Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.,
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.,
при секретаре Сафронове Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков администрации г.Барнаула, Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 13 августа 2015 года по делу
по иску прокурора г.Барнаула в интересах Рогановой Г. П., Роганова И. Г., Роганова М. И., Рогановой А. И., Рогановой Ю. Ю., Рогановой Е. М., Рогановой К. М., Кукавициной Е. В., Кукавицина К. В. к администрации г.Барнаула, Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Барнаула обратился в суд с иском, указав, что заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГ принято решение о признании жилого дома по "адрес" в "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции. Согласно заключению специализированной организации нахождение в жилом доме является опасным для жизни и здоровья граждан. В связи с неосуществлением собственниками помещений указанного дома реконструкции в установленный срок администрацией г.Барнаула принято постановление от ДД.ММ.ГГ *** об изъятии у собственников жилых помещений для муниципальных нужд и земельного участка. Две комнаты в квартире N *** в жилом доме по "адрес" в "адрес" предоставлены на основании договора социального найма жилого помещения Рогановой Г.П. и членам её семьи. Однако до настоящего времени им жилое помещение на условиях социального найма не предоставлено.
На основании изложенного прокурор с учетом уточнения требований просил признать незаконным бездействие ответчиков по предоставлению другого жилого помещения материальными истцам, обязать администрацию г.Барнаула выделить для предоставления на основании договора социального найма, а Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула предоставить материальным истцам благоустроенное применительно к условиям г.Барнаула жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах г.Барнаула, жилой площадью 52 кв.м, состоящее из двух жилых комнат, и заключить с материальными истцами договор социального найма, в соответствии со ст.206 ГПК РФ установить срок для исполнения решения суда.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 13 августа 2015 года исковые требования прокурора г.Барнаула в интересах Рогановой Г. П., Роганова И. Г., Роганова М. И., Рогановой А. И., Рогановой Ю. Ю., Рогановой Е. М., Рогановой К. М., Кукавициной Е. В., Кукавицина К. В. удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие администрации г. Барнаула и Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула по не предоставлению другого жилого помещения Рогановой Г. П., Роганова И. Г., Роганова М. И., Рогановой А. И., Рогановой Ю. Ю., Рогановой Е. М., Рогановой К. М., Кукавициной Е. В., Кукавицина К. В..
На администрацию города Барнаула возложена обязанность предоставить на основании договора социального найма Рогановой Г. П. на состав семьи: Роганов И. Г., Роганов М. И., Роганова А. И., Роганова Ю. Ю., Роганова Е. М., Роганова К. М., Кукавицина Е. В., Кукавицин К. В., другое благоустроенное равнозначное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте г.Барнаула, общей площадью не менее 52,1 кв.м.
На Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула возложена обязанность заключить с Рогановой Г. П. на состав семьи: Роганов И. Г., Роганов М. И., Роганова А. И., Роганова Ю. Ю., Роганова Е. М., Роганова К. М., Кукавицина Е. В., Кукавицин К. В., договор социального найма жилого помещения.
В апелляционной жалобе ответчики просят решение суда отменить, вынести новое об отказе в иске.
В обоснование доводов представитель администрации города указывает на то, что в силу п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, срок отселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным, устанавливается органом местного самоуправления и не может быть изменен на основании решения суда. Конкретных сроков для принятия решений по отселению граждан из аварийных домов и для предоставления жилья по договорам найма действующим законодательством не установлено. В связи с чем ответчиками бездействия допущено не было.
Истцы на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоят, их нуждаемость судом не проверялась, истцы малоимущими не являются, поэтому применение судом ст. 57 ЖК РФ, которая предусматривает право внеочередного предоставления жилого помещения гражданам, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания, необоснованно.
Кроме того, требований о предоставлении жилья во внеочередном порядке не было заявлено, статья 57 ЖК РФ в обоснование требований прокурором не указывалась, поэтому суд вышел за пределы заявленных требований. Судом ошибочно применена ст. 89 ЖК РФ, между тем, орган местного самоуправления с иском о выселении истцов из спорного жилого помещения не обращался.
Помимо этого, по договору социального найма истцы занимают две комнаты в квартире *** по "адрес" общей площадью 35,7 кв.м., в соответствии с выпиской из технического паспорта жилая площадь комнат также составляет 35,7 кв.м. Действующим законодательством не предусмотрено включение в общую площадь комнаты площади доли мест общего пользования, поскольку места общего пользования находятся в совместном пользовании граждан и не подлежат отчуждению. Поэтому удовлетворение требований о предоставлении жилого помещения площадью 52,1 кв.м. необоснованно.
Представитель Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула в жалобе указывает на то, что жилое помещение истцам может быть предоставлено при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Кроме того, судом неверно применены положения ст.ст. 57, 87,89 ЖК РФ.
Прокурор в суде апелляционной инстанции просила в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном законом порядке, в Алтайский краевой суд не явились, сведения о причинах неявки не представили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращались.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив законность и обоснованность решение суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Судом установлено, что Роганова Г.П. является нанимателем жилого помещения, состоящего из двух комнат жилой площадью 35,7 кв.м в квартире *** по "адрес" на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГ ***. В качестве членов семьи нанимателя согласно договору указаны Рогановы И.Г., М.И., А.И., Ю.Ю., Е.М., К.М., Кукавицины Е.В., К.В.
Общая жилая площадь квартиры N10 - 55,9кв.м., общая площадь подсобных(вспомогательных) помещений - 25,5кв.м.
Заключением Межведомственной комиссии *** от ДД.ММ.ГГ многоквартирный дом по "адрес" в "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** земельный участок и жилые помещения *** изъяты для муниципальных нужд.
Из протокола заседания межведомственной комиссии следует, что техническое состояние дома оценено как недопустимое.
До настоящего времени истцам не предоставлено жилое помещение для переселения из аварийного.
Рассматривая спор при таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности на ответчика администрацию г. Барнаула по предоставлению истцам жилого помещения по договору социального найма, равноценного занимаемого, в границах муниципального образования городской округ г.Барнаул.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу п. 1.4. Положения о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу, утв. решением Барнаульской городской Думы от 30.03.2012 N 720, сроки переселения граждан не должны превышать двух лет с момента принятия распоряжения, за исключением случаев, установленных абзацем 2 настоящего пункта.
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 данной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
С учетом изложенного, установив, что жилое помещение, в котором зарегистрированы истцы по настоящее время, не может быть использовано по назначению, так как дом признан аварийным и подлежащим сносу, проживание истцов в данном доме создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также принимая во внимание положения п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд сделал правильный вывод, что требования истцов о предоставлении им другого жилого помещения взамен занимаемого по договору социального найма подлежат удовлетворению, в связи с чем на ответчика должна быть возложена обязанность по предоставлению истцам жилого помещения без установления срока.
В соответствии с ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Исходя из положений ст. ст. 86 и 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по указанному основанию другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
По смыслу приведенных норм другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а носит компенсационный характер и, соответственно, жилищные условия не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Признание в этом случае гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и прохождение процедуры предоставления жилого помещения, которая является предварительным этапом заключения договора жилищного найма, не может устанавливаться в качестве условия защиты прав граждан, так как они уже являются стороной договора социального жилищного найма.
Данные обстоятельства позволили суду первой инстанции вынести решение, которым суд обязал администрацию г. Барнаула предоставить истцам благоустроенное жилое помещение без указания срока предоставления(во внеочередном порядке), установив бездействие администрации по предоставлению истцам другого жилого помещения.
Поэтому позиция ответчиков относительно сроков отселения и предоставления жилья, применения судом положений ст. 57 ЖК РФ, а также о том, что предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе во внеочередном порядке, является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях, в то время как истцы на учете нуждающихся не состоят и малоимущими не являются, на существо принятого по делу решения не влияет и не влечет его отмену по вышеуказанным основаниям.
Ссылка в апелляционных жалобах ответчиков на то, что положения ст. 86, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации могут быть применены только при рассмотрении споров о выселении граждан из жилых помещений, не пригодных для проживания, не принимается во внимание, как не основанная на положениях указанных норм права. При уклонении ответчика от предоставления жилого помещения взамен непригодного для проживания, наниматели жилых помещений в целях защиты своих конституционных прав, не лишены возможности обратиться в суд с иском о предоставлении такого помещения.
Согласно ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Довод жалобы о необоснованном включении мест общего пользования при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого истцам по договору социального найма, отклоняется судебной коллегией как несостоятельный.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014, разъяснено, что если объектом найма является комната в коммунальной квартире, расположенной в доме, признанном непригодном для проживания и подлежащим сносу, то при определении общей площади предоставляемого в связи с выселением другого жилого помещения необходимо учитывать общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры, включая жилую площадь самой комнаты и площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также долю площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.
Суд первой инстанции, учитывая данное разъяснение, пришел к правильному выводу о предоставлении истцам жилого помещения общей площадью не менее 52,1 кв.м. с учетом площади мест вспомогательных нежилых
помещений, которыми истцы пользуются - кухни, коридоров, ванной и туалета(общая жилая - 55,9кв.м., жилая, занимаемая истцами -35,7кв.м.(64%), подсобная - 25,5кв.м.(16,32кв.м. - доля истцов)). Размер общей площади жилого помещения подтверждается копией финансового лицевого счета, данными технического паспорта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционные жалобы ответчиков администрации г.Барнаула, Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 13 августа 2015 года оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.