СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Маркелова К.Б., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 18 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры и строительства Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 24 ноября 2015 года, которым
признано за Сукач В.П., "Дата обезличена" года рождения, уроженкой "Адрес обезличен" Удмуртской ССР, право на получение жилищного сертификата для приобретения (строительства) жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом очередности умершего супруга С. с датой постановки на учет 20.08.1997 по категории "инвалиды".
Обязана администрация муниципального образования городского округа "Воркута" включить Сукач В.П. в списки граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" с датой первоначальной постановки на учет 20.08.1997 по категории "инвалиды".
В удовлетворении исковых требований Сукач В.П. к Министерству архитектуры и строительства Республики Коми об обязании выделить жилищную субсидию с датой первоначальной постановки на учет граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" - отказано.
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Сукач В.П. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Воркута", Министерству архитектуры и строительства РК о признании за ней пава на получение жилищной субсидии с датой первоначальной постановки на учет её супруга С. и его очередностью, об обязании включить её в списки граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015гг. с даты первоначальной постановки на учет её супруга С.., об обязании выделить жилищную субсидию с даты первоначальной постановки на учет её супруга в спи ФИО3-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц и судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Минархстрой РК просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права, неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, указывая на неправомерный перевод очереди на истца.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Судом первой инстанции установлено, что Сукач В.П. состояла в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой подачи заявления 20.08.1997 в категории "пенсионеры", составом семьи 2 человека, в том числе, муж - С..
Согласно справке МСЭ-2001 "Номер обезличен" С. 05.05.2003 был признан инвалидом 2 группы.
10 июня 2003 года Сукач В.П. обратилась в администрацию г.Воркута с заявлением о переводе её очереди на получение жилья на мужа С., так как он является инвалидом.
Из копии трудовой книжки С., имеющейся в материалах учётного дела, следует, что на 20.08.1997 он имел продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера, дающую право состоять в очереди в качестве получателя жилищной субсидии, более 10 лет.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" от 20.06.2003 очередь Сукач В.П. была переведена на супруга С. с датой постановки на учет 20.08.1997.
Согласно поквартирной карточке с 28.09.1983 и по день смерти С. значился зарегистрированным по адресу: "Адрес обезличен". Вместе с ним по указанному адресу значилась зарегистрированной его жена Сукач В.П., которая в настоящее время продолжает быть зарегистрированной по вышеуказанному адресу.
Из учетного дела С. усматривается, что при подаче в администрацию МО ГО "Воркута" заявления о включении его в состав участников подпрограммы он указывал в качестве члена своей семьи супругу Сукач В.П..
22 августа 2009 года С. умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-ЕА "Номер обезличен".
19 мая 2010 года Сукач В.П. обратилась в администрацию МО ГО "Воркута" с заявлением о переводе очереди умершего супруга С. на неё согласно даты подачи заявления 20.08.1997 и включить её в список пенсионеров.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" от 21.05.2010 очередь на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами города Воркуты с умершего мужа С. переведена на Сукач В.П. согласно даты постановки 20.08.1997 и включена в список пенсионеров.
В настоящее время Сукач В.П. состоит в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учёт 20.08.1997 по категории "пенсионеры".
Разрешая спор и удовлетворяя требования Сукач В.П. о признании права на получение жилищной субсидии с учетом очередности умершего супруга с датой первоначальной постановки на учет 20.08.1997 по категории "инвалиды" и обязании включить в списки граждан-участников подпрограммы, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Сукач В.П. на дату смерти супруга была зарегистрирована и совместно проживала с ним по одному адресу, вели совместное хозяйство, т.е. являлись членами одной семьи. При этом заявитель как члены семьи гражданина состоящего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, не может быть лишен права на ее получение, исходя из факта смерти ее супруга до 01.01.2012.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит вывод суда правильным, основанным на нормах действующего законодательства.
Так, ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
В соответствии со ст.4 названного Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Федеральным законом от 17.07.2011 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" ст.1 Федерального закона от 25.10.002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" изложена в новой редакции. В частности, в ст.1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Федеральный закон от 17.07.2011 N 212-ФЗ вступил в действие с 1 января 2012 года (ст.2 данного Закона).
До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение, прямо в ст.1 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрена не была.
Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал.
В соответствии с ч.2 ст.19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона N 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 года, так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Доводы апелляционной жалобы Минархстроя РК в подтверждение своей позиции по делу основаны на ошибочном толковании закона, поскольку право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу новой редакции Федерального закона от 25 октября 2005 года N 125 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", не может быть ограничено принятыми в дальнейшем нормативными правовыми актами, т.к. придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, фактически означает утрату для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 24 ноября 2015 года оставить без изменения, жалобы Министерства архитектуры и строительства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.