Судья Московского областного суда Магоня Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица генерального директора Алексаяна Т.И. на решение Жуковского городского суда Московской области от 10 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 10.10 КоАП РФ в отношении ООО "Национальный центр авиастроения"
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления по г.Москве, Московской и Тульской областям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) от 08 сентября 2015 года ООО "Национальный центр авиастроения" (далее ООО "НПЦ" ) признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 10.10 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Жуковского городского суда Московской области от 10 декабря 2015 года, постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением суда, законный представитель юридического лица генеральный директор ООО "НПЦ" Алексаян Т.И. подал жалобу, в которой просит решение отменить, считая, что административный орган, вынесший постановление не доказал виновность юридического лица, земельный участок, бывший предметом проверки относится к землям населенных пунктов, в связи с чем ООО "НПЦ" не является лицом, эксплуатирующим мелиоративную систему.
Суд второй инстанции, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы жалобы, заслушав пояснения защитника ООО "НПЦ" по доверенности Седых М.С., не находит оснований для отмены либо изменения постановления суда.
Из материалов дела следует, что 08 июля 2015 года в 11 часов 00 минут, в связи с поступившим обращением Салиховой Л.А. при проведении проверки сотрудниками Россельхознадзора на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:23:0040110:113, общей площадью 1966310 кв м, расположенном по адресу: "данные изъяты", принадлежащий на праве собственности ООО "НПЦ" выявлено повреждение мелиоративной системы, которая частично заполнена грунтом, с очаговым зарастанием древесно-кустарниковой растительностью, что является нарушением п. 5 ч. 1 ст. 13 Земельного Кодекса РФ, ст.ст. 6, 29, 30, 39 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель".
Частью 2 ст. 10.10 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области охраны мелиоративных систем и отдельно взятых гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративной системы или защитного лесонасаждения - материальный состав, объективная сторона которого включает действия по повреждению мелиоративных систем, а также защитного лесного насаждения то есть приведение их в полную или частичную негодность, исключающую постоянно или временно их использование, последствия и причинную связь между ними. Оно может быть вызвано различными способами: разрушением с помощью взрывных работ, проездом транспортных средств, поджогом, заготовкой древесины и т.п.
Статья 13 Земельного Кодекса РФ определяет порядок содержания охраны земель и устанавливает, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению достигнутого уровня мелиорации (п. 5 ч.1).
Согласно Федеральному закону от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" мелиоративные системы представляют собой комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
Статья 6 указанного Закона определяет, что гидромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды.
Гидромелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с помощью мелиоративных систем, а также отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидромелиорации земель.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения. Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также правила содержания защитных лесных насаждений обязательны для всех граждан (физических лиц) и юридических лиц.
При этом ст. 30 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" установлен защита мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений. Строительство на мелиорируемых (мелиорированных) землях объектов и проведение других работ, не предназначенных для мелиорации земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режимов почв на мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений.
Любая деятельность на мелиорируемых (мелиорированных) землях должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.
Сооружение и эксплуатация линий связи, электропередач, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях должны осуществляться по согласованию с организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, а также соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Указанные фактические обстоятельства и виновность ООО "НПЦ" в совершении вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного статьей ч. 2 ст. 10.10 КоАП РФ, установлены судом и подтверждаются материалами дела: обращением руководителя Управления по г.Москве, Московской и Тульской областям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о проведении проверки по обращению Салиховой Л.А., поступившему из Администрации Президента РФ, актом осмотра территории земельных участков, сельскохозяйственного назначения, указанных в обращении Салиховой Л.А., в том числе земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:23:0040110:113, общей площадью 1966310 кв м, фотоматериалом, видеозаписью, протоколом об административном правонарушении, постановлением об административном правонарушении, выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно которой земельный участок с кадастровым номером 50:23:0040110:113 является землями сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства и принадлежит на праве собственности с 19 июля 2014 года ООО "НПЦ", письмом ФГБУ "Управления "Спецмелиоводхоз" из которого усматривается, что земли сельскохозяйственного назначения Раменского муниципального района Московской области, присоединенные к городскому округу Жуковский, являются мелиоративными и представлены в основном оросительными системами, обеспеченными осушительной сетью, кадастровой выпиской на земельный участок от 10 сентября 2015 года, согласно которой проверяемый участок имеет разрешенный вид использования земли сельскохозяйственного назначения, договором аренды земельных участков от 19 ноября 2012 г., заключенным между ООО "НПЦ" и ООО "Чулковское" из которого усматривается что земельный участок с кадастровым номером 50:23:0040110:113 как земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования передавался в аренду до 19 сентября 2014 года, с обязанностью соблюдать требования земельного законодательства, а также производить мелиоративные мероприятия (п. 4.4.-4.4.18), показаниями свидетелей, должностных лиц, проводивших проверку Погребняка П.А., Грачева Д.А. и иными доказательствами, оцененными судом в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия ООО "НПЦ" правомерно были квалифицированы судом ч.2 ст. 10.10 КоАП РФ, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что указанные доказательства отвечают критериям допустимости, относимости, достаточности и достоверности, выводы о доказанности вины юридического лица основаны на верном толковании норм материального права и соответствует обстоятельствам дела.
Сроки давности привлечения ООО "НПЦ" к административной ответственности соблюдены.
Доводы жалобы ООО "НПЦ" о том, что постановление вынесено без получения надлежащих доказательств по делу, судом первой инстанции проверены, аргументированные суждения по ним приведены в его мотивированном решении. При таких обстоятельствах, суд второй инстанции вышеуказанные доводы отвергает, как получившие оценку, оснований с которой не согласиться не имеется и расценивает их повторное приведение как способ уйти от ответственности за совершенное правонарушение.
Довод жалобы о том, что при рассмотрении дела не была установлена принадлежность к землям городского поселения Жуковский земельного участка, на котором выявлены правонарушения и то обстоятельство, что эти земли не являются сельскохозяйственными и мелиоративными, является несостоятельным и противоречит выписке из кадастрового паспорта земельного участка, что свидетельствует о законности привлечения ООО "НПЦ" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 10.10 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену либо изменение решения об административном правонарушении, на наличие которых в жалобе сообщает ООО "НПЦ", судом второй инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение Жуковского городского суда Московской области от 10 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 10.10 КоАП РФ в отношении ООО "Национальный центр авиастроения" оставить без изменения, жалобу законного представителя юридического лица генерального директора Алексаяна Т.И. без удовлетворения.
Судья Е.Г. Магоня
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.