Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Малеванного В.П.;
судей Сахалинского областного суда Вишнякова О.В. и Марьенковой А.В.;
при секретаре Евстафьевой А.А.;
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к таможне о выплате сумм недоплаты по денежному содержанию и единовременной выплаты при увольнении исходя из повышенного оклада (коэффициент 1.15); к "данные изъяты" - о понуждении назначить пенсию с учетом повышенного оклада;
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Южно-Сахалинского городского суда от 8.10.2015 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Вишнякова О.В., судебная коллегия
установила:
9.04.15 г. ФИО1 обратился в суд с иском к таможне - о выплате сумм недоплаты по денежному содержанию и единовременной выплаты при увольнении исходя из повышенного оклада (коэффициент 1.15); к "данные изъяты" - о понуждении назначить пенсию с учетом повышенного оклада в сумме "данные изъяты" рублей с ДД.ММ.ГГГГ.
В обосновании исковых требований указал, что проходил службу в таможне с окладом "данные изъяты" рублей, однако в период производства по делу в его отношении по "данные изъяты", он был зачислен в распоряжение таможни и ему был установлен оклад в сумме "данные изъяты" рублей (без повышающего летного коэффициента 1.15), - из которого ему и была назначена пенсия, чем нарушены его права. При увольнении ему было выплачено выходное пособие в размере 7 должностных окладов по "данные изъяты" рублей, однако он полагает, что начисление должно производиться исходя из оклада "данные изъяты" рублей.
В суде истец и его представитель ФИО4 настаивали на удовлетворении иска; представители таможни ФИО5 и ФИО6 просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Судом постановлено вышеприведенное решение, которое обжалует истец ФИО1, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение, поскольку считает, что суд неправильно истолковал закон, подлежащий применению, а выводы суда не соответствуют материалам дела. Полагает, что размер должностного оклада по последней замещаемой должности равен "данные изъяты" рублей, ссылается на ч. 23 ст. 2 ФЗ от 30.12.12 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" и приказ таможни от ДД.ММ.ГГГГ.
В возражениях на жалобу представитель ответчиков ФИО7 не соглашается с ее доводами и просит решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся истца ФИО1 и его представителя ФИО4, извещенных о дате и месте судебного заседания телефонограммами от ДД.ММ.ГГГГ.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, - суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
При рассмотрении спорных правоотношений суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями следующих норм действующего законодательства.
Согласно статей 2 и 3 Федерального закона РФ от 30.12.12 г. N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти", сотрудникам таможни, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания.
Денежное довольствие сотрудников таможни состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими гостайну; премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; поощрительные выплаты за особые достижения в службе; надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время; коэффициенты и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях.
Сотруднику, находящемуся в распоряжении учреждения или органа, до истечения срока, определенного федеральным законом, регулирующим прохождение службы в учреждениях и органах, выплачивается денежное довольствие, исчисляемое исходя из размера должностного оклада по последней замещаемой должности, оклада по специальному званию, ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы, а также коэффициентов (районных) и процентных надбавок. Сотруднику, находящемуся в распоряжении учреждения или органа и выполняющему обязанности по последней замещаемой должности, в соответствии с приказом или распоряжением руководителя федерального органа исполнительной власти, - денежное довольствие выплачивается в полном размере.
Согласно Постановлениям Правительства РФ от 25.01.13 г. N 41, по должности начальника отдела таможни установлен должностной оклад в размере "данные изъяты" рублей, что также отражено в штатном расписании таможни.
Совместным приказом "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по совершенствованию работы по определению квалификации летного состава государственной авиации" установлена выплата при замещении должностей летного состава сотрудникам, проходящим службу по контракту, имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные разряды, окладов по соответствующим должностям с учетом коэффициентов: летчик (штурман) 2-го класса, летчик (штурман), инструктор второго класса - 1,15.
Согласно статей 18 и 50 Федерального закона РФ от 21.07.97 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах РФ", при увольнении сотрудника таможенного органа в связи с ликвидацией таможенного органа либо сокращением численности или штата сотрудников таможенного органа он для последующего трудоустройства зачисляется с его согласия в распоряжение таможенного органа на срок до трех месяцев с сохранением денежного довольствия.
Пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Порядок и условия назначения и выплаты пенсии сотрудникам таможенной службы определяется пунктами 8 - 10 Постановления Правительства РФ от 22.09.93г. N 941, согласно которым пенсии уволенным со службы сотрудникам исчисляются из суммы их денежного довольствия, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
В денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, включают: уволенным со службы - оклад по последней штатной должности, оклад по званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания, исчисленную из этих окладов; уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава - оклад по последней штатной должности, оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), исчисленную из этих окладов; лицам, прикомандированным к федеральным органам исполнительной власти, а также лицам, получившим непосредственно перед увольнением только заработную плату в порядке и размерах, установленных для работников органов, к которым они были прикомандированы, - должностной оклад, установленный по аналогичной должности для состоящих на службе соответственно офицеров и лиц начальствующего состава, оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания, исчисленную из этих окладов. Уволенным со службы лицам, получавшим перед увольнением персональные должностные оклады либо оклады денежного содержания, повышенные за службу в определенных регионах в связи с выполнением особых задач, - пенсии исчислять исходя из обычных, а не из персональных или повышенных окладов.
Как следует из материалов дела, ФИО1 проходил службу в таможне с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - в должности начальника авиационного отдела службы силового обеспечения с установлением должностного оклада в "данные изъяты" рублей.
Приказом "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N истцу с ДД.ММ.ГГГГ установлен повышающий коэффициент к должностному окладу в размере 1,15 как имеющему квалификационную категорию "летчик второго класса".
ДД.ММ.ГГГГ в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, истец приказом от ДД.ММ.ГГГГ N зачислен в распоряжение таможни на 3 месяца с установлением должностного оклада по последней занимаемой должности начальника отдела "данные изъяты" рублей.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 уволен с ДД.ММ.ГГГГ со службы по п.п. 5 п.2 ст.48 Федерального закона "О службе в таможенных органах РФ"; решением "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ ему назначена пенсия по выслуге лет; выплачено выходное пособие в размере 7 должностных окладов, - при этом и выходное пособие при увольнении и размер пенсии ему назначены исходя из должностного оклада в "данные изъяты" рублей без учета коэффициента 1,15.
В обоснование заявленных исковых требований ФИО1 указывает, что при его зачислении в распоряжение Сахалинской таможни, за ним должен был сохраняться повышающий коэффициент 1,15, с учетом которого и должны были производиться все выплаты при увольнении и последующее назначение пенсии.
На основании совокупного анализа спорных правоотношений, вышеприведенных норм действующего законодательства и имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при зачислении в распоряжение таможенного органа, сотруднику таможенной службы устанавливается денежное содержание в виде должностного оклада, установленного по последней замещаемой должности, должностного оклада по званию, а также районный коэффициент и процентные надбавки за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; иные выплаты могут быть установлены распоряжением руководителя учреждения при наличии для этого оснований.
Поскольку приказом о зачислении истца в распоряжение таможенного органа ему не были установлены иные доплаты (в том числе повышающий коэффициент 1,15), - то не имеется оснований для его применения при начислении денежного довольствия в указанный период, назначении пенсии и выплате выходного пособия.
При этом ответчиком обоснованно не установлен истцу повышающий коэффициент при зачислении его в распоряжение таможенного органа, поскольку согласно совместного приказа "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, повышающий коэффициент устанавливается именно в связи с прохождением службы непосредственно по выполнению летных работ при наличии соответствующего квалификационного разряда как сотрудника летного состава, тогда как при зачислении в распоряжение Сахалинской таможни истец участие в летных работах не принимал, деятельность как сотрудник летного состава - не осуществлял.
При таком положении дела и учитывая, что при увольнении истца со службы ему был установлен должностной оклад в размере "данные изъяты" рублей без повышающего коэффициента за квалификационный разряд летной службы, суд первой инстанции обоснованно признал, что размер единовременного пособия при увольнении истца со службы, а также размер установленной пенсии, - был правильно определен ответчиком исходя из должностного оклада "данные изъяты" рублей, установленного по последней занимаемой истцом должности в период его нахождения в распоряжении таможенного органа, в связи с чем в удовлетворении оставшихся исковых требований обоснованно отказал.
А также судом первой инстанции обоснованно указано, что временное установление работодателем истцу повышающего коэффициента 1,15 к окладу, - не свидетельствует об изменении размера должностного оклада, поскольку данный коэффициент является дополнительной выплатой за наличие квалификационного разряда, связанного с летной службой, то есть как связанный с выполнением особых задач, и данный коэффициент не предусмотрен действующим законодательством в качестве составляющей выплаты пенсии.
Все доводы жалобы истца, фактически совпадающие с доводами, приведенными им в заявлении в обоснование требований,- не могут быть признаны состоятельными как не основанные на законе; кроме того они относятся к обстоятельствам, которые судом исследовались с последующей правовой оценкой в обжалуемом решении, с которым суд апелляционной инстанции соглашается.
При таком положении дела, когда решение судом постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами, которым дана правильная правовая оценка, суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность постановленного решения исходя из доводов жалобы, не находит оснований к его отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 8.10.15 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Малеванный В.П.
Судьи Сахалинского областного суда Марьенкова А.В.
Вишняков О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.