судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Колгановой В.М.
судей Петрушенко Ф.П., Марчукова А.В.
при секретаре Обуховой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хожамуратова Б. Ю. к комитету строительства Волгоградской области, администрации г. Волгограда, администрации Волгоградской области, Министерству строительства и ЖКХ РФ, Министерству финансов России в лице УФК по Волгоградской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе комитета строительства Волгоградской области,
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 16 ноября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Хожамуратова Б. Ю. к администрации Волгоградской области о предоставлении жилого помещения - удовлетворить. В исковых требованиях Хожамуратова Б. Ю. к комитету строительства Волгоградской области, администрации г. Волгограда, Министерству строительства и ЖКХ РФ, Министерству финансов России в лице УФК по Волгоградской области о предоставлении жилого помещения отказать.
Обязать Администрацию Волгоградской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить Хожамуратову Б. Ю. жилое благоустроенное помещение в г. Волгограде по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Петрушенко Ф.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хожамуратов Б.Ю. обратился в суд с иском к комитету строительства Волгоградской области, администрации г. Волгограда, администрации Волгоградской области, Министерству строительства и ЖКХ РФ, Министерству финансов России в лице УФК по Волгоградской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что с " ... " года страдает " ... ", периодически проходит лечение. В последнее время его состояние здоровья ухудшилось и был поставлен диагноз " ... ". Постановлением администрации г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "О внесении изменений в сведения о гражданах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" он был включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях в связи с отнесением к категории граждан, больных заразными формами туберкулеза.
В настоящее время он проживает в комнате бывшего здания общежития, расположенного по адресу: "адрес" вместе с супругой Х.Г.А. и дочерью Х.Р.Б. (инвалиды по слуху). Условия проживания в жилом помещении антисанитарные. В здании бывшего общежития имеются места общего пользования, в частности кухня, туалет, коридор, что представляет определенные риски для остальных жильцов данного дома. Наличие заболевания истца крайне негативно сказывается на физическом и психическом состоянии, проживающих совместно с ним родственников.
Просил суд обязать комитет строительства Волгоградской области, администрацию г. Волгограда, Министерство строительства ЖКХ РФ, Министерство финансов России в лице УФК по Волгоградской области предоставить жилое благоустроенное помещение в г. Волгограде по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе комитет строительства Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в связи с нарушением норм материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований к администрации Волгоградской области отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения представителя администрации Волгоградской области и комитета строительства Волгоградской области - Мироновой Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Хожамуратова Б.Ю. - Козлова С.С., возражавшего относительно них, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Между тем таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Хожамуратов Б.Ю. с " ... " года страдает " ... ", является инвалидом детства.
Постановлением администрации г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "О внесении изменений в сведения о гражданах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" истец включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях в связи с отнесением к категории граждан, больных заразными формами " ... ".
Согласно справки, представленной МБУ МФЦ, Хожамуратов Б.Ю. проживает вместе с супругой Х.Г.А. и дочерью Х.Р.Б. по адресу: "адрес".
Из выписки единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, следует, что отсутствуют сведения о регистрации Хожамуратов Б.Ю. на жилое помещение расположенного по адресу: "адрес".
Постановлением главы администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " " О признании граждан, проживающих на территории городского округа город-герой Волгоград, получателями социальной выплаты на приобретение жилых посещений ветеранам, инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, за счет субвенций федерального бюджета" Хожамуратов Б.Ю. признан получателем социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет субвенций федерального бюджета.
Из справки ГКУЗ " " ... "" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " следует, что Хожамуратов Б.Ю. состоит на диспансерном учете с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: " ... ".
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2).
Согласно статье 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее по тексту - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Положениями п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, к которым в том числе отнесены активные формы туберкулеза с выделением микробактерий туберкулеза, код заболеваний по МКБ-10: А15 - А19.
Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" устанавливаются меры социальной поддержки лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом. В частности, закон предусматривает предоставление вне очереди отдельных жилых помещений больным заразными формами туберкулеза (т.е. активными его формами, при которых происходит выделение микобактерий туберкулеза), проживающим в квартирах, в которых невозможно выделить такому больному отдельную комнату, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза (статья 1, пункт 5 статьи 14). Введение такой меры социальной поддержки обусловлено в первую очередь целью предупредить распространение туберкулеза среди тех, кто не имеет возможности за счет собственных средств оперативно обеспечить снижение опасности заражения (членов семьи больного, соседей по квартире или общежитию), и одновременно - обеспечить право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41 Конституции Российской Федерации), а также право указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, на его предоставление из государственных, муниципальных и других жилищных фондов (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Федеральным Законом от 2 мая 2015 года N 124-ФЗ пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" изложен в новой редакции, согласно которой больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П, от 03 ноября 2009 года N 1367-О-О и N 1368-О-О, от 01 декабря 2009 года N 1548-О-О, от 23 марта 2010 года N 330-О-О и N 331-О-О, от 19 октября 2010 года N 1328-О-О).
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включение их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
На основании подпункта 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с п. 5 ст. 12 Закона Волгоградской области от 02 ноября 2004 больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых, исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи, нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством Волгоградской области.
Предоставление жилых помещений категориям граждан, указанным в части первой настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном администрацией Волгоградской области.
При таких обстоятельствах, исходя из системного толкования норм права и установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность на администрацию Волгоградской области по предоставлению истцу жилого благоустроенного помещения в г. Волгограде по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Указание в апелляционной жалобе на то, что в спорный период субвенции из федерального бюджета на реализацию установленных Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в РФ" льгот в бюджет Волгоградской области не поступали, судебной коллегией отклоняется, поскольку данное обстоятельство не может быть постановлено в зависимость и препятствовать реализации гарантированного указанной категории граждан права на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Волгоградской области является ненадлежащим ответчиком, судебной коллегией отклоняются, поскольку полномочия администрации Волгоградской области не исключают возможность ответчика предоставления истцу жилого помещения. Имеющийся сохраняющийся пробел в законодательном регулировании о порядке возмещении таких расходов субъекту Российской Федерации за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, не может служить препятствием для разрешения настоящего возникшего спора с участием гражданина.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, основаны на субъективном толковании законодательства, в связи с чем не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, представленные сторонами доказательства оценены судом в строгом соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства, исковые требования разрешены в соответствии с нормами материального права, процессуальных нарушений не допущено, в связи с чем решение суда подлежит оставлению без изменения как законное и обоснованное.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 16 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу комитета строительства Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна
Судья
Волгоградского областного суда Ф.П. Петрушенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.