Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Вороной Н.Л.,
судей: Данилова А.В., Беспаловой В.В.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Парфиненко М.С. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о присвоении звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 22 октября 2015 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Парфиненко М.С. удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отношении Парфиненко М.С. об отказе учесть награждение нагрудным знаком "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации", как ведомственного знака отличия в труде.
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить Парфиненко М.С. звание "Ветеран труда".
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Парфиненко М.С. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей".
Заслушав доклад судьи Данилова А.В., судебная коллегия
установила:
Парфиненко М.С. обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о присвоении звания "Ветеран труда".
В обоснование иска указала, что является пенсионером по старости (удостоверение (номер)), имеет общий трудовой стаж более 30 лет.
Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России N К-444 от 08.08.2000 г. за многолетнюю безупречную службу в государственной лесной охране РФ награждена нагрудным знаком Министерства природных ресурсов РФ "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации". 10.07.2015 г. она обратилась в муниципальное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Советском районе" с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда".
Однако ответчиком ей было отказано в присвоении звания "Ветеран труда" на том основании, что нагрудный знак Министерства природных ресурсов Российской Федерации "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" не включен в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 г. N 103-п.
Отказ ответчика считает незаконным и нарушающим ее права, в связи с чем, просила признать отказ незаконным, признать за ней право на присвоение звания "Ветеран труда" и возложить на ответчика обязанность по присвоению ей звания "Ветеран труда", взыскать судебные расходы.
В судебное заседание стороны не явились. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Департамент социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Выражает несогласие с решением, считает его незаконным, принятым с существенным нарушением норм материального права. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за свой счет. Меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. У субъектов Российской Федерации имеются права самостоятельно определять перечень наград, при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации. Правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда" отсутствуют, поскольку в Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденном Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2005 г. N 103-п "Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", нагрудный знак Министерства природных ресурсов Российской Федерации "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" отсутствует.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Парфиненко М.С. является получателем пенсии по старости (пенсионное удостоверение (номер) от (дата)).
Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 08.08.2000 года NК-444 за многолетнюю безупречную службу в государственной лесной охране Российской Федерации, Парфиненко М.С. награждена нагрудным знаком "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" (л.д. 12).
Ответчиком истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" по тем основаниям, что нагрудный знак Министерства природных ресурсов РФ "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" не включен в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 г. N103-п (л.д. 10-11).
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции РФ, в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией РФ, как на РФ в целом, так и на каждый из субъектов РФ. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Таким образом, участие субъектов РФ в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции РФ принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Согласно ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ, ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 ФЗ "О ветеранах").
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ " и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ " внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии со статьей 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Нормы ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области. Однако, по смыслу этой федеральной нормы, под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда" понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон N 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания "Ветеран труда", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом N 5-ФЗ.
Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 (с изм.). Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания "Ветеран труда" подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.
Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 04 июня 1993 года N 144 "Об утверждении положения о значке за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране Российской Федерации" учреждено Положение о значке за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране РФ.
Согласно п. 1 Положения о значке за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране Российской Федерации (приложение N 1 к приказу Федеральной службы лесного хозяйства России от 4.06.1993 г. N 144 далее Положение о значке) - в соответствии с Положением о государственной лесной охране РФ лица, прослужившие в государственной лесной охране России непрерывно и безупречно десять и более лет награждаются нагрудными значками за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране за 10,20, 30 и более лет.
Согласно п. 2.2 Положения о значке - награждение работников государственной лесной охраны РФ значками за долголетнюю и безупречную службу производится органами управления лесами республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, учреждениями, организациями непосредственного подчинения Федеральной службы - работников государственной лесной охраны подведомственных лесхозов, авиабаз и работников органов управления лесами.
В трудовой книжке награжденного, делается запись о награждении значком со ссылкой на приказ о награждении.
Содержание вышеприведенных норм позволяет суду сделать вывод, что нагрудный знак "X лет службы в государственной лесной охране РФ" относится к ведомственному знаку отличия в труде, который дает право истцу для присвоения звания "Ветеран труда".
Правовой смысл подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Наличие государственных наград и ведомственных знаков отличия, указанных в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", является одним из условий присвоения звания "Ветеран труда", при этом в рамках предоставленных п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" полномочий, законом субъекта РФ может быть самостоятельно расширен перечень знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта РФ незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", в результате чего, лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания "Ветеран труда", гарантированного статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", что недопустимо.
Реализация субъектами РФ полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов РФ.
Такие законы, согласно статье 76 (часть 5) Конституции РФ, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в п. 4 Постановления от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия").
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, к спорному правоотношению применены нормы права, подлежащие применению. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела. Решение суда постановлено в соответствии с нормами процессуального права.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, установленных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 22 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Вороная Н.Л.
Судьи: Данилов А.В.
Беспалова В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.