Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Хаянян Т.А.
судей Горбатько Е.Н., Камышовой Т.В.
при секретаре Жуковой М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Закаевой И.С. к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании незаконным решения об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях по апелляционной жалобе Закаевой И.С. на решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 23 ноября 2015г. Заслушав доклад судьи Горбатько Е.Н., судебная коллегия
установила:
Закаева И.С. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее-ЮРУЖО) о признании незаконным решения об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, ссылаясь на то, что её супруг З. проходил военную службу по контракту в войсковой части 27777, погиб при исполнении служебных обязанностей, истец обратилась к ответчику с заявлением о принятии её и членов её семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях, однако решением ЮРУЖО от 29.06.2015 ей было отказано по мотиву того, что она является членом семьи собственника жилого помещения и в жилье не нуждается. Однако, истец с детьми с 2012г. временно проживает с собственником жилья, с которым общего хозяйства не ведёт, общего бюджета не имеет, членом семьи не является, в связи с чем ответчик неправомерно отказал ей в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях. Истец просила признать незаконным решение ЮРУЖО от 29.06.2015 N29, обязать ответчика поставить её и членов её семьи: сына З., дочь З. на учёт нуждающихся в жилом помещении.
Решением суда от 23 ноября 2015г. в удовлетворении исковых требований Закаевой И.С. отказано.
Принимая такое решение, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст.15, 24 ФЗ "О статусе военнослужащих" и исходил из того, что на момент гибели супруг истца, проходивший военную службу, не был признан нуждающимся в жилом помещении и в виду отсутствия необходимой выслуги лет не мог быть признан таковым, поэтому ответчик правомерно отказал Закаевой И.С., право которой на обеспечение жилым помещением за счёт Министерства обороны РФ является производным от права её погибшего супруга, в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
При этом суд принял во внимание то, что при жизни супруга истец с несовершеннолетними детьми проживала и до настоящего времени проживает в домовладении, принадлежащем на праве собственности отцу супруга, была обеспечена и сейчас обеспечена жилой площадью превышающей учётную норму на одного человека.
В апелляционной жалобе Закаева И.С. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении её исковых требований, ссылаясь при этом на нормы ФЗ "О статусе военнослужащих", Закона РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", ФЗ "О ветеранах", на постановление Правительства РФ от 25.08.1999 N936 "О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей", приказ Министра обороны РФ от 26.01.2000 N44 "О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих, выполнявших задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей", постановление Правительства РФ от 21.06.2002 N451 "Об усилении социальной защиты членов семьи погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти", указывая на то, что истец, как вдова погибшего при исполнении служебных обязанностей военнослужащего, являвшегося ветераном боевых действий, имеет самостоятельное право на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ, которое не связывается с условием постановки на жилищный учёт на момент гибели супруга.
Закаева И.С. также ссылается на то, что не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором в настоящее время проживает на основании договора найма, которому суд первой инстанции оценки не дал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Закаевой И.С. апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда отменить.
Дело рассмотрено судебной коллегией в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца Закаевой И.С. и представителя ЮРУЖО, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Закаева И.С. состояла в браке с З., от брака имеет двоих несовершеннолетних детей.
З. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, погиб при исполнении служебных обязанностей 08.08.2014 (л.д.11).
Закаева И.С. обратилась в ЮРУЖО с заявлением о принятии её и членов её семьи на учёт нуждающихся в жилом помещении, однако решением ЮРУЖО от 29.06.2015 N10 в удовлетворении этого заявления отказано со ссылкой на ст.ст.31, 51 ЖК РФ и на то, что Закаева И.С. вселена и до настоящего времени зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 86 кв.м, принадлежащем отцу погибшего военнослужащего З., как член семьи собственника жилого помещения обеспечена по норме жилой площади на состав семьи 4 человека (л.д.9-10).
Исходя из содержания указанного решения ЮРУЖО, о незаконности которого было заявлено Закаевой И.С. в исковых требованиях, ЮРУЖО не оспаривало как таковое право Закаевой И.С., как вдовы погибшего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего, быть принятой на учёт нуждающихся в жилых помещениях, утверждая лишь то, что препятствием для постановки её на учёт является проживание в качестве члена семьи собственника жилого помещения и обеспеченность жилым помещением по установленной норме.
В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного членами семьи менее учётной нормы.
Согласно ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как следует из материалов дела, Закаева И.С. с двумя несовершеннолетними детьми зарегистрирована и проживает в доме (адрес обезличен), собственником которого является отец погибшего супруга Закаевой И.С.
Следовательно, применительно к приведенной выше норме ст.31 ЖК РФ членом семьи собственника жилого помещения был погибший супруг Закаевой И.С.
В соответствии со ст.ст.56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом обязанность представить в суд соответствующие доказательства законом возложена на стороны и лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела усматривается, что доказательства, подтверждающие то, что Закаева И.С., не являясь дочерью, родственником собственника жилого помещения, была вселена в указанный жилой дом в качестве члена семьи собственника этого жилого помещения, проживала с ним одной семьёй, ответчиком не представлены.
Более того, Закаевой И.С. представлены договоры найма жилого помещения, заключенные с нею собственником домовладения после гибели её мужа от 01.10.2014 и от 01.09.2015, в соответствии с которыми Закаева И.С. проживает в доме по адресу: (обезличен) на условиях найма (л.д.24-27).
Указанные договоры и содержащиеся в них сведения ответчиком не опровергнуты.
На основании изложенного оснований считать (пока не доказано иное), что Закаева И.С. и её несовершеннолетние дети были вселены в указанное домовладение в качестве членов семьи собственника жилого помещения и являлись таковыми на момент обращения Закаевой И.С. с заявлением в ЮРУЖО о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, нет, в связи с чем решение ЮРУЖО от 29.06.2015 N10, основанное на том, что Закаева И.С., являясь членом семьи собственника жилого помещения, будучи обеспеченной жилой площадью свыше установленной нормы, не может быть принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, является незаконным, а принятое судом решение об отказе в удовлетворении исковых требований Закаевой И.С. - необоснованным, подлежащим отмене.
При этом руководствуясь приведенными выше нормами жилищного законодательства, принимая во внимание ФЗ "О статусе военнослужащих", судебная коллегия считает возможным принять новое решение об удовлетворении исковых требований Закаевой И.С., учитывая то, что Закаева И.С. с несовершеннолетними детьми не является членом семьи собственника жилого помещения и проживает в нём на условиях найма.
Судебная коллегия не может принять во внимание ссылки суда первой инстанции на то, что право Закаевой И.С. быть поставленной на учёт нуждающихся в жилых помещениях производно от права её супруга, каковым на момент гибели он не обладал, поскольку согласно решению ЮРУЖО от 29.06.2015 N10 ответчик по указанным основаниям не отказывал Закаевой И.С. в принятии на учёт.
Кроме того, З. был ветераном боевых действий, а Закаева И.С. после его смерти является членом семьи погибшего ветерана боевых действий (л.д.61), на неё распространяются установленные действующим законодательством дополнительные меры социальной поддержки, в том числе в области обеспечения жильём.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 23 ноября 2015г. отменить, принять новое решение, которым исковые требования Закаевой И.С. удовлетворить: признать незаконным решение ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от 29.06.2015 N10, обязать ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ поставить Закаеву И.С. и членов её семьи: З., З. на учёт нуждающихся в жилом помещении.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 февраля 2016г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.