Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Медведевой И.А. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Демаковой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело поапелляционной жалобе Карунина Г.Л. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 02 декабря 2015 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Звениговского района Республики Марий Эл к Министерству социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл о возложении обязанности по прекращению трудового договора с " ... " удовлетворить;
возложить на Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл обязанность по прекращению трудового договора с " ... " Каруниным Г. Л. на основании пункта 13 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации при невозможности перевода его на другую работу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Звениговского района Республики Марий Эл обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл о признании незаконным бездействия, возложении обязанности прекратить трудовой договор с директором ГБУ Республики Марий Эл "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья "Журавушка" Каруниным Г.Л. на основании пункта 13 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при невозможности перевода его на другую работу.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что приговором мирового судьи судебного участка N 25 Звениговского района Республики Марий Эл от 25 декабря 2014 года " ... " Карунин Г.Л. осужден по части 1 статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), он был признан виновным в совершении преступления в отношении несовершеннолетнего воспитанника " ... " Апелляционным постановлением Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 25 марта 2015 года приговор мирового судьи оставлен без изменения, Карунин Г.Л. освобожден от наказания по эпизоду в отношении " ... " на основании и части 1 статьи 78 УК РФ в связи с истечением срока давности, то есть по нереабилитирующему основанию. В нарушение требований статей331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о допуске Карунина Г.Л. к педагогической деятельности не принималось. В связи с этим имеются основания прекращения трудовых отношений с Каруниным Г.Л., поскольку он подвергся уголовному преследованию за совершение преступления против жизни и здоровья несовершеннолетнего, которое было прекращено по нереабилитирующему основанию. Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл мер по устранению допущенных нарушений законодательства по представлению прокурора не приняло, трудовой договор с Каруниным Г.Л. до настоящего времени не расторгнут.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Карунин Г.Л. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение которым в удовлетворении иска прокурора Звениговского района Республики Марий Эл отказать, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство социального развития Республики Марий Эл приводит доводы в поддержку жалобы Карунина Г.Л., указывая на незаконность решения суда.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Звениговского района Республики Марий Эл выражает несогласие с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения.
Прокурор на рассмотрение жалобы в суд апелляционной инстанции не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в его отсутствие.
Заслушав Карунина Г.Л. и его представителя Майорову Л.Г., представителя Министерства социального развития Республики Марий Эл Жирнова В.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное с неправильным применением норм материального права, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Звениговского района Республики Марий Эл по следующим основаниям.
Статья 37 Конституции Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, а также право работника и работодателя по своему соглашению решать вопросы, связанные, в том числе, с возникновением, прекращением трудовых отношений, в то же время не препятствует установлению в федеральных законах особых условий для замещения отдельных должностей и ограничений прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (часть 3 статьи 3 ТК РФ).
Трудовым кодексом Российской Федерации установлены ограничения права на занятие педагогической деятельностью в отношении некоторых категорий лиц, что обусловлено спецификой педагогической деятельности, содержание которой составляют обучение и воспитание граждан в соответствии с требованиями морали, общепризнанными ценностями уважения к закону и правам других лиц, направлено на защиту общественных интересов и прав обучающихся.
Одновременно с внесением в ТК РФ изменений, предусматривающих ограничение на занятие педагогической деятельностью, законодателем было введено и новое основание прекращения трудового договора.
Так, согласно пункту 13 части 1 статьи 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в случае возникновения установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
Из содержания данной нормы следует, что увольнение по указанному основанию обусловлено невозможностью исполнения трудовых обязанностей лицом в случае возникновения ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, установленных ТК РФ или иным федеральным законом, и не зависит от волеизъявления работодателя.
Согласно абзацам третьему и четвертому части 2 статьи 331 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 489-ФЗ) к педагогической деятельности не допускаются лица:
имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части.
Федеральным законом от "дата" N 489-ФЗ статья 331 ТК РФ дополнена частью 3, согласно которой лица из числа указанных в абзаце третьем части 2 статьи 331 ТК РФ, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.
Аналогичные изменения внесены в статью 351.1 ТК РФ, в соответствии с частью 3 которой, лица из числа указанных в абзаце третьем части 2 статьи 331 ТК РФ, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
Порядок принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта (в том числе перечень документов, представляемых для принятия решения, сроки их рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав), форма документа, содержащего данное решение, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть обжаловано в суд.
Вышеуказанный пункт 2.1 статьи 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" введен Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 489-ФЗ и применяется с 01 января 2015 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2015 года N 796 утверждены Правила принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - комиссия), решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что лицо, относящееся к категории лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил (лица, имевшие судимость, а также лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям за преступления небольшой и средней тяжести, в том числе против жизни и здоровья), желающее заниматься деятельностью с участием несовершеннолетних (далее - заявитель), либо его представитель пишет заявление в произвольной форме, собственноручно подписывает его и обращается с письменным заявлением в комиссию.
В силу пункта 22 Правил комиссией по результатам рассмотрения заявления принимается одно из следующих решений:
а) о допуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних;
б) о недопуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних.
Основанием для принятия комиссией решения является обоснованный и мотивированный вывод комиссии о том, что заявитель не представляет опасности (представляет опасность) для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних (пункт 23 Правил).
Комиссия вручает решение заявителю или его представителю под роспись либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному заявителем, не позднее 3 рабочих дней со дня его принятия. Решение может быть обжаловано в суд. Решение вступает в силу со дня его вручения (получения) заявителю (пункты 28, 29, 31 Правил).
Вышеприведенные изменения в статьях 331, 351.1 ТК РФ, в статье 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" внесены Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 489-ФЗ в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 18 июля 2013 года N 19-П.
Этим Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения пункта 13 части 1 статьи 83, абзаца третьего части 2 статьи 331 и статьи 351.1 ТК РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2015 года) не соответствующими статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой данные законоположения вводят безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних и, соответственно, предполагают безусловное увольнение лиц, имевших судимость (а равно лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям) за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, кроме тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не предусматривая при этом необходимость учета вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, чем несоразмерно ограничивают право таких лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушают баланс конституционно значимых ценностей.
С учетом действующего с 01 января 2015 года правового регулирования принятие решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, и лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, отнесено к исключительной компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
По смыслу вышеуказанных норм права наличие вступившего в силу решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о допуске таких лиц к деятельности с участием несовершеннолетних в исключение из общего правила снимает установленные ограничения на занятие определенными видами трудовой деятельности и предоставляет возможность работнику исполнять обязанности по трудовому договору.
Из материалов дела следует, что Карунин Г.Л. назначен " ... " с "дата". На основании срочного трудового договора от "дата" "N" Карунин Г.Л. приказом Министра социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл назначен на должность " ... " с "дата" по "дата".
Приговором мирового судьи судебного участка N 25 Звениговского судебного района Республики Марий Эл от 25 декабря 2014 года Карунин Г.Л. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 116 УК РФ (по первому эпизоду обвинения в отношении " ... ".), ему назначено наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей. Он же оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 116 УК РФ (по второму эпизоду обвинения), за не установлением события преступления.
Постановлением Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 25 марта 2015 года приговор мирового судьи судебного участка N 25 Звениговского судебного района Республики Марий Эл от 25 декабря 2014 года в отношении Карунина Г.Л. оставлен без изменения с освобождением его от наказания по эпизоду совершенного им преступления в отношении " ... " на основании части 1 статьи 78 УК РФ в связи с истечением срока давности.
Преступление, предусмотренное частью 1 статьи 116 УК РФ (нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ), посягает на здоровье человека, в силу положений статьи 15 УК РФ отнесено к категории преступлений небольшой тяжести. Карунин Г.Л. освобожден от наказания по нереабилитирующему основанию, то есть в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. Поскольку Карунин Г.Л. освобожден от наказания, он в силу части 2 статьи 86 УК РФ считается несудимым лицом.
Таким образом, Карунин Г.Л. как лицо, относящееся к категории лиц, указанных в пункте 2 Правил, вправе был обратиться с заявлением в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти Республики Марий Эл, о допуске его к деятельности с участием несовершеннолетних.
Прокурор Звениговского района Республики Марий Эл, подавая иск в суд 02 июля 2015 года, в обоснование исковых требований о признании незаконным бездействия Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл указал на то, что решение соответствующей комиссии в отношении Карунина Г.Л. не принималось, в связи с чем трудовой договор должен быть с ним прекращен на основании пункта 13 статьи 83 ТК РФ.
Между тем, из материалов дела следует, что Карунин Г.Л. "дата" обратился в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республике Марий Эл (далее - Комиссия) с заявлением о допуске его к деятельности с участием несовершеннолетних в связи с привлечением его к уголовной ответственности по части 1 статьи 116 УК РФ. "дата" Комиссия, рассмотрев заявление Карунина Г.Л., приняла решение "N" о его допуске к деятельности с участием несовершеннолетних. Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, рассмотрев жалобу прокурора, "дата" отменил указанное решение Комиссии, направил заявление Карунина Г.Л. на новое рассмотрение со стадии рассмотрения вопроса о его принятии к рассмотрению в связи с нарушением установленной процедуры (решение принято в отсутствии справки о наличии (отсутствии) у заявителя судимости, протокол заседания Комиссии не подписан секретарем).
В материалах дела имеется решение Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Марий Эл от "дата" "N", из которого следует, что заявление Карунина Г.Л. рассмотрено и принято решение о его допуске к деятельности с участием несовершеннолетних (л. д. 140-142).
Решение Комиссии от "дата" "N" вручено Карунину "дата". Каких-либо сведений о том, что названное решение обжаловано в суд в установленном порядке и признано незаконным в материалах дела не имеется.
Разрешая дело и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что решение Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республике Марий Эл от "дата" о допуске Карунина Г.Л. к деятельности с участием несовершеннолетних принято без учета оценки опасности Карунина Г.Л. для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
По существу суд признал принятое Комиссией решение незаконным, при этом дал самостоятельную оценку личности Карунина Г.Л., обстоятельствам при которых было совершено преступление, поведению Карунина Г.Л. после совершения преступления и пришел к выводу о невозможности продолжения Каруниным Г.Л. работы в занимаемой должности.
Между тем судом не учтено то, что с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении от 18 июля 2013 года N 19-П, федеральный законодатель внес в действующее правовое регулирование надлежащие изменения, в силу которых принятие решения о допуске или недопуске заявителя (лицо, имевшее судимость, а также лицо, уголовное преследование в отношении которого по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям за преступления небольшой и средней тяжести) к деятельности с участием несовершеннолетних отнесено к компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Проверка законности и обоснованности решения Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республике Марий Эл "N" от "дата" о допуске Карунина Г.Л. к деятельности с участием несовершеннолетних не являлась предметом судебного разбирательства по данному гражданскому делу, возбужденному по иску прокурора "адрес" Республики Марий Эл.
У суда первой инстанции не имелось законных оснований возлагать на себя полномочия Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республике Марий по оценке обстоятельств того представляет или не представляет Карунин Г.Л. опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
Указанное решение Комиссии не было обжаловано в суд и вступило в законную силу, следовательно, Карунин Г.Л. с учетом действующих положений статей 331, 351.1 ТК РФ может быть допущен к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания. В связи с этим исковые требования прокурора о возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл прекратить трудовой договор с Каруниным Г.Л. на основании пункта 13 статьи 83 ТК РФ не подлежат удовлетворению.
С учетом того, что порядок обращения заявителя в соответствующую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также порядок принятия такой комиссией решения был регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2015 года N 796, требования прокурора о признании незаконным бездействия Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, основанные на том, что ответчиком не исполнено в срок предписание прокурора от 13 мая 2015 года, являются необоснованными и также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 02 декабря 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска прокурора Звениговского района Республики Марий Эл к Министерству социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по прекращению трудового договора с " ... " Каруниным Г. Л. отказать.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи И.А. Медведева
Н.Г. Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.