Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.,
судей Ериной Н.П., Скипальской Л.И.,
при секретаре судебного заседания Крыловой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 февраля 2016 г. в г. Саранске дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 28 октября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Ериной Н.П., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Зотова С.Г. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, понуждении включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии период ее нахождения в отпуске по беременности и родам, и назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование требований указала, что 28 августа 2015 года она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в связи с осуществлением работы на территории с льготным социально- экономическим статусом по нормам статьи 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением пенсионного органа N226318/151265 от 10 сентября 2015 г. в досрочном назначении пенсии ей отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа на территории зоны с льготно-экономическим статусом.
В стаж не засчитали периоды работы: с 18 февраля 1988 г. по 01 июня 1988 г. (период нахождения в отпуске по беременности и родам ребенка Г.И.В. "дата" года рождения), с 02 июня 1988 г. по 06 апреля 1989 г., с 01 июля 1989 г. по 18 октября 1989 г. (отпуск по уходу за ребенком без сохранения зарплаты), с 07 апреля 1989 г. по 30 июня 1989 г. (ученический отпуск для защиты диплома).
Считает данное решение незаконным, так как "адрес", где располагается ОАО " "данные изъяты"" (до переименования "Саранский "данные изъяты""), относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Согласно справке от 10 марта 2015 г. N 165 в период с 18 февраля 1988 г. по 01 июня 1988 г. она находилась в отпуске по беременности и родам.
Просила с учетом уточнений признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 10 сентября 2015 г., обязать пенсионный орган включить ей в стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости период работы в зоне с льготным социально - экономическим статусом период нахождения в отпуске по беременности и родам с 18 февраля 1988 г. по 01 июня 1988 г. и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 22 сентября 2015 г.
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 28 октября 2015 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкин В.Г. считает решение суда незаконным и просит его отменить ввиду неправильного определения обстоятельств имеющих значение для дела, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения спорного периода в стаж работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом, поскольку в данный период Зотова С.Г. не подвергалась риску и не осуществляла постоянную работу на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Право на снижение пенсионного возраста предоставляется гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие Чернобыльской катастрофы, и меры социальной поддержки предоставляются гражданам адекватно фактическому повреждению здоровья. Период нахождения в отпуске по беременности и родам, протекавший за пределами зоны радиоактивного загрязнения в нормальных условиях, не может учитываться наравне с работой на территории, загрязненной вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, при определении величины уменьшения возраста выхода на пенсию по старости, поскольку это противоречит правовой природе указанной пенсии.
В судебном заседании представитель ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Капитонова А.И. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам и просил её удовлетворить.
В судебном заседании истец Зотова С.Г. с апелляционной жалобой представителя ответчика не согласилась и просила в её удовлетворении отказать.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается, что 28 августа 2015 г. Зотова С.Г. обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Решением начальника ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия N 226318/15-1265 от 10 сентября 2015 г. г. Зотовой С.Г. отказано в назначении пенсии по нормам статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" с учетом статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Период работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом составил 3 года 9 месяцев 1 день.
В стаж работы на территории с льготным социально-экономическим статусом не засчитан период (кроме прочих, которые истец не оспаривает): с 18 февраля 1988 г. по 01 июня 1988 г. - нахождения истца в отпуске по беременности и родам по тем основаниям, что в данный период истец не подвергалась риску и не осуществляла постоянную работу на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом. Право на снижение пенсионного возраста предоставляется гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие Чернобыльской катастрофы, и меры социальной поддержки предоставляются гражданам адекватно фактическому повреждению здоровья.
Права на снижение возраста ухода на пенсию по старости по нормам статьи 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на дополнительную величину на 1 год (то есть на 1 год за каждые 4 года проработанные в зоне с льготно-экономическим статусом) не имеется, поскольку период работы Зотовой С.Г. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (за исключением с 18 февраля 1988 г. по 01 июня 1988 г. - периода нахождения в отпуске по беременности и родам, с 02 июня 1988 г. по 06 апреля 1989 г., с 01 июля 1989 г. по 18 октября 1989 г. - отпуска по уходу за ребенком (без сохранения заработной платы), с 07 апреля 1989 г. по 30 июня 1989 г. - ученического отпуска для защиты диплома) составляет 3 года 9 месяцев 1 день.
Зотова С.Г. имеет право на снижение пенсионного возраста на 1 год за работу на момент аварии с 21 мая 1986 г. по 30 июня 1986 г. На момент аварии осуществляла работу на Саранском заводе полупроводниковых изделий, который относится к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, что дает ей право обратиться за назначением пенсии в 54 года.
Разрешая и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд правильно руководствовался подлежащими применению нормами материального права, регулирующими спорные отношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Федерального закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 Федерального закона).
Согласно разъяснению от 19 апреля 2000 г. N 4 "О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Министерства труда и социального развития Российской Федерации (утвержденному Постановлением Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. N 33) пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения, до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 31 - 37 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1). Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (пункт 2).
При назначении гражданам пенсий по возрасту в соответствии со статьями 31 - 37 Закона учитывается Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 (пункт 3).
В стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, в соответствии со статьями 31 - 37 Закона, включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими Постановлениями Правительства Российской Федерации (пункт 4).
Из копии трудовой книжки Зотовой С.Г. усматривается, что 21 мая 1986 г. на основании приказа N 314 от 19 мая 1986 г. она принята на работу контролером деталей и приборов электронной техники на "данные изъяты".
Приказом N 1 от 09 сентября 1993 г. "данные изъяты" переименован в акционерное общество " "данные изъяты"
Из справки, выданной работодателем ОАО " "данные изъяты"", усматривается, что Зотова С.Г. с 1986 года по 1992 год работала постоянно и полный рабочий день в ОАО " "данные изъяты"" на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом; с 18 февраля 1988 г. по 01 июня 1988 г. Зотова С.Г. находилась в отпуске по беременности и родам, со 02 июня 1988 г. по 06 апреля 1989 г. - в отпуске по уходу за ребенком (без сохранения заработной платы).
Из справки "N" от 16 сентября 2010 г., выданной представительством "адрес", следует, что "данные изъяты" действительно находится в "адрес", который относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582, входит "адрес".
В соответствии с информационным Письмом Минтруда Российской Федерации N 7392-ЮЛ, Пенсионного фонда Российской Федерации N ЛЧ-25-25/10067 от 4 ноября 2002 г. "О зачете в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам, в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона ""О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Учитывая, что нахождение женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период временной нетрудоспособности и получения пособия, суд первой инстанции обоснованно включил оспариваемый период в стаж работы истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. При этом суд правильно исходил из того, что находясь в отпуске по беременности и родам, истец сохраняла рабочее место в р. "адрес", которое относилось к зоне с льготным социально -экономическим статусом.
При указанных обстоятельствах, с учетом статьи 34 ФЗ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пенсионный возраст Зотовой С.Г. подлежит снижению на 1 год.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют основания отказа пенсионного органа в назначении досрочной трудовой пенсии истцу, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную оценку в решении суда и по изложенным в решении мотивам обоснованно отклонены.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 28 октября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий В.И.Литюшкин
судьи Н.П.Ерина
Л.И.Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.