Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ивановой И.Е.,
судей: Данилова А.В., Беспаловой В.В.,
с участием прокурора Рейм Е.В.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сургутского района в интересах Хамидулиной Ф.Ф., Хамидулина Р.Р., Хамидулина Р.Р., Хамидулина Р.Р. к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района о понуждении к предоставлению жилого помещения на условиях социального найма,
по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района на решение Сургутского районного суда от 14 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Обязать Департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района предоставить Хамидулина Р.Р., Хамидулина Р.Р. на состав семьи из четырех человек: Хамидулина Р.Р., Хамидулина Р.Р., Хамидулиной Ф.Ф., Хамидулину Р.Р. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте городского поселения Белый Яр, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления с учетом права несовершеннолетних Хамидулина Р.Р., Хамидулина Р.Р. на дополнительную жилую площадь".
Заслушав доклад судьи Данилова А.В., объяснения прокурора Рейм Е.В., истцов Хамидулиной Ф.Ф., Хамидулина Р.Р., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия,
установила:
Прокурор Сургутского района, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с указанным иском к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района.
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка по обращению Хамидулиной Ф.Ф. о нарушении жилищных прав ее несовершеннолетних дочерей Хамидулиной P.P. и Хамидулиной P.P. В ходе проверки установлено, что Хамидулина P.P., (дата) года рождения, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и, согласно постановлению Правительства РФ от 21.12.2004 N 817, имеет право на дополнительную жилую площадь, что подтверждается соответствующей справкой врачебной комиссии КУ ХМАО-Югры СКПНД от (дата) (номер), ее сестра Хамидулина P.P., (дата) года рождения, также страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором, согласно постановлению Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и, согласно постановлению Правительства РФ от 21.12.2004 N 817, имеет право на дополнительную жилую площадь, что подтверждается соответствующей справкой врачебной комиссии КУ ХМАО-Югры СКПНД от (дата) (номер). Хамидулина P.P., (дата) года рождения, и Хамидулина P.P., (дата) года рождения, составом семьи из 4-х человек (включая родителей, Хамидулина P.P. и Хамидулину Ф.Ф.) состоят во внеочередном списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с (дата) под (номер). Так же, составом семьи из 6-ти человек состоят в общих списках очередности по месту жительства в г.п. Белый Яр под N (номер). Семья Хамидулиных из 6-ти человек (Хамидулина Ф.Ф., ее супруг, Хамидулин Р.Р., свекровь, Хамидулина М.С., и трое детей, Хамидулина Р.Р., (дата) г.р., Хамидулина Р.Р., (дата) г.р., Хамидулин Р.Р. (дата) г.р.) проживает по договору социального найма в жилом помещении по адресу: (адрес). Многоквартирный жилой (адрес), состоит в списках очередности сноса непригодных для проживания жилых домов в г.п. Белый Яр, подлежащих сносу в 2011 - 2015 годах, под (номер), в соответствии с постановлением администрации Сургутского района от 12.09.2011 N 3373 -нпа. Иных жилых помещений в собственности либо на условиях социального найма указанные граждане не имеют. Несовершеннолетние Хамидулина Р.Р., (дата) г.р., и Хамидулина Р.Р., (дата) г.р., находятся на иждивении и являются членами семьи своих родителей Хамидулиной Ф.Ф. и Хамидулина Р.Р., самостоятельного дохода не имеют, отдельно от матери и отца проживать не могут. Соответственно, Хамидулина Р.Р., (дата) г.р., и Хамидулина Р.Р., (дата) г.р., на состав семьи из 4-х человек имеет право на получение благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления на каждого члена семьи, установленной решением Думы Сургутского района от 17.06.2005 N330, и составляющей 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи, с учетом права на дополнительную площадь. Несовершеннолетние Хамидулина P.P. и Хамидулина P.P. являются инвалидами, и в силу своего возраста и состояния здоровья не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных жилищных прав.
В связи с изложенным, прокурор просил обязать ответчика предоставить Хамидулиной P.P. и Хамидулиной P.P. на состав семьи из четырех человек: Хамидулиной Р.Р., Хамидулиной Р.Р., Хамидулиной Ф.Ф., Хамидулину Р.Р. вне очереди, по договору социального найма жилое помещение, расположенное в черте городского поселения Белый Яр Сургутского района, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее установленной нормы предоставления на каждого члена семьи, с учетом права на дополнительную жилую площадь детей инвалидов Хамидулиной P.P. и Хамидулиной P.P.
В судебном заседании прокурор Захарова А.А. заявленные требования поддержала.
Истцы Хамидулина Ф.Ф. и Хамидулин P.P., действующие также в интересах несовершеннолетних Хамидулиной P.P. и Хамидулиной P.P., в судебном заседании исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Вечтомов А.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района, ссылаясь на нарушения норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обосновании жалобы указал, что ответчик не обладает полномочиями по предоставлению внеочередного жилого помещения. Указал, что ответственным лицом за обеспечение инвалида жилым помещением является Правительство ХМАО-Югры. Полномочия субъекта установлены только в порядке субвенций. Указал также, что есть постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.2009 N 1563-О-О, а также судебная практика иных судов.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав прокурора Рейм Е.В., истцов Хамидулину Ф.Ф., Хамидулина Р.Р., проверив материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, проверив решение суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище.
Жилищное законодательство в силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, обозначен федеральным законодательством. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Хамидулина P.P., (дата) года рождения, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и, согласно постановлению Правительства РФ от 21.12.2004 N 817, имеет право на дополнительную жилую площадь, что подтверждается соответствующей справкой врачебной комиссии КУ ХМАО-Югры СКПНД от 19.02.2015 N 21, ее сестра Хамидулина P.P., (дата) года рождения, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и, согласно постановлению Правительства РФ от 21.12.2004 N 817, имеет право на дополнительную жилую площадь, что подтверждается соответствующей справкой врачебной комиссии КУ ХМАО-Югры СКПНД от 03.02.2015 N 12.
Хамидулина Р.Р., (дата) г.р., Хамидулина Р.Р., (дата) г.р., проживают по адресу: (адрес). Иных жилых помещений в собственности либо на условиях социального найма семья Хамидулиных не имеет. Несовершеннолетние Хамидулина Р.Р., (дата) г.р., и Хамидулина Р.Р., (дата) года рождения, находятся на иждивении и являются членами семьи своих родителей Хамидулиной Ф.Ф. и Хамидулина Р.Р., самостоятельного дохода не имеют, отдельно от матери и отца проживать не могут.
Достоверно установлено, что Хамидулина P.P., (дата) г.р., и Хамидулина P.P., (дата) г.р., составом семьи из 4-х человек (включая родителей, Хамидулина P.P. и Хамидулину Ф.Ф.) состоят во внеочередном списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с (дата) под (номер). Факт их постановки на учет подтвержден и никем не оспаривался. Однако до настоящего времени Хамидулина P.P. и Хамидулина P.P. жильем не обеспечены.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Так, согласно пункту 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Кроме того, статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относятся Хамидулина Р.Р., (дата) г.р., и Хамидулина Р.Р., (дата), и их родители Хамидулина Ф.Ф. и Хамидулин P.P.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.
Согласно пункту 6 указанных выше правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования прокурора Сургутского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района, как орган местного самоуправления, не наделен полномочиями по предоставлению жилого помещения вне очереди гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в утвержденных Правительством РФ перечнях.
Семья Хамидулиных принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении 25 марта 2015 г., то есть после 01 января 2005 г. Следовательно, их права на получение жилого помещения во внеочередном порядке в силу положений части 3 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", части 2 статьи 49 и пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ должны быть реализованы из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, то есть, через органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления, в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
По смыслу Определения Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 г. N 551-О-О для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В отношении инвалидов, страдающих заболеваниями, входящими в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 378 от 16 июня 2006 г., вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, в связи с чем, не может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения из государственного жилищного фонда на субъект Российской Федерации. При этом отсутствие регулирования вопроса о предоставлении жилья определенным категориям граждан из государственного жилищного фонда, не может лишить данных граждан на получение жилья вне очереди, поэтому к данным правоотношениям должны применяться нормы пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, регулирующей предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
В силу Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района в указанной части, не могут быть признаны состоятельными.
Кроме того, обеспечение Хамидулина Р.Р. и Хамидулина Р.Р. жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств, таких как наличие или отсутствие иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников и от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Утверждения апеллянта на наличие иной правоприменительной (судебной) практики не являются основанием к отмене решения, поскольку прецедентное право в российской судебной системе отсутствует, при этом судебная коллегия учитывает, что суд первой инстанции оценил доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Несогласие апеллянта по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию представителя ответчика, выраженную в ходе судебного разбирательства, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения.
Таким образом, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, им дана объективная оценка, с учетом совокупности исследованных доказательств, представленных сторонами, сделаны правильные выводы, основанные на доказательствах и нормах права, вынесено законное решение, не подлежащее отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сургутского районного суда от 14 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района - без удовлетворения.
Председательствующий Иванова И.Е.
Судьи: Данилов А.В.
Беспалова В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.