Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ивановой И.Е.,
судей: Данилова А.В., Беспаловой В.В.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жангировой А.А., действующей также в интересах Жангирову Э.И., Жангирова И.М., действующего также в интересах Жангировой А.И. к администрации города Пыть-Яха о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании права на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, включении в отдельные списки для обеспечения жилым помещением в первоочередном порядке,
по апелляционным жалобам Жангировой А.А., Жангирова И.М. и администрации города Пыть-Яха на решение Пыть-Яхского городского суда от 05 октября 2015 года, которым постановлено:
"исковые требования Жангировой А.А., действующей также в интересах Жангирову Э.И., Жангирова И.М., действующего также в интересах Жангировой А.И. к администрации города Пыть-Яха удовлетворить частично.
Возложить на администрацию муниципального образования городской округ город Пыть-Ях обязанность принять семью Жангировых, состоящую из четырех человек ( Жангировой А.А., Жангирову Э.И., Жангирова И.М., Жангировой А.И.), имеющую ребенка-инвалида, Жангирову Э.И., на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, установленному статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181- ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", абзацем 2 пункта 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Данилова А.В., объяснения истцов Жангировой А.А., Жангирова И.М., представителя Жангировой А.А. Деркач Г.В., поддержавших свою апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
Семья Жангировых обратилась в суд к администрации г. Пыть-Яха с иском (с учетом уточнения) о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи Жангировых, составом 4 человека незаконным; признании за семьей Жангировых права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма; возложении обязанности на администрацию г. Пыть-Яха включить семью Жангировых в отдельные списки для обеспечения жилым помещением в первоочередном порядке.
Требования мотивировали тем, что они проживают в жилом помещении, принадлежащим на праве собственности (по 1/3 доли) Жангировым А.А., И.М. и Э.И., другого жилья на территории России не имеют. Жангирова Э.И. признана ребенком-инвалидом и имеет заболевание, которое поименовано в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства РФ N378 от 16 июня 2006 года, а также в Постановлении Правительства РФ N817 от 21 декабря 2004 года. Обратившись в администрацию МО с заявлением о постановке на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включении в отдельные списки лиц, для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке в апреле и июле 2015 года, они получили отказ в постановке на соответствующий учет, обоснованный отсутствием критерия малоимущности. Полагают отказ ответчика незаконным по причине неверного истолкования норм жилищного законодательства. Ссылаясь на ст. 40 Конституции РФ, ст. 49 ЖК РФ, предусматривающих помимо малоимущих граждан и иные категории граждан, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма, полагают, что, относятся к иным указанным в законе гражданам, а именно, семьям, имеющим детей-инвалидов, в силу части 3 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов". Полагали, что должны быть поставлены на учет, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, как граждане, нуждающиеся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Норма предоставления согласно ст. 50 ЖК РФ и решения Думы города Пыть-Яха от 26 апреля 2006 года N23 составляет не менее 13 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Их семья из 4 человек занимает жилое помещение общей площадью 40, 3 кв.м., то есть на одного члена семьи приходится менее учетной нормы. Порядок учета нуждающихся в жилье инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, установлен Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства от 27 июля 1996 года N 901. Согласно названным правилам (п.п.2, 3, 5, 6) семьи, имеющие детей-инвалидов, должны быть приняты на учет граждан и включены в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке. В соответствии со ст. 14 Закона ХМАО - Югры N57-оз "О регулировании отдельных жилищных правоотношений в ХМАО - Югре" именно органы местного самоуправления муниципальных образований осуществляют учет граждан, отнесенных к категории малоимущих, признаваемых нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма. Ссылаясь на ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, считают, что имеют право на внеочередное предоставление жилья в силу наличия у ребенка тяжелой формы хронического заболевания, и признание семьи малоимущей не обязательно.
В судебном заседании истцы Жангировы на уточненных требованиях настаивали. Дополнили, что приобрели квартиру с использованием мер государственной поддержки по улучшению жилищных условий, в том числе, субсидии на ребенка Элину Ильдусовну.
Представитель истца Жангировой А.А. - Деркач Г.В. поддержала требования с учетом их уточнения, по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Неклюдова Т.В. возражала против удовлетворения иска. Полагала, что решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий законным, малоимущность - не подтвержденной. Кроме того, указала, что ребенок-инвалид и его семья уже воспользовались мерами государственной поддержки на улучшение жилищных условий в виде субсидии и компенсации части процентной ставки ипотечного кредита.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Жангирова А.А. и Жангиров И.М. просят отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. В обосновании жалобы указали, что с решением не согласны, считают его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением и неправильным применением норм материального права. При разрешении требований о признании за истцами права на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди суд не применил нормы права, подлежащие применению, а именно ч. 3 ст. 49, п. 4 ч. 1 ст. 51, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В обосновании отказа суд сослался на ст. 51 ЖК РФ и тот факт, что соблюдение такого критерия, как малоимущность обязательно, с чем не могут согласиться истцы. Полагают, что отказывая в признании за ними права на получение жилого помещения вне очереди, суд фактически лишил права семьи на получение жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного факта РФ. Обращают внимание на то, что Жангирова Э.И., 2008 года рождения, признана ребенком-инвалидом, что следует из справки МСЭ 2013 (номер). Согласно справки врачебной комиссии от 25.06.2015 г. N 380 Жангирова Э.И. страдает заболеванием, дающим право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Жангирову Э.И. проживает в жилом помещении с родителями и сестрой общей площадью 40,3 кв.м, то есть на одного члена семьи приходится менее учетной нормы. Указанное свидетельствует о том, что ребенок-инвалид и семья, имеющая ребенка инвалида, является нуждающимися в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма. Право истцов на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных фактов.
В апелляционной жалобе администрация города Пыть-Яха просит решение суда отменить в части удовлетворенных требований. В обосновании жалобы указала, что Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901) определяют порядок принятия на учет с учетом льгот, установленных законом об инвалидах. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона об инвалидах инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Семья истцов обратилась в муниципальное образование городской округ город Пыть-Ях после 01.03.2005 г., при постановке на учет применяются нормы ЖК РФ. Следовательно, закон об инвалидах, в части предоставления жилья, является отсылочной нормой. Права граждан, в данном случае гарантированы нормами ЖК РФ, а не законом об инвалидах. В связи с чем, полагает, что на правоотношения сторон положения Правил не распространяются. Считает, что суд вышел за пределы заявленных требований. Истцы требований о принятии на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, установленному ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", абз. 2 п. 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 не заявляли, а также не просили о предоставлении жилья по нормам ст. 109 ЖК РФ, требования были иные. Обращает внимание, что ст. 109 ЖК РФ также является отсылочной нормой и определяет, что порядок предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством РФ. О нарушении порядка и условий, установленных федеральным законодательством либо законодательством субъекта, заявлено не было. Согласно иска, сторона истцов считает, что у семьи возникло право на первоочередное и внеочередное получение жилого помещения, независимо от признания семьи малоимущей. Данная семья обращалась с заявлением о включении несовершеннолетнего в списки лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди на условиях социального найма. Ответ Администрацией города был дан исходя из заявления. В связи с чем, полагает, что в удовлетворении иска следовало отказать.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Жангировой Э.И., 8 декабря 2008 года рождения, с 4 декабря 2014 года присвоена группа инвалидности по категории "Ребенок-инвалид" на срок до 1 января 2016 года. В справке врачебной комиссии указано на наличие у ребенка заболевания, включенного в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Семья проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности родителям и ребенку-инвалиду в равных долях, по адресу: (адрес), общая площадь которого составляет 40,3 кв.м. Иного жилья не имеет.
Жангировы обратившись в администрацию муниципального образования с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако, им было отказано. Отказ ответчика был обоснован отсутствием критерия маломощности.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что с учетом имеющегося у Жангировой Э.И. заболевания семья истцов в составе 4 человек подлежит постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, установленному статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181- ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", абзацем 2 пункта 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901. В остальных требованиях истцов судом было отказано.
При этом суд указал, что в данное случае признание семьи малоимущей не обязательно, поскольку для такой категории граждан предусмотрен иной порядок обеспечения жильем - предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования в соответствии со статьей 109 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает вывод суда первой инстанции ошибочным.
Согласно части первой ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года N 551-О-О предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях, независимо от их имущественного положения.
Жилищный кодекс РФ не содержит специальное регулирование порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма.
Однако, как указал Конституционный суд РФ, данное обстоятельство не исключает обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Исходя из изложенного, одним из обязательных условий предоставления жилья муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке Жангировым необходимо наличие у семьи статуса малоимущей.
Вместе с тем, из материалов гражданского дела следует, что семья не признана малоимущей.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что семья малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в установленном законом порядке не признана, то вывод суда первой инстанции о том, что исковые требования Жангировых в указанной части, подлежат удовлетворению, не основан на положениях жилищного законодательства.
При таких обстоятельствах решение суда в части возложения на администрацию муниципального образования городской округ город Пыть-Ях обязанности принять семью Жангировых, состоящую из четырех человек (Алсу Альбертовна, Элина Ильдусовна, Ильдус Маратович, Аделина Ильдусовна), имеющую ребенка-инвалида, Жангирову Элину Ильдусовну, на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, установленному статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181- ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", абзацем 2 пункта 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске в указанной части.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Пыть-Яхского городского суда от 05 октября 2015 года отменить в части возложения на администрацию муниципального образования городской округ город Пыть-Ях обязанности принять семью Жангировых, состоящую из четырех человек ( Жангировой А.А., Жангирову Э.И., Жангирова И.М., Жангировой А.И.), имеющую ребенка-инвалида, Жангирову Э.И., на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, установленному статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181- ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", абзацем 2 пункта 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901.
Принять в указанной части новое решение.
В удовлетворении требований о возложении на администрацию муниципального образования городской округ город Пыть-Ях обязанности принять семью Жангировых, состоящую из четырех человек (Алсу Альбертовна, Элина Ильдусовна, Ильдус Маратович, Аделина Ильдусовна), имеющую ребенка-инвалида, Жангирову Элину Ильдусовну, на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, установленному статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181- ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", абзацем 2 пункта 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901., отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Иванова И.Е.
Судьи: Данилов А.В.
Беспалова В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.