Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шикуля Е.В.,
судей Водяной В.Ю., Москаленко Ю.М.,
при секретаре Лазаренко П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Водяной В.Ю. административное дело по апелляционной жалобе КУМИ администрации г.Новочеркасска Ростовской области на решение Новочеркасского городского суда от 19.11.2015 г.,
УСТАНОВИЛА:
Согомонов М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий КУМИ г.Новочеркасска, выразившихся в выдаче предписания об устранении нарушений земельного и гражданского законодательства от 17.09.2015 года N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; установлении отсутствия полномочий КУМИ г.Новочеркасска на выдачу предписаний об устранении нарушений земельного законодательства.
В обоснование требований Согомонов М.А. указал, что 02.10.2015 года им получено предписание об устранении нарушений земельного и гражданского законодательства от 17.09.2015 года N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданное КУМИ г.Новочеркасска.
Ссылаясь на п.2.5.2 Административного регламента исполнения КУМИ г.Новочеркасска функций по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования "Город Новочеркасск", административный истец полагает, что КУМИ г.Новочеркасска не имеет полномочий на выдачу таких предписаний об устранении нарушений земельного законодательства.
Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 19 ноября 2015 года заявление Согомонова М.А. удовлетворено частично.
Суд признал незаконным предписание председателя КУМИ г.Новочеркасска об устранении Согомоновым М.А. нарушений земельного и гражданского законодательства от 17.09.2015 года N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. В удовлетворении остальной части требований Согомонова М.А. отказано.
В апелляционной жалобе КУМИ г.Новочеркасска ставит вопрос об отмене решения от 19.11.2015 года и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Автор жалобы указывает, что проверка в отношении Согомонова М.А., зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, согласована с Прокуратурой Ростовской области, проведена в соответствии с нормами действующего законодательства.
Податель жалобы ссылается на то, что к функциям комитета относится осуществление муниципального земельного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом, выдача предписания является обязанностью муниципального инспектора, проводившего проверку, в случае выявления нарушений требований земельного законодательства и (или) требований, установленным муниципальными правовыми актами.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель КУМИ Администрации г.Новочеркасска Ростовской области - Чуринов Д.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение от 19.11.2015 года и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Согомонов М.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено судебной коллегией в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя КУМИ г.Новочеркасска, проверив решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 17.09.2015 года председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г.Новочеркасска Ростовской области по результатам проведения проверки соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, Согомонову М.А. выдано предписание N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, которым административный истец уведомлен о необходимости не позднее 01.12.2015 года оформить права на фактически используемый земельный участок, с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, а именно: заключить с полномочным органом договор купли-продажи в отношении фактически используемого земельного участка, зарегистрировать право собственности земельного участка посредством подачи в ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА соответствующего заявления о предоставлении государственной услуги Росреестром; не позднее 05.10.2015 года в порядке возмещения имущественного вреда, причиненного публичному образованию - муниципальное образование "Город Новочеркасск", уплатить сумму неполученных публичным образованием доходов за использование названного земельного участка, в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА включительно в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
Разрешая требования административного иска Согомонова М.А., городской суд пришел к выводу о том, что у председателя КУМИ г.Новочеркасска отсутствовали полномочия по вынесению 17.09.2015 года предписания, поскольку материалы проверки были направлены в Новочеркасский отдел Управления Росреестра по Ростовской области, в связи с выявлением признаков административного правонарушения.
Судебная коллегия не может согласиться с изложенными выводами суда первой инстанции, ввиду следующего.
В соответствии с ч.2 ст.72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
Постановлением Правительства Ростовской области от 12.02.2015 года N86 утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля, пунктом 3 которого предусмотрено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Порядком, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
На территории муниципального образования "Город Новочеркасск" муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с Положением "О муниципальном земельном контроле на территории города Новочеркасска", утвержденным Решением Городской Думы г.Новочеркасска от 06.03.2007 года N218.
Согласно п.3.2 данного Положения, к полномочиям Администрации города Новочеркасска относится, в частности, организация и осуществление муниципального земельного контроля, в том числе наделение соответствующими контрольными полномочиями отраслевого (функционального) органа Администрации города Новочеркасска.
В соответствии с п.3.38 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска, утвержденного Решением Городской Думы г.Новочеркасска от 27.10.2006 года N173, осуществление муниципального земельного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления отнесено к полномочиям поименованного комитета.
Согласно, п.6.1 Положения "О муниципальном земельном контроле на территории города Новочеркасска" муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с ежегодными планами, либо внеплановых проверок.
В силу абз.3 п.6.20 данного Положения, в случае выявления при проведении проверки нарушений субъектом муниципального земельного контроля требований земельного законодательства и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, муниципальный инспектор, проводивший проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, обязан выдать предписание субъекту муниципального земельного контроля об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Приведенные выше положения действующего законодательства, регламентирующего осуществление муниципального земельного контроля, в том числе и на местном уровне, позволяют сделать вывод о том, что председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска, равно как и иные муниципальные инспекторы названного комитета уполномочены на выдачу предписаний об устранении нарушений требований земельного законодательства. Более того, выдача таких предписаний является обязанностью лица, проводившего проверку.
При таких обстоятельствах, оснований для признания предписания председателя КУМИ г.Новочеркасска от 17.09.2015 года N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН незаконным у суда не имелось.
Ссылки административного истца на Административный регламент исполнения Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска функций по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования "Город Новочеркасск", утвержденный Постановлением Администрации г. Новочеркасска от 10.02.2010 года N376, не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании соответствующих норм права.
Согласно п.2.5.2 названного Административного регламента, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (Росреестр) по материалам, предоставленным Комитетом, проводит государственный земельный контроль и в случае определения нарушения выносит постановление о привлечении к административной ответственности и дает предписание об устранении правонарушения в установленный законом срок.
Таким образом, в данном случае идет речь о выдаче предписания об устранении административного правонарушения, за совершение которого лицо, которому такое предписание выдается, привлечено к административной ответственности.
Также судебная коллегия учитывает, что для удовлетворения требования о признании решения незаконным, необходимо не только установление противоправности этого решения, но обязательно одновременно с этим установление факта нарушения прав административного истца или незаконного привлечения его к ответственности в результате вынесения такого решения.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов Согомонова М.А. оспариваемым им предписанием председателя КУМИ г.Новочеркасска от 17.09.2015 года ни городскому суду, ни судебной коллегии административным истцом не представлено, несмотря на то, что в силу ч.11 ст.226 КАС Российской Федерации обязанность доказывания соответствующих обстоятельств возложена именно на административного истца.
При этом, суд апелляционной инстанции исходит из того, что выданное Согомонову М.А. предписание председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска Ростовской области не является документом о привлечении Согомонова М.А. к административной ответственности, каких-либо обязанностей в нарушение требований закона на административного истца не возлагает.
Доказательств, позволяющих прийти к иному выводу, материалы дела не содержат, Согомоновым М.А. таких доказательств не представлено.
Изложенные выше обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о том, что оспариваемое предписание председателя КУМИ г.Новочеркасска соответствует требованиям действующего законодательства, вынесено уполномоченным должностным лицом, прав и законных интересов Согомонова М.А. не нарушает, следовательно, у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах, решение Новочеркасского городского суда от 19.11.2015 года подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права на основании п.4 ч.2 ст. 310 КАС Российской Федерации с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований Согомонова М.А. в полном объеме.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 19.11.2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований Согомонова М.А. о признании незаконным предписания председателя КУМИ г.Новочеркасска об устранении нарушений земельного и гражданского законодательства от 17.09.2015 года, об установлении отсутствия полномочий.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.