Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.,
судей Верюлина А.В., Козиной Е.Г.
при секретаре судебного заседания Марининой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ухановой С.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 09 ноября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Верюлина А.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Уханова С.А., действующая в защиту своих прав и прав несовершеннолетней У.А.А., обратилась в суд с исковыми требованиями к Государственному комитету Республики Мордовия по делам молодежи о признании незаконным бездействия, возложении обязанности включить семью Ухановой С.А., состоящую из двух человек, в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года и выдать свидетельство (сертификат) о социальной выплате в 2015 году.
В обоснование исковых требований Уханова С.А. указала на то, что ее семья в составе двух человек (она и ее дочь У.А. "дата" года рождения) "дата" поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Главы администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от "дата" ее семья была включена в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года.
Между тем Государственным комитетом Республики Мордовия по делам молодежи ее семья не была включена в списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты по указанной подпрограмме в 2014 и 2015 годах. Основанием не включения в список претендентов на получение социальной выплаты явилось достижение истцом 35 летнего возраста.
В связи с этим, Уханова С.А. просила суд признать указанное бездействие Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи незаконным, возложить на ответчика обязанность включить семью Ухановой С.А., состоящую из двух человек, в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года и выдать свидетельство (сертификат) о социальной выплате в 2015 году (л.д.1-2).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 09 ноября 2015 г. в удовлетворении исковых требований отказано (л.д.75-78).
Уханова С.А. подала апелляционную жалобу на решение суда, по существу ссылаясь на то, что отсутствие бюджетного финансирования не может являться основанием для не включения ее семьи в списки претендентов на получение социальной выплаты; судом не выяснена правомерность включения других семей в списки претендентов на получение социальной выплаты (л.д.82-83).
В судебное заседание представитель ответчика Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи, представитель третьего лица Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не явились. Указанные лица о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены, сведений о причинах неявки не представили, отложить разбирательство дела не просили.
На основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании истец Уханова С.А., действующая в защиту своих прав и прав несовершеннолетней У.А.А. и ее представитель Просвирякова Е.А. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 декабря 2010 г. N1050 (в редакции от 18 октября 2014 г.) утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N3).
В соответствии с положениями пунктов 20-23 указанных Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 20).
В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей (пункт 21).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 22).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий финансовый год и плановый период на софинансирование мероприятий подпрограммы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23).
В соответствии с пунктом 9 Порядка реализации Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 13 декабря 2010 г. N487) в список претендентов на получение социальной выплаты в первую очередь включаются следующие категории молодых семей:
1) семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года;
2) многодетные молодые семьи;
3) молодые семьи по ходатайству организаций, принимающих участие в реализации подпрограммы;
4) молодые семьи, имеющие двух несовершеннолетних детей;
5) молодые семьи в которых возраст каждого или одного из супругов (возраст одного родителя в неполной семье) достиг 34 лет.
6) молодые семьи, подлежащие переселению из ветхого и аварийного жилого фонда, проживающие в жилых помещениях, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, "дата" Уханова С.А. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи из двух человек (л.д.18,19).
Постановлением администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 12 апреля 2012 г. N525 "О включении в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (л.д.17).Из ответа Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи от 21 сентября 2015 г. N1746 следует, что семья Ухановой С.А. является участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" с 12 апреля 2012 г. Администрацией Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 01 сентября 2014 г. был сформирован список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 г. Семья Ухановой С.А. включена в вышеуказанный список под "N". По Рузаевскому муниципальному району Республики Мордовия социальную выплату получили 23 семьи.
Дополнительно сообщено, что возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье не должен превышать 35 лет (л.д.5).
Как следует из распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2014 г. N652-р на Республику Мордовия в 2014 г. выделено субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в размере 51 624, 42 тыс. руб., согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 24 июня 2015 г. N1166-р на Республику Мордовия в 2015 г. выделено - 69 358, 06 тыс. руб. (л.д.24-26, 27-29).
Согласно постановлению Правительства Республики Мордовия от "дата" "N" в соответствии с распределением субсидий бюджетам муниципальных районов и городского округа Саранск на реализацию названной подпрограммы в 2014 г. на Рузаевский муниципальный район выделено 5 953, 485 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета, 14 446 872 тыс. руб. - за счет средств бюджета Республики Мордовия (л.д.33).
В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 21 августа 2015 г. N491 на реализацию названной подпрограммы в 2015 г. на Рузаевский муниципальный район выделено 5043, 951 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета, 14 010, 975 тыс. руб. - за счет средств бюджета Республики Мордовия (л.д.30).
Как следует из сообщения председателя Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи П.Н.А. от "дата" "N", а также пояснений представителя ответчика, социальную выплату в 2015 получили 23 семьи (14 многодетных семей и 9 молодых семей по ходатайству организаций) (л.д.23, 53-69).
Семья Ухановой С.А. числится в списке молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 году, по Рузаевскому муниципальному району за "N" (л.д.47а-49а).
В списке молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году, семья Ухановой С.А. числится за "N" (л.д.47-49).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи (орган исполнительной власти субъекта) с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации на 2015 финансовый год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", которых было достаточно для предоставления социальных выплат только 23 семьям, не мог включить в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году семью Ухановой С.А., состоящую в списке молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 г., за "N".
При этом в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2015 году были включены 23 семьи, из которых 14 - многодетных, и 9 - по ходатайству организаций, имеющих первоочередное право на включение в указанные списки.
В связи с изложенным у истца не возникло право на получение данной социальной выплаты в 2015 г., а заявляя требование выдать ей свидетельство о праве на получение социальной выплаты, истец по существу ставит вопрос о выдаче ей свидетельства в нарушение установленной приведенными нормативными правовыми актами процедуры, что недопустимо.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отказе Ухановой С.А. в признании незаконным бездействия Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи незаконным, возложении на ответчика обязанности включить семью Ухановой С.А., состоящую из двух человек, в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года и выдать свидетельство (сертификат) о социальной выплате в 2015 году, является правильным.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно применил нормы права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы Ухановой С.А. о том, что отсутствие бюджетного финансирования не может являться основанием для не включения ее семьи в списки претендентов на получение социальной выплаты, отклоняются.
Как указывалось выше, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в данном случае Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи) утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий финансовый год (пункт 23 Приложения N3 подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N1050 в редакции от 18 октября 2014 г.).
Доводы апелляционной жалобы Ухановой С.А. о том, что судом не выяснена правомерность включения других семей в списки претендентов на получение социальной выплаты, отклоняются.
По смыслу части первой статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации добросовестность участников процесса при осуществлении процессуальных прав и обязанностей предполагается, и оснований сомневаться в правомерности включения иных семей, а также оснований не доверять доказательствам, предоставленным стороной ответчика, у суда не имелось.
Других доводов к отмене решения суда в апелляционной жалобе по существу не приведено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, по сути, излагают позицию истца в судебном заседании, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 09 ноября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ухановой С.А. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи А.В. Верюлин
Е. "адрес"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.