Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей Фроловой И.М.,
Сидоренковой Е.В.,
при секретаре Клищенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 февраля 2016 года по докладу судьи Фроловой И.М. дело по апелляционной жалобе К.Н.Л., Н.Л.В. на решение Советского районного суда г. Брянска от 01 октября 2015 года по административному делу по административному иску К.Н.Л., Ш.Г.М., Н.Л.В. к Брянской городской администрации, Управлению по развитию и строительству территории г. Брянска об оспаривании градостроительного плана, разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы обратились в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что 30 апреля 2013 года Брянской городской администрацией был утвержден градостроительный план земельного участка, находящегося в "данные изъяты", N N (по обращению С.А.О.).
На основании градостроительного плана 13 декабря 2013 года Брянской городской администрацией С.А.О. было выдано разрешение на строительство комплекса многоэтажных многоквартирных жилых домов на пересечении улиц "адрес" и "адрес" (позиция 1), расположенного по адресу: "адрес", "данные изъяты", участки N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N; "данные изъяты" участки N, N, уч. N, N, уч. N; "данные изъяты" участки N, N, N, N, N, N, N, N.
Указанные земельные участки имели целевое назначение "земли особо охраняемых территорий и объектов", разрешенное использование - "ведение садоводства", в настоящее время - "многоэтажное строительство". Земельные участки расположены на территории памятника природы регионального значения "Нижний Судок" и в его охранной зоне.
По мнению административных истцов, изменение целевого назначения указанных земельных участков и предоставление их под многоэтажную застройку противоречит федеральному законодательству. Незаконная застройка территории, имеющей особый природоохранный статус, причиняет ущерб находящимся на ней природным комплексам, объектам растительного и животного мира, нарушает конституционные права административных истцов на благоприятную среду обитания, в связи с чем административные истцы просили суд признать незаконным и недействительным градостроительный план земельного участка N N, разработанный по обращению С.А.О., признать незаконным и отменить разрешение на строительство N N от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 01 октября 2015 года административное исковое заявление К.Н.Л., Ш.Г.М., Н.Л.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе К.Н.Л., Н.Л.В. просят решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывают на то, что при переводе земель из земель садового общества в земли, предназначенные под застройку, было нарушено целевое использование земель, что прямо запрещено Земельным кодексом РФ. Судом, по мнению административных истцов, не дана оценка тому факту, что в оспариваемом градостроительном плане прямо указано, что земельный участок частично расположен в зоне памятника природы, то есть на эту часть участка не устанавливаются градостроительные регламенты, так как капитальное строительство запрещено. Полагают, что при разработке градостроительного плана не были учтены установленные законом режим использования земель, на которых расположены памятники природы, и их целевое назначение.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель С.А.О. Домашнева Я.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что спорные земельные участки не находятся в границах особо охраняемой природной территории памятника природы регионального значения "Нижний Судок", в связи с чем их целевое назначение не нарушено. Основной вид разрешенного использования земельных участков не изменен применительно к Правилам землепользования и застройки муниципального образования "город Брянск".
Ходатайство Н.Л.В. и ее представителя по доверенности Соломатина А.П. об отложении рассмотрения апелляционной жалобы на решение суда в связи с болезнью административного истца К.Н.Л. судебная коллегия отклоняет, поскольку в суд апелляционной инстанции ходатайств об отложении рассмотрения апелляционной жалобы от К.Н.Л. не поступало, доказательств нахождения ее на лечении суду не предоставлено.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Фроловой И.М., выслушав объяснения Н.Л.В., представителя по доверенности Соломатина А.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя управления по строительству и развитию территории г. Брянска Абрамова Ю.А., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно требованиям статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с пунктом 1, пунктом 8 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения об Управлении по строительству и развитию территории г. Брянска, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 09 сентября 2009 года N 142, основными функциями Управления являются, в том числе, подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков, планируемых к застройке, а также выдача разрешений на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории г. Брянска.
Согласно пункту 1.2 Административного регламента "Предоставление муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа", утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 13 февраля 2009 года N 206-п, выдача разрешений на строительство осуществляется отделом выдачи разрешительной документации и контроля градостроительной деятельности управления по строительству и развитию территории г. Брянска, осуществляющим полномочия в сфере градостроительной деятельности.
Пунктами 1.1, 2.1 Административного регламента "Предоставление муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков", утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 18 ноября 2011 года N 3054-п предусмотрено, что Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги определяет порядок подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Градостроительный план земельного участка является основным документом, удостоверяющим принадлежность к землям, на которые распространяется или не распространяется действие градостроительных регламентов и для которых устанавливаются или не устанавливаются градостроительные регламенты.
Муниципальная услуга осуществляется специалистами отдела информационного обеспечения градостроительной деятельности Управления по строительству и развитию территории г. Брянска.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 44 ГрК РФ, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Состав градостроительного плана земельного участка определен частью 3 статьи 44 ГрК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве, к Московской области, к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 1 января 2015 года правила землепользования и застройки не утверждены, до 1 июля 2016 года и к обеспечению использования в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", находящихся в федеральной собственности земельных участков и земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства осуществляет распоряжение на основании поручения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, до 31 декабря 2016 года разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.
Правообладатель земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий вправе выбирать самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).
В связи с этим Письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30 ноября 2012 года N 14-9930-ГЕ "К поручению Минэкономразвития России от 19 ноября 2012 года N 13463-ОГ" разъяснено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.
Таким образом, выбор вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с положениями Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации самостоятельно правообладателем земельного участка при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Аналогичные разъяснения содержатся в Письме Министерства экономического развития РФ от 6 июля 2011 года N ОГ-Д23-315 "Об изменении вида разрешенного использования".
Кроме того, Письмом Министерства экономического развития РФ от 14 июля 2010 года N Д23-2660 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" разъяснено, что исключением из общего правила является пункт 5 части 1 статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым разрешенное использование земельного участка определяется в соответствии с документацией по планировке территорий. При этом в соответствии с частью 5 статьи 46 Градостроительного Кодекса РФ проект планировки подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
В случае отсутствия утвержденной в установленном порядке документации по планировке территории, а также отсутствия необходимости включения или исключения земельного участка в границы населенного пункта, установление и изменение видов разрешенного использования земельного участка осуществляется по общему правилу в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ, то есть по решению главы местной администрации.
Судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N принадлежат на праве собственности С.А.О.; земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N принадлежат на праве собственности С.В.С.; земельный участок с кадастровым номером N принадлежит на праве собственности Щ.Р.Б.; земельный участок с кадастровым номером N принадлежит на праве собственности Д.Т.Н., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
ДД.ММ.ГГГГ по обращению С.А.О. от ДД.ММ.ГГГГ, Брянской городской администрацией утвержден Градостроительный план N N земельного участка по адресу "адрес", "данные изъяты", уч. N, уч. N, уч. N, уч. N, уч. N, уч. N, уч. N, уч. N, уч. N, уч. N, уч. N, уч. N, "данные изъяты", уч. N, уч. N, уч. N, уч. N, уч. N, "данные изъяты", уч. N, уч. N, уч. N, уч. N, уч. N, уч. N, уч. N, уч. N, "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Управлением по строительству и развитию территории г. Брянска С.А.О. выдано разрешение на строительство N N комплекса многоэтажных многоквартирных жилых домов на пересечении улиц "адрес" и "адрес" (позиция 1), по адресу: "адрес", "данные изъяты", участки N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N; "данные изъяты", участки N, N, уч. N, N, уч. N; "данные изъяты", участки N, N, N, N, N, N, N, N с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N.
Как следует из Выписок N Правил землепользования и застройки территории муниципального образования "город Брянск" (для части территории муниципального образования) от ДД.ММ.ГГГГ по запросу суда, указанные земельные участки, принадлежащие на праве собственности С.А.О., расположены в зоне Ж1 согласно карты градостроительного зонирования ПЗЗ: зона многоквартирных многоэтажных жилых домов (от 4 этажей и выше) с основными видами разрешенного использования недвижимости: в т.ч., многоквартирные многоэтажные жилые дома от 4 этажей до 17 этажей.
Согласно пункту 4 статьи 95 Земельного кодекса РФ, пункту 3 статьи 2 Федерального закона РФ "Об особо охраняемых природных территориях", статье 10 Закона Брянской области от 30 декабря 2005 года N 121-3 "Об особо охраняемых природных территориях в Брянской области" охранные зоны создаются на прилегающих к особо охраняемым природным территориям участках земли в целях защиты этих территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.
В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками.
При этом, земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
Постановлением Брянской областной Думы от 08 сентября 1994 года N 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г. Брянске памятниками природы областного значения" овраги Верхний и Нижний Судки объявлены памятниками природы областного значения.
Пунктом 3 вышеуказанного постановления утвержден паспорт памятника природы Брянских балок (приложение N1), пунктом 4 утвержден план границ памятников природы областного значения.
17 мая 2007 года принято постановление администрации Брянской области N 354 "Об утверждении паспорта памятников природы Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянское балки) в г. Брянске".
Решением Брянского областного суда от 23 апреля 2013 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2013 года, признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу постановление администрации Брянской области N 354 от 17 мая 2007 года "Об утверждении паспорта памятников природы Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске", а также ряд постановлений Брянской областной Думы, которыми вносились изменения и дополнения в постановление Брянской областной Думы N 34 от 06 сентября 1994 года.
Постановлением Брянской областной Думы от 30 мая 2013 года N 5-1375 "О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Брянской областной Думы" признаны утратившими силу пункты постановления Брянской областной Думы N 34 от 08 сентября 1994 года "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в городе Брянске памятниками природы областного значения", которыми утверждены паспорт памятника природы Брянских балок и план границ памятников природы областного значения "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске", их охранной зоны и территории ограниченной эксплуатации.
Решением Брянского областного суда от 14 марта 2014 года признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу подпункты 1 и 2 пункта 1 постановления Брянской областной Думы от 30 мая 2013 года N 5-1375 о признании утратившими силу пунктов 3 и 4 постановления Брянской областной Думы N 34 от 08 сентября 1994 года "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в городе Брянске памятниками природы областного значения" (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года N 3-77) (подпункт 1 пункта 1); о признании утратившими силу подпунктов 2.3, 2.4, 2.7 пункта 2 постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года N 3-77 "О признании утратившими силу постановления Брянской областной Думы от 28 мая 1998 года N 2-460 и о внесении изменений и дополнений в постановление Брянской областной Думы от 08 сентября 1994 года "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в городе Брянске памятниками природы областного значения" (подпункт 2 пункта 1).
При таких обстоятельствах, на момент выдачи оспариваемых Градостроительного плана от ДД.ММ.ГГГГ и разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ паспорт памятника природы Брянских балок и план границ памятников природы областного значения "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске", их охранной зоны и территории ограниченной эксплуатации, не действовали.
Кроме того, как пояснил в судебном заседании представитель Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, проектируемый комплекс многоэтажных многоквартирных жилых домов на пересечении "адрес" и "адрес" в соответствии с разделом проектной документации не входит в границы памятника природы "Нижний Судок".
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона РФ N 33-ФЗ от 14 марта 1995 года "Об особо охраняемых природных территориях" государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Как усматривается из свидетельств о государственной регистрации права, спорные земельные участки не включены в особо охраняемую природную территорию и не поставлены на кадастровый учет, как особый вид территории. В указанных свидетельствах отсутствуют отметки об ограниченном использовании, в качестве разрешенного вида использования указаны многоквартирные многоэтажные жилые дома от 4 до 17 этажей.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что административными истцами не представлены доказательства нарушения их прав, свобод и законных интересов на благоприятную среду обитания.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что административными истцами пропущен срок обращения в суд с данным административным иском, так как о нарушении своего права административным истцам стало известно в сентябре 2014 года, что подтверждается представленным ими письмом Брянской природоохранной прокуратуры в адрес К.Н.Л. от 23 сентября 2014 года, и письмом в адрес депутата Брянского городского Совета народных депутатов четвертого созыва Анишиной А.А. от 28 февраля 2014 года. С административным иском в суд административные истцы обратились 17 июня 2015 года, по истечении трех месяцев со дня, когда им стало известно о нарушении права.
У административного ответчика имелись законные основания, предусмотренные ЗК РФ и ГрК РФ для выдачи Градостроительного плана земельного участка N N от ДД.ММ.ГГГГ и разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ N N.
Форма и содержание Градостроительного плана земельного участка N N от ДД.ММ.ГГГГ и разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ N N соответствуют ГрК РФ, ЗК РФ, нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения и приведенным судом.
Вышеуказанные земельные участки не находятся в границах особо охраняемой природной территории памятника природы регионального значения "Нижний Судок", в связи с чем, их целевое назначение не нарушено. Основной вид разрешенного использования земельных участков не изменен применительно к Правилам землепользования и застройки муниципального образования "город Брянск".
Следовательно, доводы административных истцов об утверждении градостроительного плана спорного земельного участка в границах особо охраняемых территориях безосновательны.
С учетом приведенных требований закона и установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении административного иска.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчиков в судебном заседании суда первой инстанции, которой дана правильная правовая оценка, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и неправильной оценке фактических обстоятельств, выводов суда не опровергают, следовательно, не могут служить основанием для отмены постановленного решения суда.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 01 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Т.И. Парамонова
Судьи областного суда И.М. Фролова
Е.В. Сидоренкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.