Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ишимова А.А.,
судей Кульковой С.И., Назарука М.В.,
при секретаре Дубыниной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захарова В.Е. к Главному управлению МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ГУ МЧС России по ХМАО-Югре) об обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты
по апелляционной жалобе Захарова В.Е. на решение Ханты-Мансийского районного суда от 05.10.2015 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Назарука М.В., объяснения представителя ответчика Филимонова И.В., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Захаров В.Е. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что является пенсионером Государственной противопожарной службы МЧС России с (дата). Решением ответчика от (дата) ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в связи с отсутствием сведений о нем как о нуждающимся в получении жилого помещения (до 1 марта 2005 года). Считает такое решение незаконным, поскольку он находился в списках сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просит обязать ГУ МЧС России по ХМАО-Югре поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с составом семьи из четырех человек.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец Захаров В.Е., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить и принять новое решение. Считает, что суд не дал должной оценки имеющейся в материалах дела заверенной копии списка сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в котором он указан.
В письменных возражениях ответчик ГУ МЧС России по ХМАО-Югре просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия полагает, что на основании п.3, 4 ч.1 ст.330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и нарушением норм материального и процессуального права, с принятием нового решения.
Как следует из материалов дела и никем не оспаривалось, с (дата) по (дата) истец Захаров В.Е. проходил службу в МЧС России, в ПЧ-54 ОГПС-6 УГПС МЧС России по ХМАО.
С (дата) истец является получателем пенсии за выслугу лет, общая продолжительность его службы превышает 14 лет.
В соответствии с выпиской из протокола заседания комиссии ГУ МЧС России по ХМАО-Югре по рассмотрению вопросов предоставления единовременной выплаты для приобретения или строительства жилья (номер) от (дата), истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, на основании п.27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369, далее - Правила), поскольку на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий он не состоит.
Оспаривая такой отказ, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с положениями ст.4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ (далее - Закон) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (ч.1).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (ч.3).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч.5).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством РФ (ч.6).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч.7).
В соответствии с нормами вышеуказанных Правил, единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения. К федеральным органам исполнительной власти в целях настоящих Правил относится, в т.ч., МЧС России (п.3).
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у него общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении (п.4).
В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, к которому прилагаются необходимые документы (п.5).
Сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральными органами исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников (п.27).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что право на предоставление указанной единовременной социальной выплаты для сотрудников, уволенных со службы в учреждениях и органах государственной противопожарной службы, связано с наличием одновременно трех условий: общая продолжительность службы в учреждениях и органах составляет не менее 10 лет в календарном исчислении; увольнение со службы осуществлено с правом на пенсию; принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях было осуществлено до 1 марта 2005 года федеральными органами исполнительной власти.
Между тем, принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд в нарушение требований ст.ст.67, 198 ГПК РФ не дал надлежащей оценки представленным истцом доказательствам и не указал в решении доводы, по которым их отверг, в связи с чем допустил также нарушение норм материального права, что привело к неправильному разрешению спора.
В соответствии с нормами действовавшего ранее ЖК РСФСР, до 01.03.2005 года учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, мог осуществляться по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимались на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию. Право состоять на таком учете сохранялось за гражданами до получения жилого помещения, за исключением установленных случаев. Жилые помещения предоставлялись в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и включения в списки на получение жилых помещений (ст.ст.30 - 33).
Согласно п.10 действовавших ранее Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335) наравне с указанными категориями граждан на учет принимались в предусмотренных законодательством случаях работники предприятий, учреждений, организаций, непосредственно обслуживающие трудовые коллективы данных предприятий, учреждений, организаций. На крупных предприятиях, в организациях учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, мог быть организован по цехам и подразделениям.
В соответствии с предоставленной истцом копией списка сотрудников ПЧ-54 ОГПС-6 ГУ МЧС России, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в обеспечении жилой площадью) на 01.04.2005 года (далее - список), истец указан как принятый на такой учет на основании рапорта от (дата), с составом семьи 4 человека, проживающей в общежитии по адресу: (адрес), с площадью жилого помещения 10,7 кв.м.
Список подписан председателем ЖБК ПЧ и начальником ПЧ-54. Достоверность изложенных в таком списке сведений удостоверена подписью начальника ФКУ "6 ОФПС по ХМАО-Югре" и оттиском печати ФКУ "6 ОФПС по ХМАО-Югре", подлинность которых ответчик не оспаривал.
Как признал представитель ответчика в суде апелляционной инстанции, доказательства, опровергающие достоверность изложенных в таком списке сведений в отношении истца, либо свидетельствующие о его недобросовестном поведении при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, у ответчика отсутствуют.
Из письма Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Нефтеюганска от (дата) также следует, что истец состоит в общем списке очередности и в первоочередном списке, согласно заявлению от (дата).
В обоснование вывода об отказе в иске судом приняты и приведены в решении доводы ответчика о том, что согласно информации компетентной организации - ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Госэкспертиза МЧС России), уполномоченной на предоставление информации и ведение списков нуждающихся в жилых помещениях, истец в таком списке не числится.
Между тем, из представленного ответчиком приказа МЧС России N 398 от 25.07.2011 года следует, что функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы были возложены на Госэкспертизу МЧС России лишь с 01.10.2011 года (п.1), т.е. значительное время спустя после постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом начальникам территориальных органов МЧС России было предписано до 01.12.2011 года передать делопроизводство по учету нуждающихся в жилых помещениях Госэкспертизе МЧС России (п.6).
Действительно, из материалов дела усматривается, что учетное (жилищное) дело в отношении истца в Госэкспертизу МЧС России передано не было, в связи с чем сведения о нем в данной организации отсутствуют.
Однако само по себе данное обстоятельство, при отсутствии какой-либо недобросовестности в действиях истца, вне компетенции которого находились составление, хранение и передача учетных (жилищных) дел в ГУ МЧС России по ХМАО-Югре, а в последующем - в Госэкспертизу МЧС России, не может являться основанием для умаления его жилищных прав.
Как следует из материалов дела, истец в установленном на то время порядке был принят на учет нуждающихся в обеспечении жилой площадью по месту прохождения службы. Из материала дела не усматривается наличие оснований, в связи с которыми истец мог быть снят с такого учета, а его учетное (жилищное) дело в дальнейшем могло не подлежать передаче в ГУ МЧС России по ХМАО-Югре, а затем - в Госэкспертизу МЧС России.
В суде первой и апелляционной инстанции представитель ответчика объяснить утрату учетного (жилищного) дела истца не мог.
Как следует из материалов дела, учетные дела сотрудников, нуждающихся в обеспечении жилой площадью, направлялись Отрядом федеральной противопожарной службы в ГУ МЧС России по ХМАО-Югре неоднократно, в т.ч. после их доработки и повторного доукомплектования, что может свидетельствовать о ненадлежащей организации учета таких сотрудников и их учетных (жилищных) дел, и объяснить утрату учетного (жилищного) дела истца.
При этом материалами дела подтверждается, что учетные (жилищные) дела сотрудников, в т.ч. указанных наравне с истцом в вышеуказанном списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, были в установленном порядке направлены в ГУ МЧС России по ХМАО-Югре для последующей передачи в Госэкспертизу МЧС России.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются также ходатайством начальника ФГКУ "6 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре", согласно которому он просил ответчика о восстановлении истца в очереди нуждающихся в жилье, как вставшего на такой учет до 01.03.2005 года.
В соответствии с нормами Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18).
В силу ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В данном случае правовых оснований для ограничения права истца на получение вышеуказанной единовременной социальной выплаты не установлено. Исходя из требований вышеуказанных правовых норм и установленных обстоятельств дела, истцом были совершены зависящие от него при надлежащей степени заботливости и осмотрительности действия, направленные на постановку его федеральным органом исполнительной власти на учет нуждающихся в жилых помещениях. Утрата документов истца, связанных с такой постановкой на учет, произошла не по вине истца, поэтому не может повлечь для него негативные последствия в виде ограничения права на получение такой выплаты.
Как следует из материалов дела и доказательствами не опровергнуто, состав семьи истца, адрес его проживания и жилищные условия к настоящему времени не изменились, предусмотренные законом препятствия для принятия истца на учет для получения единовременной социальной выплаты отсутствуют.
Следовательно, при указанных обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 05.10.2015 года отменить и принять новое решение.
Обязать Главное управление МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре принять Захарова В.Е. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с составом семьи в количестве четырех человек.
Председательствующий Ишимов А.А.
Судьи коллегии Кулькова С.И.
Назарук М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.