судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Прудентовой Е.В.
судей Ирышковой Т.В., Макаровой С.А.
при секретаре Нестеровой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Прудентовой Е.В. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика заместителя начальника Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области Вдониной Е.В. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 20 ноября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Киселевой ФИО11 удовлетворить.
Признать за Киселевой ФИО12 право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях".
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Киселевой ФИО13 досрочную пенсию по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж, дающий право на пенсию, периоды работы в Пензенском областном онкологическом диспансере с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включая отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-лаборанта (лаборанта)-гистолога патологоанатомического отделения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-лаборанта (лаборанта) патологоанатомического отделения в льготном исчислении из расчета 1 год как 1 год и 6 месяцев.
Проверив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N Киселевой Л.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности ввиду отсутствия необходимого стажа работы.
Не соглашаясь с указанным решением, Киселева Л.Н. обратилась в Ленинский районный суд г. Пензы с иском, в котором просила признать за ней право на досрочную пенсию и обязать ответчика назначить досрочную пенсию.
В обоснование иска указала, что при определении ее права на пенсию были необоснованно включены в специальный стаж в календарном исчислении периоды работы в ГБУЗ "Областной онкологический диспансер" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( включая отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-лаборанта (лаборанта)-гистолога патологоанатомического отделения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-лаборанта (лаборанта) патологоанатомического отделения, которые просит включить в стаж в льготном исчислении ( 1 год как 1 год 6 мес.), а также исключен из стажа период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-лаборанта (лаборанта) -гистолога того же учреждения, который просит включить в стаж в льготном исчислении ( 1 год как 1 год 6 мес.).
Ленинский районный суд г. Пензы постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика заместитель начальника Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области Вдонина Е.В. просит решение отменить и принять решение об отказе в иске. В апелляционной жалобе указывает, что правом на льготное исчисление стажа согласно Постановлению Совмина РСФСР от 6.09.91 г. N 464 пользуется средний медицинский персонал патологоанатомических бюро, а не отделений, а согласно Постановлению Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 льготное исчисление стажа предусмотрено для среднего медицинского персонала патологоанатомических отделений учреждений, предусмотренных в п. 1-5, 15, 20 Списка, а Онкологический диспансер значится в п. 14 Списка учреждений. Пунктом 3 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 предусмотрено, что в специальный стаж в льготном исчислении включается работа среднего медицинского персонала, проводящего патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного материала в патологоанатомических отделениях учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 14, 20 Списка. Онкологический диспансер указан в пункте 15 данного Списка. Кроме того, должности фельдшера-лаборанта, (лаборанта) -гистолога не предусмотрены Списком.
Истец Киселева Л.Н., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явилась, доказательств уважительности причин неявки суду не представила.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя Управления Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области Суванкулова Д.А., представителя истца по доверенности Долманову М.Ю., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения не имеется.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции правильно исходил из того, что при наличии патологоанатомического отделения в онкологической больнице средний медицинский персонал, осуществляющий указанный в Перечне круг обязанностей, имеет право на льготное исчисление стажа.
Суд первой инстанции правильно руководствовался подп. 20 п. 1, п. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в соответствии с положениями которых страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Судом первой инстанции правильно установлено, что Киселева Л.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Из трудовой книжки истицы следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Киселева Л.Н. работает в ГУЗ "Областной онкологический диспансер" (л.д. 9-12).
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном исчислении стажа для назначения пенсии являются ошибочными.
Согласно п. 3 Постановления N 665 исчисление периодов работы осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, утв. Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 и Правил исчисления периодов работы ... , утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г. При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах "м" и "н" п. 1 настоящего постановления применяются: Постановление РФ от 22.09.1999 N 1066- для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1.11.99 по 31.12.2001 включительно; Постановление Совмина РСФСР от 6.09.1991 N 464 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1.01.1992 по 31.10.99 включительно; Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397- для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1.01.1992 года.
В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 работа в должности фельдшера и фельдшера-лаборанта в диспансерах: врачебно-физкультурных, кардиологических, кожно-венерологических, наркологических, онкологических, противотуберкулезных, психоневрологических, офтальмологических, эндокринологических, трахоматозных, врачебно-спортивных, засчитывается в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 15 Списка).
Пунктом 3 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 предусмотрено, что в специальный стаж в льготном исчислении включается работа среднего медицинского персонала, проводящего патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного материала в патологоанатомических отделениях учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 14, 20 Списка, а также Клинического центра Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова; отделения (в том числе общей, детской и инфекционной патологии) патологоанатомических бюро (института). Таким образом, в данном пункте, в числе учреждений, имеющих патологоанатомические отделения, работа в которых дает право среднему медицинскому персоналу на льготное исчисление специального стажа, не поименованы диспансеры, которые перечислены в пункте 15 Списка.
При этом в пункте 1 Списка указаны больницы всех наименований.
Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 октября 2005 года утвержден перечень лечебно-профилактических учреждений, к которым относятся: больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения.
При этом к специализированным больницам отнесена онкологическая больница, а к диспансерам онкологический диспансер.
Следовательно, при наличии патологоанатомического отделения в онкологической больнице, средний медицинский персонал, осуществляющий указанный в Перечне круг обязанностей будет иметь право на льготное исчисление стажа.
Приказом Минздрава Российской Федерации от 12 сентября 1997 года N 270 утверждено Положение об онкологическом диспансере, которое утратило силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития N 65 от 8.02.2006.
Согласно названному Положению основными задачами и предметом деятельности онкологического диспансера является организационно-методическое руководство и координация противораковых мероприятий, осуществляемых учреждениями здравоохранения:
- анализ состояния онкологической помощи населению на прикрепленной территории, эффективности и качества профилактических мероприятий, диагностики, лечения и диспансерного наблюдения за онкологическими больными;
- методическое руководство и оказание практической помощи лечебно-профилактическим учреждениям по вопросам организации профилактики, раннего выявления, лечения, в том числе паллиативного и симптоматического, и диспансерного наблюдения за больными злокачественными новообразованиями и предопухолевыми заболеваниями;
- сбор и обработка статистической информации по онкологии, составление статистических отчетов по утвержденным формам и представление их вышестоящему органу здравоохранения в установленные сроки;
- ведение территориального ракового регистра;
- годовое и перспективное планирование развития онкологической помощи населению и проведения противораковых мероприятий;
- организация и разработка проектов директивных документов органов управления здравоохранением, территориальных стандартов объема медицинской помощи онкологическим больным, базовых программ обязательного медицинского страхования в части онкологии, территориальных целевых программ противораковых мероприятий, с учетом разработок и рекомендаций Минздрава России;
- изучение и внедрение в практику передовых форм организации онкологической службы, в том числе и зарубежных;
- организация и проведение симпозиумов, конференций, семинаров, выставок и пр. по проблемам, входящим в компетенцию диспансера.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 декабря 2009 года N 944н утверждено Положение об организации деятельности онкологического диспансера (онкологической больницы), из пункта 1 которого следует, что настоящее Положение регулирует организацию деятельности онкологического диспансера (онкологической больницы) по оказанию специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями.
При этом в пункте 5 определена структура диспансера (больницы), из которого следует, что она определяется в соответствии со структурой и уровнем онкологической заболеваемости населения субъекта Российской Федерации и включает:
поликлиническое отделение;
дневной стационар;
диагностические отделения (цитологической, лучевой, внутрипросветной эндоскопической диагностики, патологоанатомическое, клинико-диагностическая лаборатория);
лечебные отделения (операционный блок, анестезиологии и реанимации; реанимации и интенсивной терапии; отделение противоопухолевой лекарственной терапии; отделения онкологии хирургического профиля: торакальной онкологии, абдоминальной онкологии, онкоурологии, онкогинекологии, опухолей головы и шеи, опухолей костей, кожи и мягких тканей; радиотерапии, паллиативной помощи);
службу радиационной безопасности;
организационно-методический отдел.
Из анализа вышеназванных нормативных актов, регламентировавших работу онкологического диспансера, следует, что до 2006 года онкологические диспансеры по своему статусу являлись учреждениями, координирующими деятельность лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями и оказание непосредственной медицинской помощи не являлось их основным видом деятельности. Последующим нормативно-правовым регулированием статус онкологического диспансера и онкологической больницы был приравнен. И то, и другое учреждения оказывают специализированную, в т.ч. высокотехнологичную, медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями.
Правовое положение патологоанатомических отделений регулировалось положением о патологоанатомическом отделении централизованном патологоанатомическом отделении) лечебно-профилактического учреждения, являющимся приложением к приказу Минздрава СССР от 4.04.83 N 375, согласно которому указанное отделение организуется в составе многопрофильных больниц (в том числе детских), инфекционных, психиатрических, онкологических больниц и диспансеров, исходя из числа вскрытий и исследований биопсийного и операционного материала в каждой из этих больниц (диспансеров), которые должны быть выполнены персоналом, предусмотренным для патологоанатомических отделений (прозекторских). Штат отделения устанавливается в соответствии с действующими штатными нормативами.
Из анализа штатных расписаний Областного онкологического диспансера и штатных расписаний ГБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Захарьина", в структуре которого также имеется патологоанатомическое отделение, следует, что штаты указанных отделений практически идентичны, что свидетельствует о том, что объем вскрытий и исследований биопсийного и операционного материала приблизительно одинаков, т.е. по своим целям, задачам, функциям указанное структурное подразделение диспансера ничем не отличается от такого же отделения больницы и тождественно ему. Анализ должностных инструкций фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения диспансера и фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения Областного бюро судебно-медицинской экспертизы свидетельствует о том, что их должностные обязанности также тождественны. В обязанности истицы входит обработка и исследование трупного материала, операционного и биопсийного материала (л.д. 15).
Результаты оценки доказательств суд привел в решении и пришел к правильному выводу, что по своему статусу онкологический диспансер, является специализированной больницей по оказанию медицинской помощи онкологическим больным. В этой связи работа истицы в должности среднего медицинского персонала, проводящего исследование и обработку трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, подлежит включению в стаж в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 мес.)
Доводы о несоответствие наименования должности истицы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанному в Списке, несостоятельны, поскольку истица в указанный период работала фельдшером-лаборантом, а наличие в наименовании должности слова "гистолог" не свидетельствует о работе в иной должности, а указывает лишь на специфику ее работы в должности фельдшера-лаборанта.
При этом имевший место в спорные периоды период нахождения в отпуске по беременности и родам также подлежит льготному исчислению.
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ N 5 от 22 мая 1996 года, утвержденного Постановлением Минтруда РФ N 29 от 22 мая 1996 года, предусматривалось, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
В силу вышеприведенных нормативных актов, время нахождения истца в отпуске по беременности и родам, в течение которого ей выплачивалось пособие по временной нетрудоспособности, также подлежит включению в ее трудовой стаж в льготном исчислении, как и сама работа (как 1 год за 1 год и 6 месяцев).
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда. Кроме того, доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию представителя ответчика, выраженную в суде первой инстанции.
Правовых доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При таком положении обжалованное решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 20 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика заместителя начальника Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области Вдониной Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В.Прудентова
Судьи Т.В.Ирышкова
С.А.Макарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.