Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе
председательствующего Поздняковой Т.В.
судей Ваниной Е.Н., Сеземова А.А.
при секретаре Тепериной Д.А.
с участием прокурора Соболевского М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
18 февраля 2016 года
дело по апелляционной жалобе Крестьянского хозяйства Беспалова Н.И., апелляционной жалобе администрации Переславского муниципального района Ярославской области на решение Переславского районного суда Ярославской области от 02 ноября 2015 года, которым постановлено:
"Иск удовлетворить.
Крестьянскому хозяйству Беспалова Н.И. ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, локализованную на земельном участке с кадастровым номером N, между населенными пунктами "данные изъяты", в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
Администрации Переславского муниципального района обеспечить разработку проекта рекультивации свалки твердых бытовых отходов, локализованной на земельном участке между населенными пунктами с "данные изъяты" недалеко от "адрес";
Администрации Переславского муниципального района на основании разработанного проекта рекультивации в срок до ДД.ММ.ГГГГ определить условия и сроки приведения в состояние, пригодное для дальнейшего использования земель, нарушенных вследствие размещения свалки твердых бытовых отходов, локализованной на земельном участке между населенными пунктами "адрес".
Администрации Переславского муниципального района на основании разработанного проекта рекультивации в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести рекультивацию свалки, локализованной на земельном участке между населенными "адрес"".
Заслушав доклад судьи Поздняковой Т.В., судебная коллегия
установила:
Переславский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Крестьянскому хозяйству Беспалова Н.И., администрации Переславского муниципального района Ярославской области, Департаменту жилищно-коммунального комплекса Ярославской области, в котором просит обязать Крестьянское хозяйство Беспалова Н.И. ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, локализованную на земельном участке с кадастровым номером N, между населенными пунктами "адрес", в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу; администрацию Переславского муниципального района - обеспечить разработку проекта рекультивации свалки твердых бытовых отходов, локализованной на земельном участке между населенными пунктами "адрес"; администрацию Переславского муниципального района на основании разработанного проекта рекультивации в срок до ДД.ММ.ГГГГ определить условия и сроки приведения в состояние, пригодное для дальнейшего использования земель, нарушенных вследствие размещения свалки твердых бытовых отходов, локализованной на земельном участке между населенными пунктами "адрес"; администрацию Переславского муниципального района - на основании разработанного проекта рекультивации в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести рекультивацию свалки, локализованной на земельном участке между населенными с "данные изъяты".
Требования мотивированы тем, что в результате проведенной проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления установлено несанкционированное размещение отходов (свалки) на земельном участке между населенными пунктами "адрес", в том числе - на участке с кадастровым номером N, принадлежащем крестьянскому хозяйству Беспалова Н.И. Изначально при организации свалки установленные границы санитарно-защитной зоны были меньше границ, установленных санитарными правилами. Таким образом, санитарно-защитная зона между указанным полигоном бытовых отходов (ТБО) и близлежащими населенными пунктами "данные изъяты") не обеспечивает надлежащий уровень безопасности для граждан, проживающих в этих населенных пунктах. Также в ходе проверки установлено, что с целью приведения земель в состояние, пригодное для дальнейшего использования, требуется рекультивация.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Крестьянского хозяйства Беспалова Н.И. ставится вопрос об отмене решения суда. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, н6арушению норм процессуального права.
В апелляционной жалобе администрации Переславского муниципального района Ярославской области ставится вопрос об отмене решения суда в части возложения судом на администрацию обязанностей. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу Переславский межрайонный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе и представлении, заслушав представителя администрации Переславского муниципального района Ярославской области - по доверенности Рожкову И.В., Беспалова Н.И., прокурора Соболевского М.Г., представителя Департамента жилищно-коммунального комплекса ЯО - по доверенности Володину Е.В.,, исследовав материалы дела, судебная коллегия полагает, что жалобы не содержат правовых оснований к отмене принятого судебного акта в связи со следующим.
Статьями 41, 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В силу ст. 12 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
"данные изъяты"
Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о направленности положений действующего законодательства на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов, их утилизация и переработка относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
При этом, пунктом 2 указанной статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
П. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает запрет размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу ч. 2 ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Судебная коллегия полагает, что по существу указанная свалка относится к объектам местного значения муниципального района в области утилизации и переработки бытовых, промышленных отходов, в связи с чем, ее ликвидация и рекультивация под ней земель является обязанностью администрации Переславского муниципального района Ярославской области.
Ссылки апеллянта о том, что администрация ПМР не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены. При этом районный суд правильно указал, что оснований возлагать указанные обязанности по ликвидации свалки на администрацию Рязанцевского сельского поселения не имеется, поскольку изначально свалка организовывалась именно администрацией района; территориально данный объект находится пределами поселения, хотя и в непосредственной близости от жилых домов.
Необоснованны и доводы автора жалобы на необходимость возложения этих обязанностей на органы государственной власти Ярославской области.
Действительно, Законом Ярославской области от 26.12.2014года N 93-з органам государственной власти Ярославской области переданы полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения - организации утилизации бытовых и промышленных отходов, а также организация переработки бытовых и промышленных отходов. (ст.2)
Однако, судебная коллегия полагает, что принятие этих полномочий органами государственной власти Ярославской области не подразумевает принятие на себя обязанностей по осуществлению всех необходимых мероприятий при ликвидации свалок, организованных ранее органами самоуправления муниципальных районов.
Кроме того, суд второй инстанции обращает внимание, что изначально данная свалка была организована на основании решения Переславского муниципального района от 28.10.1997года N584, об изъятии земельного участка площадью "данные изъяты".
Постановлением главы ПМР ЯО от 16.09.2009года N 1238 утверждены границы земельного участка площадью "данные изъяты".,расположенного в дер. "данные изъяты", для утилизации твердых бытовых отходов. Данный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием "для утилизации твердых бытовых отходов ".
Как установлено районным судом, изначально при организации свалки, определении ее местонахождения, были допущены существенные нарушения законодательства. В том числе - расположение свалки в непосредственной близости с жилыми домами населенного пункта, тогда как, и Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для ТБО, утвержденная Министерством строительства РФ от 02.11.1996года (п.п. 1.2, 1.29), и СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО" (п. 3.2), предусматривают обязательное устройство санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона - не менее 500м.
Доводы апеллянта о том, что установленные законодательством требования к полигонам для ТБО нельзя применять к настоящей санкционированной свалке, необоснованны. В данном случае данная свалка, санкционированная ответчиком, по сути, представляет собой не обустроенную территорию, функционально предназначенную для размещения бытовых и промышленных отходов. Очевидно, что данный объект в настоящем виде угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, а потому должен быть обустроен в соответствии с существующими требованиями, либо ликвидирован.
Более того, из дела видно, что администрацией ПМР предпринимались определенные меры к закрытию данного объекта, однако, окончательно все предусмотренные законом мероприятия по ликвидации свалки проведены ответчиком не были, в связи с чем, складирование отходов на ней продолжалось.
Утверждения апеллянта о необязательности проведения мероприятий по рекультивации земель при осуществлении ликвидации свалки, не основаны на положениях действующего законодательства.
Так, п. 6 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67, разработанные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", определяют общие требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являются обязательными для исполнения всеми юридическими, должностными и физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами.
В соответствии с п. 3 Основных положений рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Согласно п.5 названных Основных положений рекультивации подлежат, в том числе земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных и бытовых отходов.
Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка (п. 6 Основных положений).
Таким образом, названные нормы однозначно указывают на необходимость осуществления мер по рекультивации земель при складировании на них промышленных, бытовых и других отходов.
Судом первой инстанции установлено, что частично свалка стала располагаться и на земельном участке кадастровым номером N, предназначенном для сельскохозяйственного производства и принадлежащем крестьянскому хозяйству Беспалова Н.И. В ходе рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции Беспалов Н.И. также подтвердил данное обстоятельство, указав, что фактически данная свалка "разрослась" и несмотря на то, что он при формировании участка с кадастровым номером N, в целях сохранения санитарной зоны с данной свалкой, отступил от границ первоначально предоставленного ему участка, тем не менее, свалка постепенно стала располагаться и на его участке.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. 13 ЗК РФ, ст.ст. 210, 261 ГК РФ, суд первой инстанции обоснованно возложил на крестьянское хозяйство Беспалова Н.И., как собственника этого участка, ликвидировать свалку, расположенную в границах участка с кадастровым номером N. Ссылки апеллянта о том, что указанные действия должны производить иные лица - осуществляющие складирование отходов на участке, безосновательны, поскольку данные лица в ходе рассмотрения настоящего дела не установлены, а бремя надлежащего содержания принадлежащего ему имущества, законом возложена на собственника.
В остальной части доводы жалобы ответчика не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.
По изложенным мотивам судебная коллегия отклоняет доводы жалоб крестьянского хозяйства Беспалова Н.И. и администрации Переславского муниципального района Ярославской области.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Крестьянского хозяйства Беспалова Н.И., апелляционную жалобу администрации Переславского муниципального района Ярославской области на решение Переславского районного суда Ярославской области от 02 ноября 2015 года, оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.