Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Крыгиной Т.Ф.
судей Нигматуллиной Р.Р.
Низамовой А.Р.
при секретаре Шендрик О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Туймазинском районе и г.Туймазы Республики Башкортостан на решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 26 октября 2015 года, которым постановлено:
исковое заявление Камаловой Г.Я. к Управлению Пенсионного Фонда в Туймазинском районе и г.Туймазы о включении периодов работы в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пеней по старости, удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в адрес и адрес включить Камаловой Г.Я. в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи медицинской деятельностью применив льготное исчисление работы как год работы, за 1 год и 6 месяцев:
период работы в должности врача-интерна в отделении анестезиологии-реанимации Республиканской клинической больницы им. К.Г.Г. адрес с дата по дата,
период нахождения в отпуске по беременности и родам (лист нетрудоспособности по беременности и родам) с дата по дата и с дата по дата,
периоды нахождения на курсах повышения квалификации с дата по дата (27 дней), с дата по дата (1 мес.1 дней), с дата по дата (01 мес.27 дней), с дата по дата (01 мес.28 дней), с дата по дата (26 дней),
периоды нахождения в учебном отпуске с дата по дата год (06 дней), с дата по дата (01 мес.10 дней), с дата по дата (01 мес.11дней), с дата по дата (01 мес.10 дней), с дата по дата (01 мес.11 дней), с дата по дата (26 дней).
Заслушав доклад судьи Низамовой А.Р., судебная коллегия
установила:
Камалова Г.Я. обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Туймазинском районе и г.Туймазы Республики Башкортостан о включении в стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с применением льготного исчисления работы 1 год за 1 год 6 месяцев следующих периодов:
- период работы в должности врача-интерна в отделении анестезиологии-реанимации Республиканской клинической больницы им. К.Г.Г. адрес с дата по дата;
- период нахождения в отпуске по беременности и родам с дата по дата и с дата по дата;
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с дата по дата (27 дней), с дата по дата (1 мес.1 дней), с дата по дата (01 мес.27 дней), с дата по дата (01 мес.28 дней), с дата по дата (26 дней);
- периоды нахождения в учебном отпуске с дата по дата год (06 дней), с дата по дата (01 мес.10 дней), с дата по дата (01 мес.11дней), с дата по дата (01 мес.10 дней), с дата по дата (01 мес.11 дней), с дата по дата (26 дней).
В обоснование иска указано, что решением ответчика от дата в стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения период работы врачом-интерном и периоды отпусков по беременности и родам включены календарно, а не в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 06 месяцев. Время учебных отпусков не включено. Пенсия не назначена.
Считает решение ответчика об отказе в установлении пенсии незаконным.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, указывая, что время работы врачом-интерном не подлежит зачету с применением льготного порядка исчисления, так как должность врача-интерна не предусмотрена Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, врач-интерн не является специалистом, при этом она только ассистировала на проводимых операциях; периоды нахождения в учебных отпусках зачтены необоснованно, поскольку это не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, в указанные периоды истица получала второе высшее образование, обучалась на юридическом факультете, тогда как в качестве гарантий предусматривается оплачиваемый учебный отпуск только для получения первого высшего образования.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в суд апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, судебная коллегия находит постановленное решение законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о включении в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в льготном исчислении периода работы в должности врача-интерна в отделении анестезиологии-реанимации Республиканской клинической больницы им. К.Г.Г. адрес с дата по дата на основании следующего.
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная или иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, действовавшим в момент работы истицы в должности врача-интерна, предусматривалось, что правом на пенсию за выслугу лет пользуются врачи - анестезиологи - реаниматоры.
При этом исчисление сроков выслуги лет производилось в льготном исчислении - один год работы за один год и шесть месяцев.
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года N 377, должность врача-интерна прямо не отнесена к числу врачей-специалистов, а поименована среди должностей врачей, специалистов с высшим медицинским образованием.
В соответствии с Положением об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденным названным Приказом, к врачебному персоналу лечебно-профилактических учреждений отнесены: врачи-интерны, врачи-стажеры, врачи-специалисты (общей практики, хирурги всех наименований, анестезиологи, урологи и др.), старшие врачи, педиатры (п. 3.3 Положения).
Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 27 августа 1997 года N 43, предусмотрен раздел 2.1 "Специалисты с высшим медицинским и фармацевтическим образованием", где предусмотрен врач-интерн, который осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия.
Согласно п. 16 Положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 года N 44, во время прохождения интернатуры при осуществлении функций врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе.
Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (п. 1, 8, 9, 14, 16 названного Положения).
Согласно Приказу Минздрава СССР от 16 августа 1972 года N 669 "Об утверждении Инструкции о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру)" врачам, проходящим интернатуру, выплачивается заработная плата в течение всего периода прохождения специализации, учитывая очередной отпуск, в размере, предусмотренном действующим законодательством по той должности, на которую зачислен врач в учреждение здравоохранения на штатную должность для прохождения интернатуры.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов может быть засчитан в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для разрешения настоящего спора, является установление выполнения Камаловой Г.Я. функциональных обязанностей врача анестезиолога при прохождении ею интернатуры в спорный период времени.
Суд данные обстоятельства проверил. Факт выполнения Камаловой Г.Я. функциональных обязанностей врача анестезиолога в условиях стационара при прохождении ею интернатуры подтверждается операционными журналами и историями стационарных больных, ответом ГБУЗ РКБ им. Г.Г. Куватова.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истица только ассистировала, отклоняются, так как опровергаются представленными лечебным учреждением протоколами операций.
Что касается периода учебы, то действующее законодательство не ограничивает возможность зачета времени нахождения в учебных отпусках в зависимости от профиля учебного заведения, в связи с чем доводы ответчика о том, что обучение проходило по юридической специальности, отклоняются.
Доводы о том, что истица получала второе высшее образование, тогда как по трудовому законодательству такие гарантии, как предоставление дополнительного отпуска с сохранением заработной платы, предоставляются только лицам, получающим высшее образование впервые, судом апелляционной инстанции проверены.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяемых при исчислении страховых пений, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Таким образом, для решения вопроса о пенсионном обеспечении не имеет значения в связи с чем истице предоставлялся дополнительный отпуск, а именно для получения высшего образования впервые либо для получения второго высшего образования.
Зачету подлежат периоды дополнительных отпусков, если на их время сохранялась средняя заработная плата и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Относительно довода о том, что гарантия распространяется на поучение образования соответствующего уровня впервые, то Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 08 апреля 2004 года N 167-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.Ф. Чертовского на нарушение его конституционных прав положением части первой статьи 177 Трудового кодекса Российской Федерации" отмечено, что устанавливающая соответствующее условие норма ч. 1 ст. 177 Трудового кодекса Российской Федерации не препятствует решению вопроса о гарантиях и компенсациях работникам, получающим второе высшее образование, в рамках коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования и не исключает обязанности работодателя предоставлять таким работникам льготы в связи с обучением, если это предусмотрено коллективным договором либо соглашением между работником и работодателем.
Как видно из представленных приказов, работодатель посчитал возможным оформить истице дни обучения как командировку, все дни обучения оплачены истице, соответственно с начисленного заработка совершены отчисления по линии пенсионного фонда. Оформление периодов обучения как направление в командировку отчасти подтверждает пояснения Камаловой Г.Я. о том, что на учебу она поступила по требованию работодателя для занятия должности заместителя по медицинской части.
Один период - с дата по дата пришелся на ежегодный оплачиваемый отпуск истицы, в связи с чем подлежит зачету независимо от того, чем занималась истица в это время.
При изложенных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Все доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка, неправильное применение норм материального права, в связи с чем они не могут являться основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
определила:
решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 26 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление пенсионного фонда РФ в Туймазинском районе и г.Туймазы Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Т.Ф.Крыгина
Судьи Р.Р.Нигматуллина
А.Р.Низамова
Справка: судья Заборский А.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.