Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Ибрагимовой А.М.,
судей Хаваева А.Г. и Хираева Ш.М.,
при секретаре Абакаровой Р.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы администрации МО " "адрес"" "адрес" РД Ахмедова М.М. на решение Левашинского районного суда РД от 17 декабря 2015 года по административному делу по заявлению прокурора "адрес" РД Абдулкадырова О. Г. в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия главы администрации МО " "адрес"" "адрес" РД в области осуществления дорожной деятельности незаконным,
Заслушав доклад судьи Ибрагимовой А. М., судебная коллегия
установила:
"адрес" РД в порядке ст.39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО " "адрес"" "адрес".
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение положений Федерального закона от "дата" N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" автомобильные дороги, расположенные в МО " "адрес"", юридически не оформлены, идентификационные номера автомобильным дорогам местного значения органами местного самоуправления не присвоены, автомобильные дороги в реестр муниципального имущества не включены.
Таким образом, данные дороги не поставлены на баланс сельской администрации, в связи с чем денежные средства на их ремонт и обслуживание не могут быть выделены в необходимом объеме, поэтому уличные дорожные сети не обслуживаются в нужной степени.
Неисполнение ответчиком обязанностей по надлежащему оформлению автомобильных дорог местного значения может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
Судом требования прокурора были удовлетворены и постановлено:
"Признать бездействия администрации МО " "адрес"" "адрес" РД незаконными и нарушающими права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Возложить обязанность на администрацию МО " "адрес"" "адрес" РД устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц:
- присвоив автомобильным дорогам общего пользования местного значения поселения МО " "адрес"" и автомобильным дорогам не общего пользования местного значения поселения МО " "адрес"" идентификационные номера в порядке, установленном Правилами присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров, утвержденными Приказом Минтранса России от 7 февраля 2007 года N16.
- включив автомобильные дороги общего пользования местного значения поселения МО " "адрес"" автомобильные дороги не общего пользования местного значения поселения МО " "адрес"" в реестр муниципального имущества сельского поселения МО " "адрес"" "адрес", в течение 5 (пять) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу".
В апелляционной жалобе глава администрации МО " "адрес"" "адрес" РД Ахмедов М.М. просит отменить решение Левашинского районного суда от 17 декабря 2015 года, как незаконное, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления прокурора.
В обоснование жалобы указано, что в соответствии с ч. 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года, N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с изменениями и дополнениями на 2015 год, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 части 1 ст. 14.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 вышеупомянутого закона полномочия, связанные с дорожной деятельностью, относятся к вопросам местного значения муниципального района.
В своих возражениях прокурор "адрес" РД О.Г.Абдулкадыров приводит доводы, свидетельствующие о законности и обоснованности судебного решения, просит оставить его без изменения, отказав в удовлетворении апелляционной жалобы главы МО " "адрес"".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
Согласно п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. п. 2, 3, 4, 9 ст. 5 названного Федерального закона:
автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Судом первой инстанции установлено, что автомобильным дорогам общего и необщего пользования местного значения (поселения) в границах населенного пункта МО " "адрес"" "адрес" РД не присвоены идентификационные номера, кроме того, вышеназванные автомобильные дороги не включены в реестр муниципальной собственности сельского поселения " "адрес"" "адрес" РД. Данные обстоятельства не отрицались и самим главой МО "сло Уллуая" Ахмедовым М.М.
Таким образом, по данному делу было установлено, что бездействием администрации МО " "адрес"" "адрес" РД нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Принимая во внимание вышеизложенное, судом первой инстанции были обоснованно и правомерно удовлетворены исковые требования прокурора.
С таким мнением соглашается и суд апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что деятельность по выполнению дорожных работ должна осуществляться администрацией MP " "адрес"" РД, так как согласно Федеральному закону N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" таких полномочий у администрации МО " "адрес"" "адрес" РД не имеется.
Отмеченные доводы несостоятельны по следующим основаниям.
Так, согласно статье 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в действующей редакции - автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера. Идентификационные номера присваиваются органами местного самоуправления поселений - автомобильным дорогам местного значения поселений.
Идентификационный номер автомобильной дороги должен указываться соответственно в перечне автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, утверждаемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Присвоение автомобильным дорогам идентификационных номеров осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно Правилам присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров, утвержденных Приказом Минтранса России от 7 февраля 2007 года N идентификационные номера присваиваются автомобильным дорогам поселений - органами местного самоуправления поселений.
Из п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения городского поселения относится, среди прочих вопросов, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из части 3 статьи 14 вышеназванного Федерального Закона следует, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений(за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Как верно указано в судебном решении, в рассматриваемом случае таким нормативным актом являлся Закон субъекта РФ - Республики Дагестан от 29.12.2014 года N43, согласно п.5 ч.1 ст.13 которого к вопросам местного значения поселения относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ссылка суда на Закон РД от 29.12.2004 года N43 является обоснованной, поскольку на момент принятия решения, а именно - 17 декабря 2015 года он являлся действующим законом.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено. Предусмотренных законом оснований, для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Левашинского районного суда Республики Дагестан от 17 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы МО " "адрес"" М.М.Ахмедова - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.