Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Орловой Е.Ю.,
судей: Ринчинова Б.А., Николаевой Т.В.,
при секретаре Мартиросян К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Водорацкого В.А. к УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Иркутска о признании права на досрочную трудовую пенсию, признании незаконным решения пенсионного органа, обязании зачесть специальный стаж, обязании назначить досрочную трудовую пенсию,
по апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Иркутска на решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 12 ноября 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование исковых требований Водорацкий В.А. указал, что (дата изъята) он обратился в УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Иркутска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, как работник противочумного учреждения в соответствии со Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденных Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах".
УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Иркутска отказано ему в установлении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ по Списку N 2, по тем основаниям, что не подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ период работы с (дата изъята) по (дата изъята) - в должности лаборанта, младшего научного сотрудника в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока, поскольку Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока не относится к учреждениям здравоохранения.
Данный отказ в назначении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда истец считает незаконным.
В совокупности период его трудовой деятельности в противочумном институте составил 8 лет 5 месяцев 1 день, с учетом льготного исчисления в двойном размере специальный стаж - 16 лет 10 месяцев 2 дня, общий страховой стаж - на момент обращения в пенсионный фонд 34 года 11 месяцев 22 дня.
На основании изложенного Водорацкий В.А. просил признать его право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда с 55 лет; признать незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Иркутска от (дата изъята) (номер изъят) в части отказа ему в назначении досрочной пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ и не включения в стаж, дающий право на досрочную пенсию, период работы с (дата изъята) по (дата изъята) с учетом льготного исчисления; обязать УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Иркутска включить в стаж, дающий ему право на назначение досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях в двойном размере, период работы с (дата изъята) по (дата изъята) - 8 лет 5 месяцев 1 день; обязать УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Иркутска назначить ему досрочную пенсию по старости в связи с особыми условиями труда с (дата изъята).
Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 12 ноября 2015 года исковые требования Водорацкого В.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Иркутска - Жвирбля А.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на доводы, приведенные в решении об отказе Водорацкому В.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Николаевой Т.В., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подп. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые два года такой работы.
Аналогичные положения содержались в п. б ст. 12 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2002, и содержатся в подп. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 01.01.2015.
В разделе XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" позицией 22600000-1754а Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10, предусмотрено, что право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях имеют работники, занятые в противочумных учреждениях (действовал с 01.01.1992).
Аналогичное положение закреплено в разделе XXVI "Учреждения здравоохранения" Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173 (действовал до 01.01.1992).
В соответствии со ст. 94 Закона "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.1990 N 340-1 (действовавшего до 01.01.2002) периоды работы в противочумных учреждениях исчисляются в льготном порядке - в двойном размере.
Постановлением Министерства труда и социального развития от 17.10.2003 N 70 утверждено Разъяснение N 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. ст. 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в п. 1 которого разъяснено, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абз. 3 ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочно назначаемую (ст. ст. 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе, с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе, досрочно назначаемой.
На основании п. 7 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 Министерству здравоохранения Российской Федерации непосредственно подчиняются Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, на водном и воздушном транспорте в регионах. В его ведении также находятся противочумный центр, государственные научно-исследовательские учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, государственные унитарные предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов и государственные унитарные предприятия дезинфекционного профиля.
Согласно Приложению N 3 к Приказу Минздрава России от 05.02.2004 N 37, в Перечень противочумных учреждений Минздрава России входит Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока Минздрава России.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 упразднено Министерство здравоохранения Российской Федерации, образовано Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) подведомственна Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В связи с упразднением Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 872 "О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля" утвержден перечень федеральных специализированных медицинских учреждений, в который входит Государственное учреждение Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока, г. Иркутск.
В соответствии с Положением об организации деятельности Системы противочумных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (приложение N 1), утвержденным Приказом Роспотребнадзора от 08.05.2008 N 152 "О совершенствовании организации и проведения мероприятий по профилактике чумы", Система противочумных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представляет собой сеть противочумных учреждений, являющихся специализированными федеральными государственными учреждениями здравоохранения, предназначенными для научно-практического обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора за защищенностью населения Российской Федерации от возникновения и распространения заболеваний чумой, а также в области санитарной охраны территории Российской Федерации, профилактики особо опасных и природно-очаговых инфекционных болезней, в том числе, вирусной этиологии (п. 1.1).
Приказом N 509 от 17.05.2011 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утвержден Устав ФКУЗ "Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока", согласно п. 1 которого последнее является государственным учреждением, осуществляющим оказание государственных услуг и выполнение работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Учреждение создано в целях научно-методического и практического обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия по особо опасным, зоонозным, природно-очаговым и другим инфекционным болезням (п. 8).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав вышеприведенные нормы материального права и ведомственные нормативные акты, пришел к правильному выводу о том, что в период с (дата изъята) по (дата изъята) Водорацкий А.В. работал в учреждении, которое входит в систему здравоохранения и относится к учреждениям здравоохранения с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, и в соответствии с действующим до 01.01.2002 Законом "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.1990 N 340-1 указанный период работы подлежит включению в специальный стаж работы истца в двойном размере.
Учитывая, что с учетом включенного судом периода, при первоначальном обращении Водорацкого В.А. за назначением трудовой пенсии по старости (дата изъята), он имел необходимый специальный стаж для ее назначения досрочно, достиг возраста 55 лет, суд первой инстанции правомерно признал решение УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Иркутска от (дата изъята) (номер изъят) в оспариваемой части незаконным, возложил на УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Иркутска обязанность по назначению Водорацкому В.А. страховой пенсии по старости с (дата изъята).
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не были бы учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции. В связи с чем, доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Иркутска от 12 ноября 2015 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Ю. Орлова
Судьи: Б.А. Ринчинов
Т.В. Николаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.