Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Киселевой Е.А.
судей Кулешовой Е.В., Мариной Ж.В.
при секретаре Цыбульской К.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика - представителя Брянской городской администрации Березовской Н.И. на решение Бежицкого районного суда г. Брянска от 09 ноября 2015 года по делу по иску Позднякова Д.В. к Бежицкой районной администрации г. Брянска, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании протокола заседания жилищной комиссии и распоряжения администрации незаконным, о восстановлении на жилищном учете и в списках участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.В., возражения Позднякова Д.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Поздняков Д.В. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что на основании удостоверения серии АК N от 15 сентября 2014 года он имеет статус выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение ( "адрес"), проживал в указанной зоне с рождения - с 06 сентября 1990 года по 16 октября 2008 года.
Истец проживает и зарегистрирован по адресу: "адрес". Иного жилья в собственности и по договору социального найма не имеет, в связи с чем считает, что является нуждающимися в улучшении жилищных условий, и имеет право на обеспечение жильем путем выдачи государственного жилищного сертификата на основании Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Поздняков Д.В. обратился в Бежицкую районную администрацию г. Брянска с заявлением о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, и 18 ноября 2014 года был поставлен на данный учет.
Решением жилищной комиссии Бежицкой районной администрации N от 09.07.2015г. был также признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" с составом семьи 1 человек. В последствии распоряжением N-р Бежицкой районной администрации г. Брянска от 15 июля 2015 года истец был снят с жилищного учета.
Поздняков Д.В. просил суд признать протокол N заседания жилищной комиссии Бежицкой районной администрации г.Брянска от 13.07.2015г. и распоряжение N-р от 15.07.2015г. Бежицкой районной администрации г.Брянска в части снятия его с учета незаконным, восстановить на жилищном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемые по договорам социального найма с 22.10.2014г., а также в списках участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
В судебном заседании истец Поздняков Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Решением Бежицкого районного суда гор. Брянска от 09 ноября 2015 года иск удовлетворен. Суд отменил протокол N заседания жилищной комиссии Бежицкой районной администрации г.Брянска от 13.07.2015 и распоряжение N-р от 15.07.2015 Бежицкой районной администрации г.Брянска, обязал Бежицкую районную администрацию г.Брянска восстановить Позднякова Д.В. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма с 22.10.2014 года.
Суд признал Позднякова Д.В. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой Программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", реализуемой в порядке, установленном постановлением Правительства РФ N 153 от 21.03.2006 г. и обязал Бежицкую районную администрацию г. Брянска восстановить Позднякова Д.В. в список участников указанной подпрограммы.
В апелляционной жалобе представитель Бежицкой районной администрации Березовская Н.И. просит отменить решение, как постановленное с нарушением норм материального права. Указывает, что на основании ст. 22 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" истец не имеет право на получение льгот, предусмотренных ст. 17 указанного закона.
В возражениях на апелляционную жалобу Поздняков Д.В. просит решение суда оставить без изменения, а доводы апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков Бежицкой районной администрации г. Брянска, Департамента строительства и архитектуры Брянской области не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав истца Позднякова Д.В., судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что Поздняков Д.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в "адрес". В соответствии с удостоверением серии АК N, выданным Департаментом строительства и архитектуры Брянской области 15 сентября 2014 года, Поздняков Д.В. является лицом, выехавшим добровольно из зоны проживания с правом на отселение, проживал в указанной зоне - "адрес" с 06 сентября 1990 года по 16 октября 2008 года. (л.д. 9).
Истец обратился в Бежицкую районную администрацию г. Брянска с заявлением о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма.
Распоряжением Бежицкой районной администрации г. Брянска от 18 ноября 2014 года N-р Поздняков Д.В. принят на указанный учет. Решением жилищной комиссии Бежицкой районной администрации N от 09 июля 2015 года был также признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" с составом семьи 1 человек.
Однако, распоряжением Бежицкой районной администрации г. Брянска от 15.07.2015г. N-р Поздняков Д.В. с составом семьи 1 человек, состоящий на учете с 22.10.2014 года, зарегистрированный по адресу: "адрес", снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма. Согласно выписке из протокола N заседания жилищной комиссии Бежицкой районной администрации от 13 июля 2015 г., истец снят с жилищного учета, в связи с выявлением в представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет, сведений не соответствующих действительности, а так же неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет (п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ).
Суд, удовлетворяя требования Позднякова Д.В., пришел к выводу о том, что истец с рождения проживал в зоне проживания с правом на отселение, в связи с чем, приобрел право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем. Суд сослался на то, что нормы ч.2 и ч.3 ст. 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" распространяются на граждан, переселившихся после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение. Поздняков Д.В. в указанные зоны после 30 июня 1986 года не переселялся.
Однако судом первой инстанции при вынесении решения не были учтены следующее нормативные положения.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Согласно ст. 22 и п. 7 ст. 17 названного Закона вышеуказанной категории лиц гарантируются меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В силу ч. ч. 2 и 3 ст. 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства, меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Закона Российской Федерации, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы.
В соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244 указанные граждане приобретают право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходя из срока проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, переселившимся в период с 30 июня 1986 года по 1 января 1994 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, а также родившимся в данной зоне в указанный период, может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста с учетом его уменьшения в соответствии со ст.33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244.
Поздняков Д.В. родился 06 ноября 1990 года, то есть после 30 июня 1986 года, на территории, которая относится к зоне проживания с правом на отселение - "адрес".
В связи с чем, меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящего Закона, могут быть ему представлены в соответствии с п. 2 ст. 22 Закона, при условии получения права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
Поздняков Д.В., достигнув возраста 25 лет на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, не приобрел права выхода на пенсию, а, следовательно, на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 17 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 14.05.2015 N 1007-О, связывая предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, которые переселились после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения и впоследствии добровольно выехали из этой зоны на новое место жительства, с наличием такого условия, как получение ими права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени и продолжительности периода проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, федеральный законодатель учитывал, что указанные граждане, во-первых, не находились в зоне отселения в период максимального воздействия радиации и, во-вторых, переселились на данную территорию добровольно, сознавая наличие и степень риска проживания в зоне отселения.
Меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере медицинского, транспортного, жилищно-коммунального и социального обслуживания, лекарственного обеспечения, содействия занятости и получения образования, с тем, чтобы сделать для них последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми.
При этом названный Закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Такая дифференциация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, основана на объективных критериях, к числу которых относится уровень радиационного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане (определение Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2014 г. N 2636-О и N 2671-О).
Доводы истца о том, что он не переселялся в зону проживания с правом на отселение, а родился после 1986 года в указанной зоне, являются несостоятельными. Как гражданин, родившийся на территории зоны проживания с правом на отселение после 30 июня 1986 года, он приравнивается по объему прав к лицам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, поскольку и те и другие находятся в одинаковых условиях, на основании которых закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты, то есть характер и степень вреда, причиненного их здоровью, одинаков.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что у суда не имелось оснований для отмены протокола N от 13.07.2015г. заседания жилищной комиссии Бежицкой районной администрации и распоряжения N-р от 15.07.2015г. Бежицкой районной администрации, признания Позднякова Д.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий, для восстановления Позднякова Д.В. на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, возложении на Бежицкую районную администрацию г.Брянска обязанности по восстановлению Позднякова Д.В. на указанном учете, и признании его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой Программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", реализуемой в порядке, установленном постановлением Правительства РФ N 153 от 21.03.2006 г.
Таким образом, решение суда подлежит отмене, как вынесенное с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бежицкого районного суда г. Брянска от 09 ноября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований Позднякову Д.В. к Бежицкой районной администрации г.Брянска, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании протокола заседания жилищной комиссии и распоряжения администрации незаконным, о восстановлении на жилищном учете и в списках участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Председательствующий Е.А. Киселева
Судьи областного суда Ж.В. Марина
Е.В. Кулешова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.