ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 февраля 2016 г. по делу N3а-2/2016
Верховный Суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Республики Мордовия Назаркиной Инессы Павловны,
при секретаре Бобровой Елене Сергеевне,
с участием в деле:
административного истца - общества с ограниченной ответственностью "Мордовия девелопмент" (далее также ООО "Мордовия девелопмент"), его представителя Серебряковой Марины Александровны,
административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее также Управления Росреестра по Республике Мордовия), его представителя Спирина Вадима Александровича,
административного ответчика - Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее также - Госкомимущества Республики Мордовия), его представителя Федотовой Юлии Александровны,
административного ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (далее также - ФГБУ "ФКП Росреестра"), его филиала по Республике Мордовия, его представителя Панишевой Людмилы Владимировны,
заинтересованного лица - Администрации городского округа Саранск, его представителя Стансковой Елены Викторовны,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 февраля 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Мордовия девелопмент" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости,
установил:
ООО "Мордовия девелопмент" обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявления указало, что общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 13 783 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты", категория земельного участка - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 11 июля 2014 г., размер кадастровой стоимости - 46 213 572 рубля 02 копейки.
ООО "Мордовия девелопмент" считает кадастровую стоимость земельного участка завышенной и подлежащей пересмотру.
Согласно отчёту об оценке от 26 февраля 2015 г. N "данные изъяты"-н, составленному ООО "Центр экспертизы и оценки" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", "данные изъяты", на дату оценки составляет 36 345 771 рубль. Отчёт оценщика имеет положительное экспертное заключение от 30 апреля 2015 г. N "данные изъяты", подготовленное экспертом Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия от 5 июня 2015 г. N13/04/2015-2 заявление ООО "Мордовия девелопмент" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отклонено.
Просило суд установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 11 июля 2014 г. в размере 36 345 771 рубль.
Дело возникло из публичных правоотношений, не рассмотрено до 15 сентября 2015 г. и на основании части 1 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 г. N22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" подлежит рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства с учётом мнения административного истца ООО "Мордовия девелопмент" судом определён процессуальный статус лиц, участвующих в деле, согласно которому Управление Росреестра по Республике Мордовия и Госкомимущества Республики Мордовия по делу являются административными ответчиками.
Определением суда от 25 января 2016 г. ФГБУ "ФКП Росреестра" на основании статьи 43 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика.
В судебном заседании административный истец ООО "Мордовия девелопмент" через представителя Серебрякову С.А. административный иск поддержало, просило суд его удовлетворить. Выразило несогласие с размером рыночной стоимости земельного участка, определённой по заключению эксперта ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России "ФИО3 от 11 января 2016 г. N "данные изъяты", указав, что в ходе исследования экспертом необоснованно был использован в качестве объекта-аналога земельный участок, расположенный по адресу: "данные изъяты".
В судебном заседании административные ответчики Управление Росреестра по Республике Мордовия через представителя Спирина В.А. и Госкомимущества Республики Мордовия через представителя Федотову Ю.А. административный иск ООО "Мордовия девелопмент" не признали, просили суд отказать в его удовлетворении, указывая на то, что они не являются надлежащими ответчиками по данному административному делу; административный истец не доказал величину рыночной стоимости земельного участка, устанавливаемой в качестве кадастровой, а представленные им отчёт об оценке от 26 февраля 2015 г. N "данные изъяты"-н, составленный оценщиком ООО "Центр экспертизы и оценки" ФИО1, и положительное экспертное заключение от 30 апреля 2015 г. N "данные изъяты" подготовленное экспертом Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" ФИО2 не могут быть приняты судом в качестве допустимого доказательства, поскольку они не соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки. При этом выразили согласие с размером рыночной стоимости земельного участка, определённой по заключению эксперта ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России "ФИО3". от 11 января 2016 г. N "данные изъяты".
В судебном заседании административный ответчик ФГБУ "ФКП Росреестра" через представителя Панишеву Л.В. административный иск не признало, указывая на то, что оно не имеет заинтересованности в размере данной стоимости и не является надлежащим административным ответчиком по данному административному делу.
В судебном заседании заинтересованное лицо Администрация городского округа Саранск через представителя Станскову Е.В. относительно удовлетворения административного иска ООО "Мордовия девелопмент" возразило. Выразило согласие с размером рыночной стоимости земельного участка, определённой по заключению эксперта ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России "ФИО3". от 11 января 2016 г. N "данные изъяты".
Рассмотрев дело, суд приходит к выводу о том, что административный иск ООО "Мордовия девелопмент" подлежит удовлетворению в части.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка N "данные изъяты" от "данные изъяты" 2008 г., договора переуступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от "данные изъяты" 2010 г., соглашения от "данные изъяты" 2014 г. о внесении изменений в договор аренды земельного участка N "данные изъяты" от "данные изъяты" 2008 г. (с изменениями от "данные изъяты" 2010 г.) Администрация городского округа Саранск передала ООО "Мордовия девелопмент" в аренду на срок по "данные изъяты" 2015 г. земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 13 783 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты", категория земельного участка - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. ООО "Мордовия девелопмент" является плательщиком арендной платы за пользование земельным участком (том 1, л.д. 105, 107-109, 110).
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункты 1, 2 и 5).
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Из статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена на произвольную дату.
В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющих на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешенного использования земельного участка или уточнение площади земельного участка), определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222, с применением утвержденного среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель.
Из анализа положений упомянутых норм законодательства об оценочной деятельности следует, что датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекших за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель.
Согласно кадастровому делу земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" поставлен на государственный кадастровый учёт 11 июля 2014 г., как вновь образованный в результате раздела земельного участка площадью 16 810,0 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты" по "данные изъяты" (том 2, л.д. 80-159).
Кадастровая стоимость указанного земельного участка первоначально определена на основании акта ФГБУ "ФКП Росреестра" (филиал по Республике Мордовия) от 11 июля 2014 г. в размере 59 078 072 руб. 90 коп. (том 2, л.д. 158).
Затем в связи с утверждением результатов государственной кадастровой оценки земель приказом Госкомимущества Республики Мордовия "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Республики Мордовия" N42 от 27 ноября 2014 г. кадастровая стоимость земельного участка определена на основании акта ФГБУ "ФКП Росреестра" (филиал по Республике Мордовия) от 15 января 2015 г. в размере 46 213 572 руб. 02 коп. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 01 января 2015 г. (том 2, л.д. 159).
При таких обстоятельствах и по смыслу приведённых выше норм Закона об оценочной деятельности, рыночная стоимость земельного участка должна определяться на дату внесения кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости, то есть на 11 июля 2014 г.
18 мая 2015 г. ООО "Мордовия девелопмент" подало в комиссию заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка. Представило отчёт об оценке от 26 февраля 2015 г. N "данные изъяты"-н, составленный оценщиком ООО "Центр экспертизы и оценки" ФИО1, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым на дату оценки 11 июля 2014 г. составляет 36 345 771 рубль. Отчёт оценщика имеет положительное экспертное заключение от 30 апреля 2015 г. N "данные изъяты", подготовленное экспертом Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" ФИО2
Решением комиссии от 05 июня 2015 г. N13/04/2015-2 заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка отклонено (том 1, л.д. 118-119, том 2, л.д. 21-31).
Досудебный порядок урегулирования спора, установленный статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" соблюден.
Согласно положениям настоящей статьи результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Исходя из этих законоположений, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, использование которых является платным, затрагивают права и обязанности административного истца ООО "Мордовия девелопмент", как арендатора земельного участка и указанное юридическое лицо вправе оспорить эти результаты в суде в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу третьему части одиннадцатой статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчёт об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчёт составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчёт не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В отчёте должны быть указаны: дата составления и порядковый номер отчёта; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; сведения об оценщике или оценщиках, проводивших оценку, в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков; цель оценки; точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
Отчёт также может содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.
В соответствии со статьей 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Федеральным стандартом оценки "Требования к отчёту об оценке (ФСО N 3)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 254 (подлежавшим применению на дату составления отчёта об оценке рыночной стоимости земельного участка от 26 февраля 2015 г. N "данные изъяты"-н), установлено, что отчёт об оценке должен быть составлен в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет; быть предназначен для использования заказчиком оценки и иными заинтересованными лицами (пользователями отчёта об оценке); содержать подтвержденное на основе собранной информации и расчётов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки (пункт 3).
Итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчёта стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке (пункт 6 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 256, (подлежавшим применению на дату составления отчёта об оценке рыночной стоимости земельного участка от 26 февраля 2015 г. N "данные изъяты"-н).
Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке (пункт 7 ФСО N 1).
Из отчёта от N "данные изъяты"-н от 26 февраля 2015 г. об определении рыночной стоимости земельного участка следует, что оценщиком применен сравнительный подход, использован метод сравнения продаж.
Согласно пункту 14 ФСО N 1 под сравнительным подходом понимается совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
В силу пункта 22 ФСО N 1 сравнительный подход применяется, когда существует достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.
Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик должен:
а) выбрать единицы сравнения и провести сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения. По каждому объекту-аналогу может быть выбрано несколько единиц сравнения. Выбор единиц сравнения должен быть обоснован оценщиком. Оценщик должен обосновать отказ от использования других единиц сравнения, принятых при проведении оценки и связанных с факторами спроса и предложения;
б) скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объекта оценки и объекта-аналога по данному элементу сравнения. При внесении корректировок оценщик должен ввести и обосновать шкалу корректировок и привести объяснение того, при каких условиях значения введенных корректировок будут иными. Шкала и процедура корректирования единицы сравнения не должны меняться от одного объекта-аналога к другому;
в) согласовать результаты корректирования значений единиц сравнения по выбранным объектам-аналогам. Оценщик должен обосновать схему согласования скорректированных значений единиц сравнения и скорректированных цен объектов-аналогов.
Из отчёта об оценке от 26 февраля 2015 г. N "данные изъяты"-н следует, что при определении рыночной стоимости оцениваемого земельного участка методом прямого сравнения продаж использовались данные, полученные из средств массовой информации.
Оценщиком выбраны четыре объекта-аналога, характеристики которых приведены в таблице 21: категория земель, назначение, площадь, вид права, обеспеченность санитарными и электротехническими устройствами, район расположения, удобство подъезда, подъездные пути, наличие парковки, транспортная доступность, интенсивность транспортного потока, цена предложения.
Оценщиком произведена корректировка на торг.
Корректировки на условия финансирования, на условия продажи, вид использования и (или) зонирование, местоположение объекта, физические характеристики объекта, экономические характеристики не произведены.
Отсутствие в отчёте об оценке и в материалах, приложенных к нему, сведений о кадастровых номерах объектов-аналогов, свидетельствует о невозможности получить указанную информацию о данных земельных участках из государственного кадастра недвижимости и, как следствие, не позволяет согласиться с выводом оценщика о сопоставимости объектов оценки и объектов-аналогов.
Кроме этого, административный ответчик Управление Росреестра по Республике Мордовия, указало на то, что выбранные оценщиком для сравнения объекты-аналоги не существуют, сделки с ними фактически не осуществлялись.
В подтверждение своих доводов административный ответчик Управление Росреестра по Республике Мордовия представило в суд распечатки с публичной кадастровой карты (том 2, л.д. 166, 167, 168).
Указанные доводы административного ответчика Управления Росреестра по Республике Мордовия документально подтверждены, оценщиком ФИО1 и административным истцом не опровергнуты.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии отчёта об оценке рыночной стоимости земельных участков от 26 февраля 2015 г. N "данные изъяты"-н требованиям абзаца третьего пункта 4 ФСО N3, предусматривающим, что информация, приведённая в отчёте об оценке, использованная или полученная в результате расчётов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности), а также требованиям пункта 19 ФСО N1, предусматривающим, что информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности. Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчёта об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Принимая во внимание, что нельзя счесть достоверными характеристики объектов-аналогов, использованных для сравнения, следовательно, невозможно сделать выводы относительно правильности проведения корректировок по конкретным элементам сравнения.
С учетом изложенного представленный административным истцом отчёт об оценке от 26 февраля 2015 г. N "данные изъяты"-н не может быть признан надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка, а итоговая величина рыночной стоимости земельного участка, указанная в отчёте, не может быть признана достоверной.
Положительное экспертное заключение от 30 апреля 2015 г. N "данные изъяты", подготовленное экспертом Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" ФИО2 вывода суда о недостоверности данного отчёта не опровергает, поскольку в нарушение требований федеральных стандартов оценки, приведённых в решении суда, положительное заключение не содержит обоснования соблюдения оценщиком требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, достаточности и достоверности использованной информации, обоснованности выводов оценщика при оценке. Давая положительное заключение, эксперт ограничился лишь констатацией мероприятий, выполненных оценщиком, без надлежащей оценки достаточности и обоснованности этих мероприятий.
Экспертом саморегулируемой организации проверка отчёта на подтверждение стоимости объектов оценки не проводилась. Поэтому экспертное заключение достоверность использованной оценщиком информации не подтверждает.
Определением Верховного Суда Республики Мордовия от 05 октября 2015 г. по ходатайству административного истца в связи с возникновением вопроса, требующего специальных знаний в области оценочной деятельности, назначена строительно-техническая экспертиза для установления рыночной стоимости земельного участка (том 2, л.д. 208-212).
Согласно заключению эксперта ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России ФИО3 от 11 января 2016 г. N "данные изъяты" рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 11 июля 2014 г. составляет 45 147 064 рубля (том 3, л.д. 97-105).
Рыночная стоимость земельного участка определена экспертом на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение эксперта, предусмотренное статьёй 307 Уголовного кодекса Российской Федерации (том 3, л.д. 96).
С доводом административного истца о том, что в ходе исследования экспертом ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России ФИО3. необоснованно был использован в качестве объекта-аналога земельный участок, расположенный по адресу: "данные изъяты", и как следствие размер рыночной стоимости оцениваемого земельного участка был произведён неверно, согласиться нельзя.
Вызванный в судебное заседание эксперт ФИО3. пояснил, что при выборе объектов-аналогов для сравнения, им учитывалось местоположение оцениваемого земельного участка и объектов-аналогов. Само по себе расположение земельных участков в разных районах города не влечёт необходимость применения корректировки при их сравнении. То обстоятельство, что земельный участок по адресу: "данные изъяты", находится в Ленинском районе г. Саранска, а не в Октябрьском районе г. Саранска, как оцениваемый земельный участок, не свидетельствует о большей привлекательности земельного участка, расположенного в Ленинском районе г. Саранска. Оцениваемый земельный участок расположен на крупной автомагистрали, в активно развивающемся районе, где потребительский спрос очень высок, в связи с чем, он сопоставим с указанным объектом-аналогом.
Суд полагает, что выбор экспертом земельного участка по адресу: "данные изъяты", в качестве объекта-аналога, и его использование для расчёта рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 13 783 кв. м, расположенного по адресу: "данные изъяты", без корректировки на местоположение, являются обоснованными. По таким параметрам, как транспортная доступность, социальная инфраструктура, характер окружающего типа землепользования, оцениваемый земельный участок и объект-аналог по адресу: "данные изъяты", сопоставимы.
Эксперт ФИО3 в ходе судебного разбирательства подробно ответил на все заданные ему лицами, участвующими в деле, вопросы.
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства заключение эксперта относится к доказательству по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Приведённое заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, оно полное, ясное, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости участка, и соответствует требованиям федеральных стандартов оценки, в связи с чем, ставить выводы эксперта под сомнение оснований не имеется.
О проведении повторной экспертизы лица, участвующие в деле, не ходатайствовали, и доказательств того, что рыночная стоимость земельного участка является не такой, как указано в заключении эксперта, суду не представили.
Поэтому суд не усматривает оснований для несогласия с заключением эксперта и заключение эксперта может быть принято в целях установления рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Установление экспертом рыночной стоимости земельного участка является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца Серебрякова М.А. возражала относительно заключения эксперта ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России ФИО 3. от 11 января 2016 г. N "данные изъяты", согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 11 июля 2014 г. составляет 45 147 064 рубля, выразила несогласие с указанным размером рыночной стоимости земельного участка, и в объяснениях просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 11 июля 2014 г., в размере 36 345 771 рубль, определённой в отчёте об оценке N "данные изъяты"-н от 26 февраля 2015 г., а в прениях просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости, рассчитанной по методике, изложенной в заключении эксперта ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России ФИО3 от 11 января 2016 г. N "данные изъяты", однако без учёта объекта-аналога, расположенного по адресу: "данные изъяты"
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Учитывая, что суд пришёл к выводу об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, в ином размере, чем указано в заявлении (административном иске) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, административный иск ООО "Мордовия девелопмент" подлежит удовлетворению в части.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 13 783 кв. м, расположенный по адресу: "данные изъяты", является объектом, указанным в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 11 июля 2014 г. определена ФГБУ "ФКП Росреестра" (его филиалом по Республике Мордовия).
Приказом Росреестра от 26 декабря 2011 г. N П/531, действовавшим в период с 14 февраля 2012 г. по 19 июня 2015 г., федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" было наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Действующим в настоящее время приказом Росреестра от 12 мая 2015 г. NП/210 федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
В соответствии пунктами 11, 12, 13.4 Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", утверждённого приказом Росреестра от 01 сентября 2011 г. NП/331, указанное учреждение находится в ведении Росреестра и к предмету его деятельности относится осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учёту объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственной кадастровой оценке, оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, а также определение кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
При таких обстоятельствах, по смыслу вышеприведённых норм и разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации, органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, и надлежащим административным ответчиком по настоящему административному иску ООО "Мордовия девелопмент" является ФГБУ "ФКП Росреестра", интересы которого в суде представляет филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Мордовия.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка на 11 июля 2014 г. определена в соответствии со статьёй 24.19 Закона об оценочной деятельности ФГБУ "ФКП Росреестра", Управление Росреестра по Республике Мордовия и Госкомимущества Республики Мордовия надлежащими административными ответчиками по данному административному делу не являются, в связи с чем, в удовлетворении административного иска ООО "Мордовия девелопмент" к Управлению Росреестра по Республике Мордовия и Госкомимущества Республики Мордовия должно быть отказано.
Как уже указывалось ранее, сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 01 января 2015 г.
ООО "Мордовия девелопмент" подало в комиссию заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка 18 мая 2015 г.
Исходя из этого и на основании части пятой статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, могут применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 01 января 2015 г.
При этом с учётом положений части десятой статьи 24.18 настоящего Федерального закона сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, могут применяться по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Об этом должно быть указано в резолютивной части решения суда.
Кроме этого, в резолютивной части решения суда должна быть указана дата подачи в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, сведения о которой подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона. Об этом суда даны соответствующие разъяснения в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Удовлетворение требования административного истца сводится к реализации в судебном порядке его права на установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, которое не оспаривается административными ответчиками ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе по размеру рыночной стоимости).
Поэтому с учётом разъяснений, данных судам в пункте 31 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судебные расходы должны быть отнесены на административного истца, поскольку решение суда об удовлетворении заявления не может расцениваться как принятое против административных ответчиков, не имеющих противоположных с административным истцом юридических интересов.
Руководствуясь статьями 174, 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
отказать в удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью "Мордовия девелопмент" об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия.
Административный иск общества с ограниченной ответственностью "Мордовия девелопмент" об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" удовлетворить в части.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 13 783 кв. м, расположенного по адресу: "данные изъяты", категория земельного участка - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования земельного участка - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 11 июля 2014 г. в размере 45 147 064 (сорок пять миллионов сто сорок семь тысяч шестьдесят четыре) рубля.
В удовлетворении остальной части административного иска общества с ограниченной ответственностью "Мордовия девелопмент" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" отказать.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2015 г. по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Датой подачи административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Мордовия девелопмент" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, сведения о которой подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости, считать 18 мая 2015 г.
Судебные расходы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Мордовия девелопмент".
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия И.П. Назаркина
Мотивированное решение изготовлено 16 февраля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.