Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Вишнякова О.В.;
судей Сахалинского областного суда Доманова В.Ю. и Кривулько В.В.,
при секретаре Евстафьевой А.А.,
рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к "данные изъяты" о возложении обязанности передать жилье в собственность в порядке приватизации;
по апелляционной жалобе представителя истца ФИО8 на решение Южно-Сахалинского городского суда от 12.10.15 г., которым в удовлетворении иска отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Вишнякова О.В., судебная коллегия
установила:
26.12.14 г. ФИО1 обратилась в суд с иском к "данные изъяты" о возложении обязанности передать в собственность в порядке приватизации жилое помещение по адресу: г. "адрес" "адрес". В обоснование исковых требований указала, что зарегистрирована и проживает в спорном жилом помещении вместе с сыном ФИО5 с 1995 года, законность ее проживания в квартире установлена решением суда, - однако ответчики отказывают в приватизации спорной квартиры.
В возражении на исковое заявление представитель "данные изъяты" ФИО6 указал, что Минобороны РФ решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебных не принимала. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.08 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны РФ не обладает полномочиями по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность физических лиц в порядке приватизации. Кроме того, согласно ст. 4 Закона РФ от 04.07.91 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ", служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
В отзыве на исковое заявление, начальник "данные изъяты" ФИО7 указал, что спорное жилое помещение согласно распоряжению Департамента имущественных отношений МО РФ от 5.07.07 г. N 218-р на праве оперативного управления закреплено за ФГУ "Южно-Сахалинской КЭЧ". Правообладателем указанной квартиры является Учреждение, однако, полномочиями по отчуждению федерального имущества не наделено. Таким образом, приватизация жилого помещения возможна только при согласии собственника жилого помещения, то есть Минобороны РФ.
В суде ФИО1 и её представитель ФИО8 исковые требования поддержали; представители ответчиков "данные изъяты" в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в отсутствии их представителей; представители ответчиков "данные изъяты", ФИО5 в судебное заседание не явились.
Судом постановлено вышеприведенное решение, которое обжалует представитель истца ФИО8, в апелляционной жалобе просит его отменить и удовлетворить иск. Считает, что судом не дана правовая оценка действиям ответчиков; не установлено, кто из ответчиков должен передать жилое помещение в собственность в порядке приватизации. Позиция ответчиков противоречит правовым нормам, регулирующим порядок приватизации жилого помещения: ЖК РФ, Постановлению Пленума ВС РФ от 24.08.93 г. N 8, Закону РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ". Утверждает, что процедура приватизации ФИО1 соблюдена полностью и отсутствие договора социального найма не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
В возражениях представитель "данные изъяты" ФИО9 просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - оставить без изменения. Утверждает, что истцом статус спорного жилого помещения был известен; истец не предоставил суду доказательств подтверждающих соблюдение процедуры приватизации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца и ее представителя ФИО8, настаивавших на доводах жалобы, - суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения.
При рассмотрении спорных правоотношений суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями статьи 217 ГК РФ, согласно которым имущество, находящееся в государственной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации.
Согласно п.п. "и" п.2 Постановления Правительства РФ от 29.12.08 г. N 1053, Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных МО РФ организаций, осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации имущества, -
однако такой порядок до настоящего времени не определен.
Согласно общих положений действующего законодательства о приватизации жилищного фонда в РФ, установленных в статьях 1, 2, 4, 6 и 11 Закона РФ от 4.07.91 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ", приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилфонда
на условиях социального найма, вправе приобрести их в собственность.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также
служебные жилые помещения.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, а также государственными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилфонде социального использования один раз. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Согласно положениям статей 61 и 63 Жилищного кодекса РФ, пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с ЖК РФ, договором социального найма данного жилого помещения.
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Пунктом 8 Постановления Пленума ВС РФ N 8 от 24.08.1993 года предусмотрено, что исходя из смысла преамбулы и ст.ст.1,2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В силу ст. 15 ФЗ от 27.05.98 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
В силу ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцам спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
Согласно п. 2 Постановления Совмина СССР от 6.05.83 г. N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются КЭЧ МО РФ на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 (бывший муж истицы) выдан обменный ордер N на семью (включая ФИО1 и сына ФИО5) на вселение в "адрес" по "адрес".
Согласно справки N от ДД.ММ.ГГГГ ОАО " "данные изъяты", в спорной квартире в настоящее время зарегистрированы: ФИО1 и ее сын ФИО5; ранее в квартире был зарегистрирован ФИО10, который снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ.
Спорное жилое помещение выделено супругу истца от Южно-Сахалинской КЭЧ МО РФ (л.д.91). Согласно выписке из ЕГРЮЛ; Южно-Сахалинская КЭЧ реорганизована в форме присоединения к ФГКУ "ДВТУ ИО" МО РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 1.06.00 г. N 752-р, военный городок пос. "адрес" "адрес" включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ; и в соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-р года военный городок 20 п. Б. Елань "адрес", в котором находится спорное жилое помещение, исключен из перечня закрытых военных городков Минобороны РФ.
Истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в "данные изъяты" в "адрес" с заявлением о приватизации спорного жилого помещения; письмом начальника "данные изъяты" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ истице сообщено, что в настоящее время МО РФ прорабатывается вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации, однако такой порядок не разработан.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в "данные изъяты" с заявлением о заключении договора по передаче в собственность спорного жилого помещения; заявление ДД.ММ.ГГГГ перенаправлено для рассмотрения по принадлежности в "данные изъяты", и, как следует из пояснений истца, ответа на него получено не было.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в "данные изъяты" по вопросу передачи в собственность спорного жилого помещения. Письмом зам. начальника "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ истице сообщено, что Минобороны РФ не наделено полномочиями на заключение договоров по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, решение данного вопроса возможно в рамках гражданского судопроизводства с согласия всех проживающих членов семьи при наличии договора социального найма с приложением документов, подтверждающих право на занятие спорного жилого помещения. Также разъяснено, что жилые помещения в общежитиях и служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Согласно выписки из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в реестре федеральной собственности учтен "адрес" в "адрес"; указанный МКД закреплен на праве оперативного управления за "данные изъяты".
На основании совокупного анализа спорных правоотношений суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в данном жилом помещении на условиях социального найма, - а из материалов дела следует и подтверждается пояснениями стороны истца, что ФИО1 к ответчикам по вопросу заключения договора социального найма спорного жилого помещения не обращалась, такой договор заключен не был; спорная квартира не относится к
жилищному фонду социального использования и объектом муниципальной собственности не является. Кроме того, не соблюден истцом и установленный порядок приватизации жилых помещений, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с п. 7 Примерного положения о бесплатной приватизации жилфонда в РФ, утвержденного решением Роскоммунхоза от 18.11.93 г. N4, для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют следующие документы: заявление на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя; документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением; справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано.
Из материалов дела следует, что истец направляла в адрес ответчиков заявление о приватизации спорного жилого помещения; однако доказательств направления вместе с заявлением всех необходимых документов, в том числе и письменных заявлений от проживающих совместно с ней и имеющих право на приватизацию жилого помещения совершеннолетних членов семьи ( ФИО11) об их согласии на приватизацию жилого помещения в собственность одного лица - ФИО1, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
При разрешении данного спора судом первой инстанции также обоснованно указано, что вопрос о передаче жилых помещений в собственность граждан отнесен законодателем к компетенции соответствующих органов, к которым суд в силу закона изначально не относится, так как признание непосредственно самим судом за стороной истца права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации заведомо выходит за рамки компетенции судебных органов и нарушает конституционный принцип разделения властей (статья 10 Конституции РФ), что не может быть признано допустимым.
Кроме того, в иске поставлены требования о возложении обязанности на ФГКУ "Востокрегионжилье" передать в собственность истицы в порядке приватизации жилое помещение по адресу: "адрес", - однако согласно материалов дела, собственником спорного жилого помещения является МО РФ, а правообладателем спорного жилого помещения - ФГКУ "ДВТУ ИО" МО РФ, т.е. ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ какими-либо полномочиями по распоряжению спорным жилым помещением (передаче в собственность) не наделено и не может являться надлежащим ответчиком по делу.
При таком положении дела судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований истца ФИО1 в отношении спорной квартиры.
Доводы апелляционной жалобы, фактически совпадающие с доводами, приведенными в иске в обоснование заявленных требований,- не могут быть признаны состоятельными как не основанные на законе; кроме того они относятся к обстоятельствам, которые судом исследовались с последующей правовой оценкой в обжалуемом решении, с которым суд апелляционной инстанции соглашается.
При таком положении дела, когда решение судом постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами, которым дана правильная правовая оценка, суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность постановленного решения исходя из доводов жалобы, не находит оснований к его отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 12.10.15 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца ФИО8 - без удовлетворения.
Председательствующий Вишняков О.В.
Судьи Сахалинского областного суда Доманов В.Ю.
Кривулько В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.