Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 09 февраля 2016 г. по делу N 33а-41/2016
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Сафонова К.С.,
Яицкого Р.А.,
при секретаре Платоновой Е.С., с участием административного истца Кунаковского С.И., его представителя Солодянкина В.В. и представителя административного ответчика начальника Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Юсова В.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного истца Кунаковского С.И. и представителя административного ответчика начальника Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Коноваловой Г.В. на решение Казанского гарнизонного военного суда от 11 ноября 2015 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего Кунаковского С.И. об оспаривании действий начальников Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и территориального отдела (г. Йошкар-Ола) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, руководителя Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области", связанных с предоставлением жилищной субсидии и снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Яицкого Р.А., изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, доводы апелляционных жалоб и поданных возражений, объяснения административного истца Кунаковского С.И., его представителя Солодянкина В.В. и представителя административного ответчика начальника Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Юсова В.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, окружной военный суд
установил:
в соответствии с решением начальника Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжильё") от 14 августа 2015 года N о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения Кунаковскому исходя из норматива общей площади жилого помещения 16,22 кв. м произведён расчёт жилищной субсидии в сумме N рулей N копеек.
В связи с перечислением указанных денежных средств на банковский счёт Кунаковского решением начальника территориального отдела (г. Йошкар-Ола) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (деле - ТО (г. Йошкар-Ола) ФГКУ "Центррегионжильё") от 20 августа 2015 года N он был снят с учёта нуждающихся в получении жилых помещений.
Считая свои права нарушенными, Кунаковский обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными указанные выше решения начальников ФГКУ "Центррегионжильё" и ТО (г. Йошкар-Ола) ФГКУ "Центррегионжильё", обязать названных должностных лиц отменить их и произвести перерасчёт предоставленной ему жилищной субсидии исходя из норматива общей площади жилого помещения 33 кв. м, доплатив соответствующие денежные средства.
Рассмотрев данное исковое заявление, Казанский гарнизонный военный суд решением от 11 ноября 2015 года удовлетворил его частично. Суд признал незаконным решение начальника ФГКУ "Центррегионжильё" от 14 августа 2015 года N в части расчёта предоставленной Кунаковскому жилищной субсидии исходя из норматива общей площади жилого помещения 16,22 кв. м и обязал названное должностное лицо произвести истцу перерасчёт и доплату названной субсидии исходя из общей площади жилого 19,6 кв. м. Кроме того, суд взыскал с Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" в пользу Кунаковского судебные расходы по делу в размере N рублей. В удовлетворении остальной части заявленных административным истцом требований суд отказал.
Не согласившись с таким решением, Кунаковский подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его административного искового заявления.
В обоснование апелляционной жалобы Кунаковский приводит собственный анализ обстоятельствам дела и положениям, содержащимся в Правилах расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", при этом утверждает, что административным ответчиком и судом первой инстанции ему необоснованно уменьшен норматив общей площади жилого помещения для расчёта жилищной субсидии, который, по его мнению, должен составлять не менее 33 кв. м. Поскольку жилищная субсидия предоставлена ему не в полном объёме, в связи с чем решение начальника ФГКУ "Центррегионжильё" хотя и частично, но признано судом незаконным, то и решение начальника ТО (г. Йошкар-Ола) ФГКУ "Центррегионжильё" о снятии его с учёта нуждающихся в жилых помещениях следует считать незаконным и необходимо отменить. Необоснованное снятие с учёта нуждающихся в жилых помещениях повлекло его увольнение с военной службы до обеспечения жильём по установленным нормам, что, в свою очередь, является существенным нарушением прав, предусмотренных п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Представителем начальника ФГКУ "Центррегионжильё" также подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить названное решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Кунаковского.
В обоснование жалобы представитель административного ответчика, давая свой анализ обстоятельствам дела и действующему законодательству по спорному вопросу, приходит к выводу о том, что при определении размера жилищной субсидии Кунаковскому начальником ФГКУ "Центррегионжильё" правильно учтена общая площадь жилого помещения (16,78 кв. м), которой он был обеспечен на момент предоставления ему Министерством обороны соответствующей квартиры. Решение суда о необходимости расчёта жилищной субсидии истцу с учётом общей площади (13,4 кв. м), которой он был обеспечен при признании нуждающимся в жилых помещениях, по мнению представителя должностного лица, противоречит действующему законодательству.
Поддержав доводы представителя начальника ФГКУ "Центррегионжильё", руководитель Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" Колесникова Е.В. подала на апелляционную жалобу административного истца возражения, в которых просит оставить последнюю без удовлетворения и отменить решение суда.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах и поданных возражениях, заслушав объяснения прибывших в суд лиц, суд апелляционной инстанции находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Вопреки мнению в жалобах, суд принял решение на основе установленных в судебном заседании фактических данных и в соответствии с нормами действующего законодательства, приведя в обоснование своих выводов надлежащую аргументацию.
Как видно из материалов дела, в 1990 году Кунаковскому на состав семьи из 4 человек Министерством обороны СССР было предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 67,1 кв.м. В апреле 2005 года указанное жилое помещение с согласия заявителя и двух совершеннолетних дочерей было приватизировано супругой Кунаковского. Поскольку в марте того же года у незамужней и проживающей совместно с родителями дочери заявителя родился ребёнок, Кунаковский решением жилищной комиссии войсковой части N от 27 июня 2005 года (протокол N) был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на состав семьи из 5 человек, так как обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи у них составила 13,4 кв. м, что менее учётной нормы (14,5 кв. м). 19 февраля 2008 года брак между Кунаковским и его супругой был расторгнут, при этом заявитель остался проживать в указанной квартире, не утратив в силу ст. 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" права пользования этим жилым помещением. В связи с расторжением брака решениями жилищной комиссии войсковой части N от 3 апреля 2008 года (протокол N) и от 3 февраля 2009 года повторно (протокол N) Кунаковский был признан нуждающимся в жилом помещении на 1 человека.
Данные обстоятельства, как правильно указано в обжалуемом решении, установлены вступившими в законную силу решениями Казанского гарнизонного военного суда от 19 декабря 2008 года и от 29 апреля 2014 года и в соответствии со ст. 64 КАС Российской Федерации не подлежат доказыванию.
Право на жилищную субсидию для военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и признанных нуждающимися в жилых помещениях, к которым относится Кунаковский, установлено ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств на их приобретение или строительство, в том числе жилищной субсидии, в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
В силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" утверждение порядка расчёта жилищной субсидии возложено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 года N 76 утвердило Правила расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
Согласно п. 3 и 4 Правил установленный норматив общей площади жилого помещения (33 кв. м на одиноко проживающего военнослужащего) при расчёте размера жилищной субсидии уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.
Названные предписания Правил соответствуют положениям ч. 2 ст. 51 ЖК Российской Федерации, согласно которой при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Как видно из материалов дела, именно эти положения ЖК Российской Федерации и Правил были применимы при уменьшении размера жилищной субсидии Кунаковскому.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 27 постановления от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", если военнослужащий реализовал своё право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации с учётом ранее полученного жилого помещения от Федерального органа исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
По делу установлено, что Кунаковский, обеспеченный жилым помещением менее учётной нормы, фактически поставил вопрос об улучшении жилищных условий с предоставлением ему ещё одного жилого помещения с сохранением права пользования жилым помещением по прежнему месту жительства.
При таких данных выделение Кунаковскому жилищной субсидии из расчёта 33 кв. м, как об этом просит административный истец, и без учёта доли жилого помещения, в котором он зарегистрирован и которым не лишён права пользования, приведёт к сверхнормативному обеспечению его жильём.
Из изложенного следует, что Кунаковский вправе претендовать на получение жилищной субсидии с учётом 13,4 кв. м общей площади жилого помещения, которым он был обеспечен ранее, в связи с чем вывод суда о необходимости произвести истцу перерасчёт и доплату жилищной субсидии исходя из общей площади жилого 19,6 кв. м. (33 кв. м - 13,4 кв. м) следует признать обоснованным, а доводы административных истца и ответчика об обратном несостоятельными.
Вопреки мнению Кунаковского, обоснованным является и решение суда о возможности произвести перерасчёт соответствующей субсидии без его восстановления на учёте лиц, нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах не согласиться с решением суда первой инстанции оснований не имеется, а приведённые в апелляционных жалобах доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
определил:
решение Казанского гарнизонного военного суда от 11 ноября 2015 года по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего Кунаковского С.И. об оспаривании действий начальников Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и территориального отдела (г. Йошкар-Ола) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, руководителя Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области", связанных с предоставлением жилищной субсидии и снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, оставить без изменения, а апелляционные жалобы административного истца Кунаковского С.И. и представителя административного ответчика начальника Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Коноваловой Г.В. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда Р.А. Яицкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.