Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего Сиюхова А.Р.,
судей Мамий М.Р. и Муращенко М.Д.,
при секретаре судебного заседания Жаворонковой А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика УТСЗН по Гиагинскому району Терехова С.В. на решение Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 01.12.2015 г., которым постановлено:
Административное исковое заявление Кохана ФИО12 к Управлению труда и социальной защиты населения по Гиагинскому району - удовлетворить.
Признать решение Управления труда и социальной защиты населения по Гиагинскому району от 29.09.2015 г., N 852, в отношении Кохана А.И. - не законным.
Обязать Управление труда и социальной защиты населения по Гиагинскому району принять решение о признании права за Кохана А.И. об оказании социальной помощи в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 "Порядка оказания государственной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея".
Заслушав доклад судьи Муращенко М.Д., выслушав объяснения представителя административного ответчика УТСЗН по Гиагинскому району по доверенности Норкиной Н.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, административного истца Кохана А.И. и её представителя Габдрахмановой Г.З., считавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кохана А.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению труда и социальной защиты населения по Гиагинскому району о признании решения Управления труда и социальной защиты населения по Гиагинскому району от 01.10.2015 г. незаконным, и обязать Управление труда и социальной защиты населения по Гиагинскому району принять решение об оказании Кохана А.И. социальной помощи в размере предусмотренном законом.
В судебном заседании административный истец уточнила иск и просила суд признать решение Управления труда и социальной защиты населения по Гиагинскому району от 29.09.2015 г. N 852, в отношении Кохана А.И. незаконным, и обязать Управление труда и социальной защиты населения по Гиагинскому району принять решение о признании права за Кохана А.И. об оказании социальной помощи в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 "Порядка оказания государственной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея".
В обоснование административного искового заявления указала, что 24.08.2015 г. Министерством здравоохранения Республики Адыгея она была направлена на консультацию, обследование и при необходимости госпитализацию для проведения лечения в рамках ОМС в ГБУЗ "Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского", в Краснодарскую краевую консультативно-диагностическую поликлинику, к неврологу.
29.09.2015 г. обратилась с заявлением об оказании ей государственной социальной помощи в Управление труда и социальной защиты населения по Гиагинскому району (далее - Управление), предоставив все необходимые документы.
Решением от 29.09.2015 г. ей незаконно было отказано в назначении государственной социальной помощи.
В судебном заседании административный истец Кохана А.И. и её представитель Габдрахманова Г.З. поддержали административное исковое заявление и просили суд его удовлетворить. Также Кохана А.И. указала, что она является инвалидом 2 группы, ее доход состоит из пенсии, субсидий. С ее заболеванием она работать не может, состоит на учете у врача невролога и нуждается в сопровождении.
Представитель административного ответчика УТСЗН по Гиагинскому району Норкина Н.И. разрешение уточненного административного искового заявления оставила на усмотрение суда.
Суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика УТСЗН по Гиагинскому району Терехов С.В. просит решение Гиагинского районного суда от 01.12.2015 г. отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска. В обоснование указывает, что на момент обращения Кохана А.И. в управление прожиточный минимум по ее демографической группе равен "данные изъяты" рубля, а среднемесячный доход составил "данные изъяты" рубля. Считает, что на момент обращения Кохана А.И. не являлась малоимущей, в связи с чем государственная социальная помощь ей не могла быть оказана. Указывает, что принятие решения о предоставлении ей государственной социальной помощи при условии превышения прожиточного минимума противоречит нормам законодательства, а также нарушает права других граждан.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Кохана А.И. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, выслушав представителя административного ответчика, поддержавшего доводы, изложенные в апелляционной жалобе, административного истца и ее представителя, считавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В том числе дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (п. 2 ч. 2 ст. 1).
Порядком оказания государственной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея, утвержденного Постановлением Кабинета Министров РА от 28.04.2003 N 109 "Об оказании государственной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея" определены условия оказания государственной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея (далее - Порядок) малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
При назначении государственной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея (далее - социальная помощь) учитывается наличие экстремальной жизненной ситуации, вызванной объективными причинами. В том числе ситуаций, связанных с тяжелыми формами заболеваний, требующих длительного и (или) неоднократного лечения в стационарных учреждениях здравоохранения; ущербом, причиненным пожаром, катастрофой, стихийным бедствием; иными обстоятельствами, ограничивающими возможности заявителя по увеличению доходов для самостоятельного разрешения проблемы (п. 2 Порядка).
Решение об оказании социальной помощи принимается с учетом целевого характера направления выделяемых средств, а именно: помощь на лечение или консультирование граждан при выезде за пределы Республики Адыгея по направлениям Министерства здравоохранения Республики Адыгея (пп.2 п. 3 Порядка).
Социальная помощь на цели, указанные в подпунктах 1 - 4 пункта 3 настоящего Порядка, предоставляется по одному и тому же случаю только один раз. При этом в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 3 настоящего Порядка, социальная помощь предоставляется при условии обращения заявителя в течение 12 месяцев с момента наступления соответствующего события (п. 4 Порядка).
Из п. 6 "Положения о порядке предоставления государственной социальной помощи в Республике Адыгея", утвержденного Постановлением Кабинета Министров РА от 04.06.2001 N 167 "О мерах по реализации Закона Республики Адыгея "О государственной социальной помощи в Республике Адыгея" (далее - Положение) следует, что получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Адыгея.
Судом установлено, что Кохана А.И., 34.05.1971 года рождения, является инвалидом 2 группы по общему заболеванию.
24.08.2015 г. Министерством здравоохранения Республики Адыгея Кохана А.И. была направлена к неврологу на консультацию, обследование и при необходимости госпитализацию для проведения лечения в рамках ОМС в ГБУЗ "Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского".
Согласно медицинскому заключению невролога ГБУЗ "Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского" Кохана А.И. находилась на обследовании 27.08.2015 г. у врача консультанта.
29.09.2015 г. Кохана А.И. обратилась с заявлением об оказании ей государственной социальной помощи в Управление труда и социальной защиты населения по Гиагинскому району. Однако, на основании п. 5, 7 Порядка и п. 6 Положения решением Управления труда и социальной защиты населения по Гиагинскому району N852 от 29.09.2015 г. Кохана А.И. было отказано в направлении пакета документов на рассмотрение Комиссии по оказанию государственной социальной помощи в виде единовременной выплаты за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея.
Суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств и того, что величина прожиточного минимума в Республике Адыгея на душу населения на 2 квартал 2015 г. составляет - "данные изъяты" руб.; на 3 квартал 2015 г. составляет - "данные изъяты" руб., а среднедушевой доход семьи Кохана А.И., состоящей из 1 человека в расчете на месяц составляет - "данные изъяты" руб., 07 коп.., пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административного искового заявления Кохана А.И.
Представитель административного ответчика УТСЗН по Гиагинскому району при рассмотрении дела подтвердил факт того, что Кохана А.И. состоит на учете в качестве малоимущей, в связи с чем довод жалобы о том, что принятие решения о предоставлении ей государственной социальной помощи при условии превышения прожиточного минимума противоречит вышеприведенным нормам Порядка оказания государственной социальной помощи.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность постановленного решения, а сводятся к переоценке выводов суда об отказе в иске.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гиагинского районного суда от 01.12.2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика УТСЗН по Гиагинскому району Терехова С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Р. Сиюхов
Судьи М.Р. Мамий
М.Д. Муращенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.