Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Титовой В.В., Бакланова Е.А.,
при секретаре Морозовой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Котова А. М. на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 13 октября 2015 года по административному иску Котова А. М. к Управлению Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю о признании действий незаконными и о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Заслушав доклад судьи Котликовой О.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Котов А.Н. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. ДД.ММ.ГГ обратился в Межрайонную ИФНС России *** по Алтайскому краю с заявлением о прекращении данной деятельности. К заявлению прилагались документ об оплате государственной пошлины, а также документ, подтверждающий предоставление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, определенных Федеральным законом от 01 апреля 2004 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования". Расписку в получении документов сотрудник налогового органа не предоставил.
Поскольку в последующем каких-либо требований об уплате обязательных платежей к нему не предъявлялось, полагал, что снят с налогового учета в качестве индивидуального предпринимателя. Однако в ДД.ММ.ГГ ему стало известно о наличии задолженности перед Пенсионном фондом Российской Федерации, которая образовалась в результате того, что деятельность Котова А.Н. в качестве индивидуального предпринимателя не прекращена.
С учетом уточнения требований признать незаконными действия работников Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России *** по Алтайскому краю) и Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю (далее - УФНС России по Алтайскому краю) по непринятию мер по снятию его с налогового учета в качестве индивидуального предпринимателя и обязать вынести решение о прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГ.
Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 13 октября 2015 года в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Котов А.Н. простит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на прежние доводы. Дополнительно указывает, что имеющиеся в деле доказательства, подтверждают подачу в налоговый орган документов о снятии с учета в качестве индивидуального предпринимателя; то обстоятельство, что работниками Межрайонной ИФНС России *** по Алтайскому краю не была выдана расписка в получении заявления, а в последующем и его утрата говорит о халатном и недобросовестном отношении работников налоговой службы; в решении судом необоснованно указано на пропуск срока обращения в суд, так как данный вопрос надлежащим образом не обсуждался, причины пропуска срока не выяснялись.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель Межрайонная ИФНС России *** по Алтайскому краю и УФНС России по Алтайскому краю, иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08 августа 2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N129-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 22.3 данного Федерального закона (здесь и далее нормы приведены в редакции, действующей на 11 июля 2007 года) государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; б) документа об уплате государственной пошлины.
В соответствии с частями 7-9 статьи 22.3 Федерального закона N129-ФЗ представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона; государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона; государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 8 названного Федерального закона предусмотрено, что государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона N129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы предоставления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации. Требования к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление, предоставляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Датой предоставления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом (часть 2 статьи 9 Федерального закона N129-ФЗ). Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы предоставляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов (часть 3 статьи 9 Федерального закона N129-ФЗ).
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (часть 1); моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (часть 2); регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр (часть 3).
Таким образом, из анализа приведенных норм права следует, что прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя носит заявительный характер.
Следовательно, обязанность по доказыванию факта подачи ДД.ММ.ГГ заявления о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя лежит на Котове А.М.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГ Котов А.М. зарегистрирован администрацией " ... " района в качестве предпринимателя без образования юридического лица (л.д. 122).
ДД.ММ.ГГ Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам *** по Алтайскому краю принято решение *** о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе Котове А.М., зарегистрированном до ДД.ММ.ГГ (л.д. 116).
Из вводной части приказа от ДД.ММ.ГГ *** усматривается, что в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 12 ноября 2004 года NСАЭ-3-15/44 "О структуре Управления ФНС в России по Алтайскому краю" в результате слияния Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам *** по Алтайскому краю, Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам *** по Алтайскому краю и Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам *** по Алтайскому краю образована Межрайонная ИФНС России *** по Алтайскому краю (л.д. 66).
ДД.ММ.ГГ в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о передаче регистрационного дела в другой регистрирующий орган - Межрайонную ИФНС России *** по Алтайскому краю.
ДД.ММ.ГГ в связи с изменением места жительства Котова А.М. регистрационное дело передано в Межрайонную ИФНС России *** по Алтайскому краю.
ДД.ММ.ГГ Котов А.М. обратился в Межрайонную ИФНС России *** по Алтайскому краю с заявлением о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 99) в связи с принятием решения о прекращении данной деятельности, о чем заявителю выдана расписка (л.д. 97).
На основании решения Межрайонную ИФНС России *** по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ *** в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о прекращении Котовым А.М. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании принятого им решения (л.д. 95).
Проанализировав материалы регистрационного дела индивидуального предпринимателя Котова А.М. ***, содержащие в хронологическом порядке поданные им в налоговый орган заявления и принятые налоговым органом решения, суд с достоверностью установил, что впервые с заявлением о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Котов А.М. обратился ДД.ММ.ГГ. На основании поданного заявления в Межрайонную ИФНС России *** по Алтайскому краю в порядке и сроки, установленные Федеральным законом N129-ФЗ, в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Расписка, подтверждающая получение в " ... " году налоговым органом комплекта документов, необходимых для совершения записи о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, Котовым А.М.в материалы дела не представлена.
Иных письменных доказательств, с достоверностью подтверждающих данное обстоятельство, в материалах дела не имеется и не установлено судом в ходе рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для внесения регистрационной записи о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не ДД.ММ.ГГ, а в иную дату.
Показания свидетеля Б.Н.А. о том, что она оказывала Котову А.Н. услуги по заполнению заявления и сбору документов, необходимых для прекращения предпринимательской деятельности, а также выписка из реестра нотариальных действий нотариуса " ... " нотариального округа Алтайского края Р.Н.Д. от ДД.ММ.ГГ о регистрации свидетельствования подлинности Котова А.М. на заявлении о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, документах об оплате задолженности в Пенсионном фонде Российской Федерации не подтверждают факт подачи данных документов в налоговый орган. То есть, вопреки доводам жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства, обосновывающие требования истца.
Поскольку Котов А.М. не доказал факт подачи документов, действия сотрудников Межрайонной ИФНС России *** по Алтайскому краю и УФНС России по Алтайскому краю не могли быть признаны незаконными.
В качестве самостоятельного основания для отказа в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции сослался на пропуск установленного нормой части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (часть 8 статьи Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) срока обращения в суд. При этом суд исходил из того обстоятельства, что о нарушении прав Котову А.М. стало известно не позднее ДД.ММ.ГГ, когда им было подано заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Следовательно, срок на обжалование действий (бездействия) налоговых органов истек ДД.ММ.ГГ (с учетом выходных дней). Между тем, с административным исковым заявлением Котов А.М. обратился в суд ДД.ММ.ГГ, то есть со значительным пропуском предусмотренного законом трехмесячного срока обжалования.
О данном обстоятельстве заявлено представителем УФНС России по Алтайскому краю в судебном заседании, на котором присутствовали административный истец и его представитель, однако каких-либо аргументов, свидетельствующих о наличии препятствий для своевременного обращения за судебной защитой, либо свидетельствующих о наличии уважительных причин, дающих основание для восстановления указанного срока, стороной истца приведено не было.
Таким образом, не установив незаконного бездействия со стороны налогового органа при внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей данных о прекращении Котовым А.М. статуса индивидуального предпринимателя, приняв во внимание пропуск установленного законом срока обращения за судебной защитой, суд принял правильное и по существу верное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
С учетом изложенного решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 13 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Котова А. М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.