Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл Бабин С.В., рассмотрев жалобу Ширшова А.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 25 ноября 2015 года и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ширшова А.С., родившегося "дата" в "адрес", зарегистрированного и проживающего по адресу: "адрес", состоящего в должности главного государственного инспектора Управления-Государственной жилищной инспекции Республики Марий Эл, не привлекавшегося ранее к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 25 ноября 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 декабря 2015 года, Ширшов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
В жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Марий Эл, Ширшов А.С. просит отменить состоявшиеся судебные постановления, производство по делу прекратить. Указывает, что основанием проверки ООО "Домоуправление-1" явился подпункт "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ - нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены), при котором не требуется согласования проверки с органами прокуратуры. Также полагает необходимым применить статью 1.7 КоАП РФ, поскольку Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ в статью 196 Жилищного кодекса Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым заявления граждан о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Проверив доводы жалобы, изучив дело об административном правонарушении "N", поступившее в Верховный Суд Республики Марий Эл 26 января 2016 года, полагаю, что состоявшиеся судебные постановления подлежат отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 19.6.1 КоАП РФ несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 18 июня 2015 года в Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Марий Эл поступила жалоба ФИО1 по вопросу нарушения режима предоставления коммунальной услуги по водоснабжению. Указано, что персонал кафе, расположенном в подвальном помещении многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес", жильцом которого является ФИО1, регулярно перекрывает задвижку подачи холодной воды в 4 подъезд, на что ООО "Домоуправление-1" никак не реагирует.
Ширшов А.С., являясь главным государственным инспектором Управления-Государственной жилищной инспекции Республики Марий Эл, подготовил проект распоряжения (приказа) "N" от 26 июня 2015 года о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Домоуправление-1" с целью проверки соблюдения лицензиатом жилищного законодательства и лицензионных требований при управлении вышеуказанным многоквартирным жилым домом. Основанием проведения проверки явилось обращение ФИО1, а правовым основанием в числе прочих - подпункт "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ - нарушение прав потребителей.
14 октября 2015 года заместителем прокурора Республики Марий Эл вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 19.6.1 КоАП РФ в отношении главного государственного инспектора Управления-Государственной жилищной инспекции Республики Марий Эл Ширшова А.С., в связи с отсутствием согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры и отсутствием оснований для ее проведения.
При рассмотрении поступившего из прокуратуры Республики Марий Эл материала мировой судья пришел к выводу о наличии в действиях Ширшова А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 КоАП РФ. С данными выводами мирового судьи согласился судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл.
Однако такой вывод нельзя признать правильным, поскольку анализ доказательств, имеющихся в материалах дела, свидетельствует об отсутствии в действиях Ширшова А.С. состава административного правонарушения.
Согласно статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного
КоАП РФ, состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года
N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральным законом от 4 мая 2011 года
N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно подпункту 2 пункта 10 и пункту 12 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" внеплановая выездная проверка лицензиата проводится при поступлении в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований после согласования проверки в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.
Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства (пункт 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ).
Из распоряжения (приказа) "N" от 26 июня 2015 года не следует, что проверка была проведена главным государственным инспектором Управления-Государственной жилищной инспекции Республики Марий Эл Ширшовым А.С. в связи с осуществлением лицензионного контроля в отношении ООО "Домоуправление-1" как владельца лицензии на управление многоквартирными домами, поскольку правовых ссылок на Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" названное распоряжение не содержит. Правовым основанием проведения внеплановой проверки явился подпункт "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ - нарушение прав потребителей.
Подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от
26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан о фактах нарушения прав потребителей является основанием для проведения внеплановой проверки. При этом согласования проверки с органом прокуратуры в данном случае не требуется.
Из материалов дела следует, что главный государственный инспектор Управления-Государственной жилищной инспекции Республики Марий Эл Ширшов А.С. 15 июля 2015 года провел внеплановую выездную проверку на основании жалобы жильца многоквартирного жилого дома по факту нарушения режима предоставления водоснабжения, то есть по основанию, указанному в подпункте "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, при котором не требуется согласования с органом прокуратуры.
Целью проведения проверки явилось установление наличия (отсутствия) фактов, изложенных в жалобе ФИО1 По результатам проверки ФИО1 был дан ответ в рамках компетенции государственного жилищного надзора.
Таким образом, учитывая, что ФИО1 обратился с жалобой при нарушении его прав как потребителя коммунальной услуги, то у главного государственного инспектора Ширшова А.С. имелись предусмотренные законом основания для проведения проверки в отношении ООО "Домоуправление-1", при этом нарушений порядка согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки Ширшовым А.С. не допущено.
В связи с указанным, в действиях Ширшова А.С. отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление, решение, по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 30.13, статьей 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 25 ноября 2015 года и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ширшова А.С., отменить. Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель Председателя Верховного Суда
Республики Марий Эл С.В. Бабин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.