Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Слиж Н.Ю., Касянчук Е.С.
при секретаре Климовиче С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Лахденпохского муниципального района на решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 30 ноября 2015 года по иску Чеботарь Т.Л. к администрации Лахденпохского муниципального района, администрации Мийнальского сельского поселения о понуждении к действию.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
иск предъявлен по тем основаниям, что 14.07.2015г. истец обратилась в администрацию Лахденпохского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на строительство дома в ( ... ). В своем ответе на заявление администрация муниципального района отказала в выдаче разрешения на строительство, мотивировав тем, что с указанным заявлением истцу необходимо обратиться в администрацию Мийнальского сельского поселения. Обратившись в администрацию Мийнальского сельского поселения, истцу вновь было отказано, в связи с тем, что разрешения на строительство должна выдавать администрация района. Истец просила обязать ответчика в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу выдать разрешение на строительство дома в ( ... ) на земельном участке с кадастровым номером ( ... ) В последующем Чеботарь Т.Л. увеличила исковые требования, просила также обязать ответчиков утвердить градостроительный план земельного участка с кадастровым номером ( ... ), расположенного в ( ... ) в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Мийнальского сельского поселения.
Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд обязал администрацию Лахденпохского муниципального района в течение пятнадцати рабочих дней с момента поступления от заинтересованных лиц необходимых документов, утвердить Чеботарь Т.Л. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером ( ... ) расположенного в ( ... ) и выдать разрешение на строительство дома на указанном земельном участке.
Взыскал с администрации Лахденпохского муниципального района в пользу Чеботарь Т.Л. ( ... ) руб.- расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче иска в суд.
С решением суда не согласен ответчик администрация Лахденпохского муниципального района, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске к администрации района. Настаивает на своих доводах о том, что разрешение на строительство и утверждение градостроительных планов земельных участков на территориях поселений не относится к полномочиям администрации района. Указывает, что в соответствии с п.3 ч. 6 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района. Поскольку земельный участок истца расположен на территории одного поселения, обязанность по выдаче разрешения на строительство дома возложена на администрацию соответствующего поселения по месту нахождения указанного земельного участка.
В суд апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 4 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Согласно п.3 ч. 6 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных частями 5 и 5.1 настоящей статьи и другими федеральными законами, выдается органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.
В силу положений п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п. п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи (ч.3).
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 ст. 14 указанного закона для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов (ч.4).
Указанные положения Федерального закона N 131-ФЗ вступили в силу с 1 января 2015г. (п. 5 ст. 4 Федерального закона от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ).
Законом Республики Карелия от 15 декабря 2014 г. N 1852-ЗРК "О закреплении за сельскими поселениями в Республике Карелия вопросов местного значения" и ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ за сельскими поселениями в Республике Карелия закреплены вопросы местного значения, предусмотренные п. п. 5, 8, 33.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ.
Уставами Лахденпохского муниципального района и Мийнальского сельского поселения установлено, что в полномочия указанных муниципальных образований входит утверждение градостроительных планов и выдача разрешений на строительство жилых домов.
Судом установлено, что 13.03.2015г. между администрацией Лахденпохского муниципального района и Чеботарь Т.Л. заключен договор аренды земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, расположенного в ( ... ), Мийнальского сельского поселения Лахденпохского муниципального района. 14.07.2015г. Чеботарь Т.Л. обратилась в администрацию Лахденпохского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на строительство дома на указанном земельном участке. В удовлетворении заявления Чеботарь Т.Л. администрацией района было отказано и указано, что с заявлением о выдаче разрешения на строительство необходимо обратиться в администрацию Мийнальского сельского поселения. 31.07.2015г. Чеботарь Т.Л. обратилась с заявлением об утверждении градостроительного плана земельного участка в администрацию Мийнальского сельского поселения. В удовлетворении заявления ей также было отказано, администрация поселения указала, что с заявлением о выдаче разрешения на строительство дома, в связи с внесенными изменениями в Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует обратиться в администрацию Лахденпохского муниципального района. Для разрешения указанного вопроса истец обратилась с настоящим иском в суд. Суд обоснованно удовлетворил заявленные требования, поскольку с 01 января 2015 года полномочия по выдаче разрешений на строительство на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены обжалуемого решения суда, поскольку в силу п. 20 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющей круг вопросов местного значения сельских поселений, и внесенные с 01 января 2015 года в нее изменения, о компетенции органов местного самоуправления по вопросу выдачи разрешения на строительство, вопросы местного значения, в том числе, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство на территориях сельских поселений, решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 30 ноября 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Лахденпохского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.