Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Амелиной Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Закрытого акционерного общества "Управдом Фрунзенского района" Фролова К.Е. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской области от 22 октября 2015 года и решение судьи Фрунзенского районного суда города Ярославля от 14 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Закрытого акционерного общества "Управдом Фрунзенского района",
установила:
22 октября 2015 года старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской области в отношении Закрытого акционерного общества (ЗАО) "Управдом Фрузнеского района" вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере ДД.ММ.ГГГГ рублей. ЗАО "Управдом Фрунзенского района" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Правонарушение выразилось в следующем: ЗАО "Управдом Фрунзенского района" осуществляет управление многоквартирным жилым домом "адрес". Указанный многоквартирный жилой дом не оборудован централизованной системой водоотведения (канализации). Выгребом для приема сточных вод жилой дом также не оборудован. Сточные воды из жилого дома собираются в трубу и, затем поступает самотеком на рельеф местности и в реку Волга напротив указанного многоквартирного жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ органом Росприроднадзора проведено обследование указанной местности, установлен факт вывода в реку Волга трубы с собранными в нее сточными водами от хозяйственно-бытовой деятельности жителей квартир многоквартирного жилого дома ДД.ММ.ГГГГ.
Органом Росприроднадзора проведены замеры воды непосредственно из трубы, а также из реки Волга выше и ниже по течению на ... м от места сброса сточных вод.
Результаты анализа отобранных проб показали превышение предельно допустимых концентраций, загрязняющих веществ, установленных Нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Росрыболовства от 10 января 2010 года N 20:
- анализ пробы из неочищенных канализационных стоков показал превышение ПДК по аммоний - ионам, нитрит - ионам, сульфат - ионам, фосфат - ионам, взвешенным веществам, железу общему, ХПК, БПК 5, нефтепродуктам, АПАВ, натрию;
- анализ пробы в ... метрах выше по течению реки Волга показал превышение ПДК по железу общему, ХПК, АПАВ;
- анализ пробы в ... метрах ниже по течению реки Волга показал превышение ПДК по аммоний - ионам, взвешенным веществам, железу общему, ХПК, БПК 5, АПАВ.
Таким образом, ЗАО "Управдом Фрунзенского района" нарушены требования статьи 43.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункт 1 части 2 статьи 39, часть 1 статьи 44, пункт 1 части 6 статьи 60, часть 6 статьи 56, часть 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации.
Нарушение данных требований повлекло загрязнение водного объекта - река Волга.
Решением судьи Фрунзенского районного суда города Ярославля 14 января 2016 года постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской области от 22 октября 2015 года оставлено без изменений.
На указанные акты по делу об административном правонарушении принесена жалоба ЗАО "Управдом Фрузенского района". В жалобе ставится вопрос об отмене постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской области от 22 октября 2015 года и решения судьи Фрунзенского районного суда города Ярославля от 14 января 2016 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях ЗАО "Управдом Фрунзенского района" состава данного административного правонарушения.
Доводы жалобы состоят в том, что обязанности у ЗАО "Управдом Фрунзенского района" по организации выгреба в многоквартирном жилом доме не имеется. Услугу по водоотведению собственникам квартир многоквартирного жилого дома ЗАО "Управдом Фрунзенского района" не оказывает.
В судебное заседание законный представитель или защитник ЗАО "Управдом Фрунзенского района" не явились.
Исследовав дело об административном правонарушении, оснований для отмены или изменения постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской области от 22 октября 2015 года и решения судьи Фрунзенского районного суда города Ярославля от 14 января 2016 года не нахожу.
Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны водных объектов.
Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии с частью 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с частью 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Собранными по делу доказательствами установлено, что приведенные требования к охране водных объектов ЗАО "Управдом Фрунзенского района" при осуществлении управления многоквартирным жилым домом "адрес" нарушены.
Указанной организацией осуществляется сброс в водный объект сточных вод без санитарной очистки и обезвреживания, содержание вредных веществ в которых превышает установленные предельно допустимые концентрации.
ЗАО "Управдом Фрунзенского района" является субъектом данного административного правонарушения. Сточные воды, слив которых осуществляется в реку Волга, образовались от хозяйственно-бытовой деятельности собственников квартир многоквартирного жилого дома "адрес". Управление данным жилым домом осуществляет ЗАО "Управдом Фрунзенского района".
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, именно управляющая организация обязана обеспечить надлежащие, соответствующие закону условия для эксплуатации жилого дома и его инженерных систем, обеспечив при этом соблюдение требований не только жилищного законодательства, но и иных законов, регулирующих правоотношения, возникающие в процессе эксплуатации жилого дома, в том числе природоохранное законодательство.
Вопреки доводам жалобы, правонарушение совершено ЗАО "Управдом Фрунзенского района" виновно. Общество имело возможность не допустить загрязнения реки Волга сточными водами, но без объективных к тому препятствий не сделало этого.
В силу пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов.
Таким образом, принимая управление многоквартирным домом и будучи осведомленным в том, что он не обеспечен централизованной системой водоотведения, управляющая компания, тем не менее, приняла на себя обязательства по надлежащему исполнению коммунальных услуг в соответствии с нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Доводы заявителя жалобы о том, что в силу договора управления управляющая организация осуществляет эксплуатацию исключительно имеющихся инженерных систем жилого дома, не могут быть приняты во внимание.
Водоотведение является необходимой при эксплуатации жилого дома услугой. Кроме управляющей компании, собственникам квартир жилого дома "адрес" данную услугу никто не оказывает. Следовательно, управляющая компания обязана к исполнению данной услуги в соответствии с требованиями закона, не допуская при эксплуатации жилого дома нарушения законодательства, в том числе природоохранного законодательства.
Таким образом, полагаю, что состав административного правонарушения в действиях ЗАО "Управдом Фрунзенского района" должностным лицом Росприроднадзора правильно установлен и доказан.
Оснований для признания деяния малозначительным не имеется.
Наказание в отношении ЗАО "Управдом Фрунзенского района" назначено с соблюдением правил назначения наказания, установленных в ст.ст.3.1, 3.5, 4.1-.4.3 КоАП РФ, размер наказания соответствует санкции части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Вопрос о привлечении Общества к административной ответственности разрешен должностным лицом Росприроднадзора в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом в соответствии с его компетенцией, установленной в статье 23.29 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, нет.
Процессуальные требования при сборе, исследовании и оценке доказательств должностным лицом Росприроднадзора соблюдены.
Дело об административном правонарушении возбуждено уполномоченным должностным лицом при наличии к тому достаточных оснований.
Дело об административном правонарушении рассмотрено с соблюдением процессуальных требований КоАП РФ, вынесеное по делу постановление положениям статьи 29.10 КоАП РФ соответствует.
Жалоба на постановление о назначении административного наказания рассмотрена судьей в соответствии с требованиями главы 30 КоАП РФ.
Таким образом, процессуальных нарушений при рассмотрении данного дела должностным лицом административного органа и судьей районного суда не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской области от 22 октября 2015 года и решение судьи Фрунзенского районного суда города Ярославля от 14 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Закрытого акционерного общества "Управдом Фрунзенского района" оставить без изменений, жалобу защитника Закрытого акционерного общества "Управдом Фрунзенского района" Фролова К.Е. - без удовлетворения.
Судья Е.Ю. Щеголькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.