Президиум Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Сосновского А.В.
членов президиума Барабанова С.Г., Пилипчук С.В.,
Мироновой Л.Ю., Трофимовой Н.А.
при секретаре Чирковой А.Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 9 июня 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 4 сентября 2015 года по делу по иску Трофимовой А.Г. к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю", Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", Министерству обороны Российской Федерации, войсковой части 62250 о взыскании компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг.
Заслушав доклад судьи Хабаровского краевого суда Симаковой М.Е., президиум Хабаровского краевого суда,
установил:
Трофимова А.Г. обратилась в суд с иском к ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю", Министерству обороны Российской Федерации о взыскании компенсации расходов по оплате за жилое помещение, отопление и электрическую энергию за период с 01.01.2013 по 31.03.2015 в сумме "данные изъяты".
В обоснование заявленных требований Трофимова А.Г. указала, что работает "данные изъяты" в Детском общеобразовательном учреждении N, являющимся структурным подразделением войсковой части N 62250, расположенным "адрес", относится к категории педагогических работников, проживающих в сельских населенных пунктах, и имеет право на льготы по оплате жилья, отопления и освещения в соответствии с Законом "Об образовании". За период с 01.01.2013 по 31.03.2015 ею внесена плата за электроэнергию в сумме "данные изъяты", за отопление в сумме "данные изъяты", за техническое обслуживание в сумме "данные изъяты", всего в сумме "данные изъяты". В связи с тем, что компенсация указанных расходов по месту работы не производится, Трофимова А.Г. просила суд взыскать с Министерства обороны Российской Федерации через лицевой счет ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" денежную сумму в размере "данные изъяты", судебные расходы в размере "данные изъяты".
Определением суда от 21 апреля 2015 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", войсковая часть 62250.
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 9 июня 2015 года исковые требования Трофимовой А.Г. удовлетворены.
С Министерства обороны Российской Федерации в пользу Трофимовой А.Г. взыскана компенсация расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01.01.2013 по 31.03.2015 в сумме "данные изъяты", судебные расходы в сумме "данные изъяты".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 4 сентября 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционные жалобы ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю", Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" просит изменить состоявшиеся по делу судебные постановления, ссылаясь на существенное нарушение судами, разрешившими дело, норм материального права при определении размера подлежащей выплате компенсации.
По запросу судьи Хабаровского краевого суда от 5 ноября 2015 года гражданское дело истребовано в Хабаровский краевой суд для проверки в кассационном порядке, дело поступило 3 декабря 2015 года.
Определением судьи Хабаровского краевого суда от 5 ноября 2015 года исполнение решения Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 9 июня 2015 года приостановлено до окончания производства в суде кассационной инстанции
Определением судьи Хабаровского краевого суда Симаковой М.Е. от 21 января 2016 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения по существу в судебном заседании президиума Хабаровского краевого суда.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причине неявки не сообщили.
Представитель ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" Ткаченко А.В. просил посредством телефонограммы о рассмотрении дела в его отсутствие.
Президиум Хабаровского краевого суда, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы жалобы, президиум Хабаровского краевого суда пришел к выводу о том, что жалоба является обоснованной и подлежит удовлетворению в части.
В силу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения вступивших в силу судебных постановлений являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены судами при рассмотрении и разрешении настоящего дела.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7), устанавливает гарантии социальной защиты, в том числе меры социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1). Конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, устанавливаются федеральным законом или в предусмотренном законом порядке.
В рамках проводимой государством политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности, частью которой является предоставление отдельным категориям граждан жилищно-коммунальных льгот, законодателем было предусмотрено право на предоставление бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением для работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа квалифицированных работников просвещения (педагогических работников) (статья 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках", абзац третий пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (утратил силу с 1 сентября 2013 года) в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" был внесен ряд изменений, в частности из абзаца третьего пункта 5 статьи 55 исключены слова "на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)". При этом законодатель в новой редакции второго предложения данного абзаца предусмотрел право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Аналогичное правовое регулирование закреплено в части 8 статьи 47 действующего с 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
При этом в статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (действовавшей до 1 сентября 2013 года), указывалось на то, что нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые во исполнение абз.3 пункта 5 статьи 55 Закона "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.
Как установлено судами при рассмотрении дела, Трофимова А.Г. зарегистрирована и проживает по "адрес".
С 21 февраля 2012 года по настоящее время Трофимова А.Г. работает в должности "данные изъяты" дошкольного образовательного учреждения N войсковой части 62250, расположенного в сельской местности.
Согласно Уставу, утвержденному 17 января 2008 года командиром войсковой части 26869, дошкольное образовательное учреждение N, где осуществляет трудовую деятельность истец, является ведомственным учреждением, учредителем которого является Министерство обороны Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года "Об образовании" (в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года), Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и исходили из того, что дошкольное образовательное учреждение, в котором работает истец, состоит в структуре войсковой части, подведомственно Министерству обороны Российской Федерации, финансирование осуществляет Филиал N2 Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю", в связи с чем истец имеет право на предоставление за счет средств федерального бюджета денежной компенсации понесенных ею расходов на оплату жилья, отопления и электроэнергии в полном объеме.
При этом судами, разрешившими дело, не учтено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 года N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" утверждены Правила предоставления указанной компенсации, которые вступили в силу с 7 ноября 2013 года.
Данные Правила определяют порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно пункту 1 Правил размер указанной ежемесячной компенсации установлен в сумме "данные изъяты".
Выплата ежемесячной компенсации производится педагогическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельской местности в федеральных государственных образовательных учреждениях, по месту работы. Выплата осуществляется со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы (пункт 3).
Финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением ежемесячной компенсации, производится за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых главным распорядителям средств федерального бюджета (пункт 4 Правил).
До вступления в силу 7 ноября 2013 года Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 года N 963 размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, федеральным законодательством установлен не был.
Из содержания вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что до ноября 2013 года педагогическим работникам федеральных образовательных учреждений в сельской местности компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения подлежала выплате по фактически понесенным расходам (в соответствии с нормами действовавшего в тот период времени законодательства), а с ноября 2013 года - в размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 года N 963.
При таком положении, довод кассационной жалобы о том, что при рассмотрении настоящего дела судами была допущена ошибка в применении норм материального права, повлекшая его неправильное разрешение, является обоснованным.
Поскольку для правильного разрешения настоящего дела требуется установление и исследование фактических обстоятельств, что в силу положений части 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции, президиум Хабаровского краевого суда полагает необходимым отменить принятое по делу апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
В связи с завершением рассмотрения кассационной жалобы ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" на основании статьи 381 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене приостановление исполнения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 381, 387, 388, пунктом 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Хабаровского краевого суда,
постановил:
кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" удовлетворить в части,
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 4 сентября 2015 года отменить,
гражданское дело по иску Трофимовой А.Г. к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю", Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", Министерству обороны Российской Федерации, войсковой части 62250 о взыскании компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг направить в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда для нового рассмотрения в апелляционном порядке в ином составе суда.
Отменить приостановление исполнения решения Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 9 июня 2015 года по гражданскому делу по иску Трофимовой А.Г. к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю", Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", Министерству обороны Российской Федерации, войсковой части 62250 о взыскании компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, принятое определением судьи Хабаровского краевого суда от 5 ноября 2015 года.
Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий А.В. Сосновский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.