Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Хаянян Т.А.
судей Горбатько Е.Н., Камышовой Т.В.
при секретаре Жуковой М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вороного А.А. к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по апелляционной жалобе ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ на решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 2 декабря 2015г. Заслушав доклад судьи Горбатько Е.Н., судебная коллегия
установила:
Вороной А.А. обратился в суд с иском к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее-ЮРУЖО) о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ссылаясь на то, что ему поступило извещение N204 от 15.07.2015 о снятии его и членов его семьи с учета нуждающихся в получении жилья, предоставляемого по договору социального найма, в связи с тем, что по архивным данным ФГКУ "Югрегионжилье" Вороной А.А. в период прохождения военной службы на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоял, а также в связи с отсутствием документов, подтверждающих признание его нуждающимся в получении жилья.
Истец полагал, что снятие его и членов его семьи с учета нуждающихся в получении жилья, предоставляемого по договору социального найма, является незаконным, поскольку в 2000 году ему было предоставлено только служебное жилье в закрытом военном городке, где он проживает по настоящее время, впоследствии же при увольнении он изъявил желание остаться в списках военнослужащих, нуждающихся в получении жилья, а потому, не будучи обеспеченным жильем, он (с членами своей семьи) имеет право быть признанным нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма.
На основании изложенного, истец просил обязать ответчика принять Вороного А.А. и членов его семьи: жену - В., дочь - В. (Л.), дочь - В. на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства по договору социального найма.
Решением суда от 2 декабря 2015г. исковые требования Вороного А.А. удовлетворены.
Принимая такое решение, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.15 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, уволенных с военной службы в запас, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства РФ N1054 от 06.09.1998, и исходил из того, что истец в соответствии с п.14 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" на момент увольнения имел право на обеспечение его жилым помещением по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном законодательством, в силу наличия необходимой продолжительности военной службы (более 10 лет) и увольнения по соответствующему основанию (по состоянию здоровья).
В связи с избранием иного места жительства при увольнении на момент увольнения Вороной А.А. являлся нуждающимся в предоставлении жилого помещения и должен был быть поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Не соглашаясь с законностью решения ЮРУЖО об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства по причине утраты статуса военнослужащего и отсутствия документов, подтверждающих признание Вороного А.А. нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, суд первой инстанции указал, что утрата документов о принятии Вороного А.А. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не может служить основанием для отказа в постановке Вороного А.А. на учет и обеспечении жильем, поскольку на момент увольнения указанное право у истца имелось.
ЮРУЖО в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что основным условием для обеспечения жилым помещением является наличие у гражданина статуса военнослужащего на момент признания нуждающимся в жилых помещениях. При этом, в настоящее время отсутствуют какие-либо сведения о признании истца нуждающимся в жилых помещениях в период прохождения военной службы, а обращение истца в уполномоченный орган после исключения из списков личного состава воинской части не основано на нормах действующего законодательства.
Заявитель жалобы обращает внимание на то, что решение суда не может быть исполнено, поскольку в настоящее время отсутствует правовой механизм, определяющий порядок постановки на учет в ЮРУЖО граждан, уволенных с военной службы, в связи с чем внести сведения о Вороном А.А. в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не представляется возможным.
На апелляционную жалобу Вороным А.А. поданы письменные возражения, в которых он опровергает доводы ЮРУЖО и просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ЮРУЖО апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда отменить, представитель Вороного А.А. просил оставить решение суда без изменения.
Дело рассмотрено судебной коллегией в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца Вороного А.А., извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и возражения на неё, проверив законность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, не находит оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены решения суда.
В соответствии со ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 настоящего Федерального закона.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Порядком признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N512, военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2, 4-6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета (п.14а Порядка).
Как следует из материалов дела, Вороной А.А. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, общая выслуга лет у него составляет в календарном исчислении 20 лет 9 месяцев, в льготном исчислении - 23 года 3 месяца, приказом командующего войсками СКВО N0184 от 28.09.2010 Вороной А.А. досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья (л.д. 14).
Из материалов дела усматривается, что в период прохождения военной службы Вороной А.А. не был обеспечен жилым помещением по установленным нормам обеспечения, изъявил желание быть уволенным с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам, направлен на воинский учет в отдел ВК Ростовской области по Аксайскому району.
Так, из рапорта Вороного А.А. об увольнении с военной службы от 10.08.2010 следует, что он был признан нуждающимся в предоставлении жилья и состоял на жилищном учете с 1999 года в Ростовской КЭЧ.
В 2015 голу Вороной А.А. обратился в ЮРУЖО с заявлением о постановке на учет его и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
Однако, решением N204 от 15.07.2015 ЮРУЖО Вороному А.А. отказано в принятии на соответствующий учет со ссылкой на отсутствие архивных данных о постановке заявителя на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в период прохождения службы, а также на утрату им статуса военнослужащего на момент обращения.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание то, что Вороной А.А. в период прохождения военной службы в установленном на тот момент порядке был признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на соответствующий учёт, жилым помещением до настоящего времени не обеспечен, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о неправомерности решения ЮРУЖО от 15.07.2015 об отказе Вороному А.А. в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Судебная коллегия не может принять во внимание апелляционную жалобу ЮРУЖО, поскольку жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Судебная коллегия отклоняет доводы ЮРУЖО об отсутствии у Вороного А.А. в настоящее время статуса военнослужащего, поскольку Вороной А.А. на момент увольнения с военной службы в 2010 году уже был в установленном на тот момент законом порядке признан нуждающимся в жилом помещении, и в настоящее время требования Вороного А.А. фактически сводятся к его восстановлению на учёте нуждающихся в жилом помещении, но применительно к действующему сейчас порядку учёта таких граждан.
В соответствии со ст.ст.56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом обязанность представить в суд соответствующие доказательства законом возложена на стороны и лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела усматривается, что Вороной А.А. в подтверждение своих требований представил выписку из приказа командующего СКВО о его увольнении (л.д.14), копии рапортов от 10.08.2010 и от 22.06.2010 (л.д.16-17), копию листа беседы (л.д.18), из которых усматривается, что истец на момент увольнения с военной службы состоял в списке очередников на предоставление жилья. Доказательств, опровергающих сведения, содержащиеся в указанных документах, либо подтверждающих отмену соответствующего решения жилищной комиссии, признание его недействительным, ответчик в суд не представил, в связи с чем отсутствие у ответчика архивных сведений о принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении Вороного А.А. не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца, на чём настаивает ответчик в апелляционной жалобе.
Судебная коллегия отклоняет ссылки ЮРУЖО в апелляционной жалобе на отсутствие правового механизма постановки на учёт граждан, уволенных с военной службы, поскольку в данном случае основанием для постановки Вороного А.А. на учёт будет являться судебное решение, принятое по настоящему делу, кроме того, отсутствие указанного правового механизма не может служить основанием для нарушения законных прав граждан.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам ст.67 ГПК РФ, поэтому решение суда соответствует требованиям ст.195 ГПК РФ, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы ЮРУЖО нет.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 2 декабря 2015г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 февраля 2016г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.