них нуждающихся.
На основании части 1 статьи 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В случае признания жилого помещения непригодного для проживания, предоставление гражданам жилого помещения производится не в связи с улучшением их жилищных условий в порядке части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, а в порядке, обусловленном признанием жилого помещения непригодным для проживания, регулируемом статьями 85, 87, 89 Жилищного кодекса РФ, устанавливающими принцип равнозначности предоставляемого жилого помещения, взамен признанного непригодным.
Как предусмотрено статьей 85 (подпункт 3) Жилищного кодекса РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Статьей 89 Жилищного кодекса РФ установлено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Таким образом, в случае возникновения указанных правоотношений, следует считать, что они основаны на признании жилого помещения непригодным для проживания. Из приведенных правовых норм возникает обязанность органа местного самоуправления предоставить во внеочередном порядке жилье лицам, занимающим непригодное для проживания жилье, а у них, соответственно, есть право требовать исполнения указанной обязанности.
Предоставление гражданам в связи с невозможностью проживания в аварийном доме другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, предполагает улучшение жилищных условий только с точки зрения безопасности.
При таких обстоятельствах довод представителя истца фио о том, что после принятия обжалуемого решения она признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий, не является основанием для предоставления ей жилого помещения по нормам предоставления, как того требует истец, поскольку такое помещение не будет являться равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости предоставления каждому истцу жилого помещения, отвечающего предъявленным законодательством требованиям по норме предоставления, не могут служить основанием для изменения или отмены решения суда, поскольку сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истцов, выраженную ими в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 13 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио, фио, фио в лице представителя фио - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Верно
Судья Волгоградского областного суда В.А.Горковенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.