Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Кукшиновой О.М.,
судей Мудрой Н.Г., Золотаревой Ю.Г.,
при секретаре Ермак О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Смидовичскому району ЕАО на решение Смидовичского районного суда ЕАО от 26.11.2015, которым с учётом дополнительного решения от 07.12.2015 постановлено:
Исковые требования Лучникова В. Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Смидовичскому району Еврейской автономной области о взыскании недополученной суммы ежемесячной денежной выплаты удовлетворить.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Смидовичскому району Еврейской автономной области в пользу Лучникова В. Ф. недополученную сумму ежемесячной денежной выплаты в размере " ... " рублей " ... " копеек.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Смидовичскому району Еврейской автономной области государственную пошлину в доход местного бюджета в размере " ... " рублей " ... " копеек.
Заслушав доклад судьи Кукшиновой О.М., пояснения представителя ответчика ГУ УПФ РФ по Смидовичскому району ЕАО Дударенко О.А., представителя истца Лучникова В.Ф. - Лучниковой Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лучников В.Ф. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (далее ГУ УПФ РФ) по Смидовичскому району ЕАО о взыскании недополученной суммы ежемесячной денежной выплаты в размере " ... " рублей " ... " копеек. В обоснование иска указал, что в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 является получателем ежемесячной денежной выплаты (далее ЕДВ) и набора социальных услуг по категории "Участник Великой Отечественной войны".
" ... " на основании медико-социальной экспертизы ему установлена " ... " группа инвалидности, и выдана справка, которая имеется в материалах пенсионного дела.
В ноябре 2012 года специалисты ответчика пригласили его на личный приём в ГУ УПФ РФ по Смидовичскому району ЕАО, по итогам данного приёма он написал заявление, и с " ... " ему установлена ЕДВ по категории "Участник Великой Отечественной войны, ставший инвалидом".
С учётом того, что инвалидность ему была установлена с " ... ", а выплата ЕДВ только с " ... ", в апреле 2013 года он обратился к ответчику с заявлением произвести перерасчёт ЕДВ по категории "Участник Великой Отечественной войны, ставший инвалидом" за период с " ... " по " ... " включительно. Ответчиком в перерасчёте ему было отказано.
" ... " он повторно письменно обратился к ответчику с заявлением о проведении перерасчёта за период с " ... " по " ... " включительно. " ... " получил ответ, в котором указывалось об отсутствии законных оснований для проведения перерасчёта.
Считает, что ответчик неправомерно дважды отказал ему в перерасчёте ЕДВ, чем нарушил право на получение выплаты ЕДВ в более высоком размере. Общая сумма недополученной ЕДВ без учёта индексации за период с " ... " по " ... " включительно составила " ... " рубля " ... " копеек.
Просил взыскать с ответчика в его пользу недополученную сумму ежемесячной денежной выплаты в указанном размере.
Истец Лучников В.Ф. в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом. В судебное заседание направил своего представителя Лучникову Г.В.
Представитель истца Лучникова Г.В. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала. Суду пояснила, что ответчик должен был разъяснить Лучникову В.Ф. об обращении к ним с заявлением о выплате ЕДВ в более высоком размере.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по Смидовичскому району ЕАО Дударенко О.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что с 01.01.2005 истец Лучников В.Ф. в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" является получателем ежемесячной денежной выплаты, как участник Великой отечественной войны. В пенсионном деле имеется выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серия N " ... ", поступившая в Управление " ... ". Согласно п. 3 ст. 23.1 Закона N 5-ФЗ гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, указанным в п. 1 настоящей статьи, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер. В соответствии с Законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ ежемесячная денежная выплата является выплатой компенсационного характера взамен предоставляемых ранее льгот в натуральной форме. Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ утверждён Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004 N 294. Днём обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приёма территориальным органом Пенсионного фонда РФ заявления со всеми необходимыми документами. Заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты по категории "Инвалид Великой Отечественной войны" подано в Управление " ... ". В связи с чем истцу была назначена ежемесячная денежная выплата по данной категории с даты обращения, то есть с " ... ". В функции ГУ УПФ РФ по Смидовичскому району ЕАО не входят функции по разъяснению и уведомлению пенсионеров. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд постановилуказанное решение.
" ... " суд вынес дополнительное решение, которым взыскал с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по " ... " государственную пошлину в доход местного бюджета в размере " ... " рублей " ... " копеек.
В апелляционной жалобе представитель ГУ УПФ РФ по Смидовичскому району ЕАО Кретова Л.С. просила решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указала, что Лучникову В.Ф. назначена ежемесячная денежная выплата согласно спискам до 01.01.2005 в соответствии с п. 2.1. Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.11.2004 N 294 "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации". В дальнейшем решение о назначении и перерасчёте ежемесячной денежной выплаты принимается Управлением на основании заявления граждан.
Лучников В.Ф. никак не мог принести им справку, подтверждающую инвалидность, поскольку согласно п.п. 24, 25 Постановления Правительства РФ "О порядке признания гражданина инвалидом" выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня установления инвалидности. Лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, выдаётся справка, подтверждающая факт установления инвалидности. Сторона истца не представила доказательств нарушения прав ответчиком. Суд не объективно оценил доказательства, имеющиеся в деле, нарушил нормы материального права, что привело к принятию незаконного решения.
Истец Лучников В.Ф. в апелляционную инстанцию не явился. О времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без его участия.
В суде апелляционной инстанции представитель ГУ УПФ РФ по Смидовичскому району ЕАО Дударенко О.А. доводы и требования апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представителя истца Лучникова Г.В. просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрел замену ряда льгот, ранее предоставлявшихся в натуральном виде, соответствующей денежной компенсацией (выплатой).
С 1 января 2005 г. введена такая мера социальной поддержки как ежемесячная денежная выплата (далее - ЕДВ).
Право на неё гарантировано, в частности, ветеранам ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", инвалидам статьей 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
При этом законодателем закреплено, что ЕДВ устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития..
Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации был до 18.05.2013 определён Приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 N 294 (далее - Порядок от 30.11.2004 N 294).
Пунктом 2.1 указанного Порядка от 30.11.2004 N 294 установлено, что в период до 01.01.2005 решение о назначении ежемесячной денежной выплаты с 01.01.2005 лицу, имеющему право на неё, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, представленных в 2004 г. в рамках Соглашений между Пенсионным фондом Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об информационном взаимодействии.
Пункт 6 Порядка от 30.11.2004 N 294 предусматривает, что при осуществлении ежемесячной денежной выплаты территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации; принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами; даёт оценку сведениям, содержащимся в документах, представленных гражданином для подтверждения права на ежемесячную денежную выплату, а также оценку правильности оформления этих документов; регистрирует граждан, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в системе индивидуального (персонифицированного) учёта в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования"; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения; принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчете её размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчёте) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов; производит начисление суммы ежемесячной денежной выплаты с учётом обстоятельств, влияющих на её размер; производит зачёт излишне выплаченных гражданину сумм ежемесячной денежной выплаты вследствие недобросовестности этого гражданина или счётной ошибки.
Согласно п. 8 Порядка от 30.11.2004 N 294 граждане подают письменные заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства.
Граждане могут подать заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты вновь, по другому основанию, предусмотренному законодательством РФ, с соблюдением условий, предусмотренных настоящим Порядком (п. 3 ст. 8).
В соответствии с п. 14 Порядка от 30.11.2004 N 294 ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днём обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приёма территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
В силу положений п. 16 Порядка от 30.11.2004 N 294 ежемесячная денежная выплата назначается на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд, установил, что в материалах пенсионного дела Лучникова В.Ф. отсутствует его заявление на выплату ЕДВ как по категории "Участник ВОВ", так и по категории "Участник ВОВ, ставший инвалидом", в связи с чем пришёл к выводу, что орган Пенсионного фонда Российской Федерации нарушил требования п. 6. Порядка от 30.11.2004 N 294, устанавливающего, что при осуществлении выплаты ЕДВ территориальный орган обязан разъяснять гражданам законодательство Российской Федерации, давать оценку сведениям, содержащимся в документах, представленных гражданином для подтверждения права на ежемесячную денежную выплату, а также оценку правильности оформления этих документов. Также суд указал, что пенсионный орган по месту жительства истца должен был ему назначить ежемесячную денежную выплату по категории "Участник ВОВ, ставший инвалидом, поскольку для данной категории граждан предусмотрен более высокий размер ежемесячной денежной выплаты.
Судебная коллегия полагает, что указанные выводы суда не основаны на нормах материального права и не подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
Из материалов дела установлено, что Лучников В.Ф. с " ... " имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для участников ВОВ.
" ... " ГУ УПФ РФ по Смидовичскому району ЕАО на основании п. 2.1 Порядка от 30.11.2004 N 294 и сведений органов социальной защиты населения, представленных в 2004 году в рамках Соглашений между Пенсионным фондом Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об информационном взаимодействии, вынесено решение о назначении ежемесячной денежной выплаты Лучникову В.Ф. по категории "Участники ВОВ" в размере " ... " рублей.
В дальнейшем решения о назначении и перерасчёте (индексации) ежемесячной денежной выплаты принимались на основании заявлений Лучникова В.Ф.
" ... " Лучникову В.Ф. установлена " ... " группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.
Решением ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ по Смидовичскому району ЕАО Лучникову В.Ф. на основании его письменного заявления от " ... " назначена ежемесячная денежная выплата по категории "Участники ВОВ, ставшие инвалидами", в размере " ... " рублей " ... " копеек, в том числе " ... " рублей " ... " копеек на оплату социальных услуг с " ... " пожизненно.
Таким образом, с учётом установленных по делу обстоятельств и подлежащих применению норм материального права судебная коллегия, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с пенсионного органа недополученной ЕДВ за период с " ... " (даты установления инвалидности) по " ... " (до даты назначения истцу ЕДВ по категории "Участники ВОВ, ставшие инвалидами").
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что в силу закона назначение ежемесячных денежных выплат производится не в безусловном порядке, а носит заявительный характер, то есть законодателем закреплён, присущий законодательству в сфере социального страхования и социальной защиты населения заявительный принцип реализации права на выплату.
В связи с указанным, ежемесячная денежная выплата по категории "Участники ВОВ, ставшие инвалидами" правильно установлена Лучникову В.Ф. после его обращения с соответствующим заявлением " ... ".
Довод представителя истца Лучниковой Г.В. о том, что Лучников В.Ф. представил в ГУ УПФ РФ по Смидовичскому району ЕАО справку, подтверждающую факт установления ему инвалидности, однако ответчик не разъяснил ему необходимость обратиться с заявлением о выплате ЕДВ в более высоком размере и не дал оценку сведениям, содержащимся в документах, представленных для подтверждения права на ЕДВ, подлежит отклонению поскольку материалами дела не подтверждается.
Так, в соответствии со ст. 25 Постановления Правительства РФ от 13.08.1996 (ред. от 01.02.2005) N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, выдаётся справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Формы справки и индивидуальной программы реабилитации инвалида утверждены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В материалах же пенсионного дела Лучникова В.Ф. имеется выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, направленная Межрайонной БМСЭ г. Биробиджана в соответствии с п. 24 Постановления Правительства РФ от 13.08.1996 (ред. от 01.02.2005) N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" в ГУ УПФ РФ по Смидовичскому району ЕАО, осуществляющее пенсионное обеспечение Лучникова В.Ф.
Доказательств представления в ГУ УПФ РФ по Смидовичскому району ЕАО справки, подтверждающей факт установления инвалидности, а также соответствующего заявления о назначении ЕДВ по новому основанию в материалы дела истцом не представлены.
Подлежат отклонению и доводы представителя истца о бездействии сотрудников пенсионного органа и нарушении ими требований п. 6. Порядка от 30.11.2004 N 294, поскольку гарантия государства на социальное обеспечение не означает безусловное, не зависящее от воли гражданина, предоставление всего перечня льгот, предусмотренных законом, а способствует в реализации гражданином предоставленных ему прав, в том числе и на выплату ЕДВ по другому основанию.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Поскольку в удовлетворении требований Лучникова В.Ф. к ГУ УПФ РФ по Смидовичскому району ЕАО отказано, оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины в доход местного бюджета не имеется, в связи с чем дополнительное решение суда от 07.12.2015 также подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смидовичского районного суда ЕАО от 26.11.2015 и дополнительное решение от 07.12.2015 отменить, вынести новое решение, которым исковые требования Лучникова В. Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Смидовичскому району Еврейской автономной области о взыскании недополученной суммы ежемесячной денежной выплаты - оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Смидовичскому району ЕАО считать удовлетворённой.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.