Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Горбатько Е.Н.,
судей Лукьянова Д.В., Алферовой Н.А.
при секретаре Макаренко З.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амбарцумян Р.А. к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях по апелляционной жалобе ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ на решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 9 декабря 2015г. Заслушав доклад судьи Горбатько Е.Н., судебная коллегия
установила:
Амбарцумян Р.А. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее-ЮРУЖО) о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, ссылаясь на то, что проходила военную службу по контракту в войсковой части 71446, во время прохождения военной службы была в установленном законом порядке признана нуждающейся в получении жилого помещения. 15.10.2007 истец уволена с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. В сентябре 2015г. она обратилась в ЮРУЖО по вопросу обеспечения ее жилым помещением. Решением от 17.09.2015 ЮРУЖО отказало истцу в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Амбарцумян Р.А. полагала, что, поскольку до момента увольнения в запас она в установленном законом порядке была признана нуждающейся в жилом помещении, то она продолжает состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений, а потому отказ ЮРУЖО является незаконным.
На основании изложенного, с учетом уточнений в порядке ст.39 ГПК РФ истец просила обязать ответчика принять её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решением суда от 9 декабря 2015г. исковые требования Амбарцумян Р.А. удовлетворены.
Принимая такое решение, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст.15, 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", постановлением Правительства РФ N865 от 31 декабря 2005г., приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 N80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ", инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N1280, и исходил из того, что Амбарцумян Р.А., принятая в установленном законом порядке на учет нуждающихся в жилых помещениях после 01.03.2005, сохраняет право состоять на учете до получения жилого помещения по договору социального найма.
С учетом установленных по делу обстоятельств оснований для снятия Амбарцумян Р.А. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по мнению суда первой инстанции, не имеется и, как не обеспеченная жильем, истец имеет право на его получение на условиях договора социального найма, поэтому отказ ЮРУЖО в постановке Амбарцумян Р.А на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, нельзя признать обоснованным и правомерным.
Доводы представителя ответчика об отсутствии у Амбарцумян Р.А. статуса военнослужащего и невозможности применения в отношении нее приказа N1280 от 30.09.2010 об обеспечении жильем отклонены судом первой инстанции как несостоятельные.
Исходя из того, что военнослужащие, принятые на жилищный учет в ранее действовавшем порядке, сохраняют право на внесение в Единый реестр вновь созданным жилищным органом при отсутствии к тому установленных законом препятствий, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований Амбарцумян Р.А. об обязании ответчика принять решение о ее постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
ЮРУЖО в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Амбарцумян Р.А., полагая неверным вывод суда о том, что 30.09.2007 решением жилищной комиссии Батумского гарнизона было принято решение об обеспечении Амбарцумян Р.А. жилищным сертификатом, и с указанного времени она была принята и состояла на учете в КЭЧ Батумского гарнизон, так как согласно имеющейся в материалах дела карточке учета жилой площади военнослужащей Амбарцумян Р.А. она была поставлена на учет нуждающихся в жилых помещения как безквартирная с 01.01.2000, в связи с чем ссылка суда на решение жилищной комиссии Батумского гарнизона N 27 от 30.09.2007 и на соответствующую дату постановки на учет нуждающихся в жилом помещении является неверной.
Заявитель полагает, что датой постановки Амбарцумян Р.А. на учет нуждающихся в жилом помещении следует считать 14.04.2000, что подтверждается сведениями, содержащимися в карточке учета жилой площади военнослужащего, и обращает внимание на то, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, принятых на учет до 01.01.2005, возлагалась на органы местного самоуправления, а не Министерство обороны РФ в лице его структурных подразделений, в связи с чем, правовых оснований для признания за истцом права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по линии военного ведомства - Министерства Обороны РФ не имеется.
Заявитель также указывает, что, поскольку Амбарцумян Р.А. на момент обращения в ЮРУЖО с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях утратила статус военнослужащей, то у нее отсутствуют правовые основания для признания права на обеспечение жильем за счет Министерства обороны РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Амбарцумян Р.А. просил оставить решение суда без изменения.
Дело рассмотрено судебной коллегией в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца Амбарцумян Р.А. и представителя ЮРУЖО, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены решения суда.
В соответствии со ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.Согласно Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N1280, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "д" настоящего пункта, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным военнослужащим жилые помещения предоставляются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Ранее действовавшая Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденная приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 N80, устанавливала, что учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий), военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей, военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случаях:
улучшения жилищных условий по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения;
убытия к новому месту прохождения военной службы, за исключением военнослужащих, убывших для прохождения военной службы (работы) за пределы территории Российской Федерации;
выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;
получения служебного жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Амбарцумян Р.А. проходила военную службу в Вооруженных Силах РФ с 1991 года, с 1996 года проходила военную службу по контракту.
Приказом командира 12 военной базы N43 от 13.10.2007 и приказом командира войсковой части 71446 от 15.10.2007 N207 Амбарцумян Р.А. с 15 октября 2007г. уволена с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе с календарной выслугой 14 лет 7 месяцев, льготной выслугой - 22 года 3 месяца.
Из материалов дела также усматривается, что в период прохождения военной службы Амбарцумян Р.А. в установленном законом порядке с 1 января 2000г. была признана нуждающейся в получении жилого помещения и, впоследствии, на основании решения жилищной комиссии Батумского гарнизона N21 от 10 августа 2007г. Амбарцумян Р.А. признана нуждающейся в обеспечении жилой площадью на территории РФ, как подлежащая увольнению по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. Однако, в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, Амбарцумян Р.А. включена не была, при увольнении с военной службы жилым помещением не обеспечена, своего жилья не имеет.
В настоящее время решением ЮРУЖО от 17.09.2013 Амбарцумян Р.А. отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях в виду того, что она утратила статус военнослужащего и не может быть принята на учет нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма, в соответствии с действующим приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N1280.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание то, что Амбарцумян Р.А. в период прохождения военной службы в установленном на тот момент порядке была признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на соответствующий учёт, жилым помещением до настоящего времени не обеспечена, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о неправомерности решения ЮРУЖО от 17.09.2015 об отказе Амбарцумян Р.А. в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Судебная коллегия не может принять во внимание апелляционную жалобу ЮРУЖО, поскольку жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Судебная коллегия отклоняет доводы ЮРУЖО об отсутствии у Амбарцумян Р.А. в настоящее время статуса военнослужащего, как основание для отказа в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку на момент увольнения с военной службы в 2007 году Амбарцумян Р.А. уже была в установленном на тот момент законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении, и в настоящее время требования Амбарцумян Р.А. фактически сводятся к восстановлению на учёте нуждающихся в жилом помещении, но применительно к действующему сейчас порядку учёта таких граждан.
Не соглашаясь с доводами заявителя жалобы о том, что, будучи впервые поставленной на жилищный учет до 01.01.2005, Амбарцумян Р.А. должна быть обеспечена жилым помещением соответствующим органом местного самоуправления, а не Министерством обороны РФ в лице его структурных подразделений, судебная коллегия обращает внимание на решение жилищной комиссии Батумского гарнизона N21 от 10 августа 2007г., которым Амбарцумян Р.А. признана нуждающейся в обеспечении жилой площадью на территории РФ, как подлежащая увольнению по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, решение жилищной комиссии Батумского гарнизона от 30 сентября 2007г. N27 об оформлении документов Амбарцумян Р.А. на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилой площади, как подлежащей увольнению по достижению предельного возраста пребывания на военной службе в 2007г., которые до настоящего времени не отменены и не признаны недействительными.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому решение суда соответствует требованиям ст.195 ГПК РФ, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы ЮРУЖО нет.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 9 декабря 2015г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 февраля 2016г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.