Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Смирновой О.В.
Фроловой Т.Е.
при секретаре Степановой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Хисамутдинова В.В. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 30 сентября 2015 г., которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления Хисамутдинова В.В. к УМВД РФ по РБ, ОМВД РФ по " ... " о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии и ответа начальника отдела, включение в список граждан- участников на получение жилья - отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хисамутдинов В.В. обратился в суд с исковым заявлением к УМВД РФ по г. Уфе, ОМВД РФ по Стерлитамакскому району о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии и ответа начальника отдела, включение в список граждан- участников на получение жилья. Требования мотивировал тем, что Согласно выписки из протокола заседания ЖБК Управления MВД РФ по г.Уфе от " ... " " ... " его и членов семьи исключили из Единого списка сотрудников Управления МВД России по г.Уфе, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, принятых на учет до " ... " Начальник отдела МВД России по Стерлитамакскому району Идиатуллин P.P. в письме от " ... " " ... " сообщил, что в соответствии со ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется только в органах местного самоуправления по месту жительства. Полагает, что его незаконно не включили в сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "в ОМВД России по " ... "". В органах МВД РБ прослужил " ... " лет " ... " месяцев. Квартира, в которой в настоящий момент проживает со своей семьей по " ... ", является единственным жильем, другого жилья не имеет, является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Просит признать незаконным и необоснованным решение заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по " ... " от " ... " " ... " об исключении из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и ответа начальника ОМВД России по Стерлитамакскому району " ... " от " ... ". Обязать ОМВД России по Стерлитамакскому району включить его в Сводный Список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством в ОМВД России по Стерлитамкскому району.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Хисамутдинова В.В. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что суд не принял во внимание, что со стороны ответчиков не было представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об утрате им оснований для принятия на учет в качестве лица нуждающегося в жилом помещении, полагает, что его право на получение жилищного сертификата подлежит восстановлению в судебном порядке.
В силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 8 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ" не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Хисамутдинова В.В., поддержавшего жалобу, представителей УМВД по г. Уфа Республики Башкортостан - ФИО3, ОМВД по Стерлитамакскому району Республики Башкортостан - ФИО4, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно статьи 55 Жилищного Кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии со статьей 57 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов службы и учреждений" установлено, что увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
Порядок реализации вышеуказанными категориями граждан своего права на приобретение жилья посредством использования средств социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на " ... " годы (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от " ... " N " ... ", далее по тексту - Правила).
Так, в силу абзаца 3 подпункта "г" пункта 5 Правил право на участие в названной подпрограмме (далее - Подпрограмма) имеют граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до " ... "
Правилами выпуска и реализаций государственных жилищных сертификатов предусмотрен определенный порядок формирования списков граждан - участников Подпрограммы и подготовки выпуска сертификатов, который носит обязательный характер.
В соответствии с пунктом 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику Подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники Подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Граждане - участники Подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
Пунктом 36 Правил определено, что оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам Подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников Подпрограммы с учетом реализации положений, установленных пунктом 7 Правил.
Согласно пункту 31 Правил порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в подразделениях и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.
Порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов (пункт 32 Правил).
Из материалов дела усматривается, что Хисамутдинов В.В. " ... " поступил на службу в органы МВД РБ.
С " ... "г состоит в очереди как нуждающийся в улучшении жилищных условий ... В настоящее время в квартире по адресу: " ... " зарегистрированы " ... " человека: он и " ... " детей.
С " ... " по " ... ". он работал в должности начальника смены дежурной части отдела вневедомственной охраны при управлении внутренних дел г. Стерлитамак.
С " ... " по " ... " проходил службу в Ленинском РОВД г.Уфы на должности оперативного дежурного. С " ... " по " ... " проходил службу в должности старшего участкового уполномоченного полиции УУП и ПДН межмуниципального отдела МВД России "Иглинский", написал заявление на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилья, состоит в очереди под номером " ... ", выплату не получил.
С " ... " по " ... " - проходил службу в должности начальника ОУУП отдела полиции " ... " УМВД России по " ... " ... С " ... " уволен из органов внутренних дел по достижении предельного возраст, пребывания на военной службе.
" ... "г. на основании рапорта, поданного на имя начальника Уфимского РОВД г.Уфы Хисамутдинов В.В. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно справке финансово-лицевого счета " ... " от " ... " Хисамутдинов В.В. был зарегистрирован по месту жительства по " ... " с " ... ", снят с регистрационного учета " ... ", вновь зарегистрирован с " ... "г. (л.д. 32-33).
Выпиской из протокола заседания ЖБК УМВД России по г.Уфе от " ... "г. " ... " Хисамутдинов В.В. и члены его семьи исключены из единого списка сотрудников Управления МВД России по " ... ", состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, принятые на учет до " ... ", так как зарегистрированы и проживают в " ... ", где истец проходил службу в ОМВД России по " ... " (л.д. 9).
Согласно ответа и.о. министра внутренних дел по РБ ФИО5 " ... " от " ... " Хисамутдинов В.В. в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на " ... " не включен (л.д. 69-70).
Судебная коллегия полагает, что суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Хисамутдиновым В.В. требований об обязании ОМВД России по Стерлитамакскому району включить его в Сводный Список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством", поскольку в силу закона у ОМВД России по Стерлитамакскому району отсутствует право на решение вопроса о включении своих сотрудников в Сводный Список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством".
Суд верно указал, что поскольку Хисамутдинов В.В. зарегистрирован и проживает в " ... ", а также проходил службу в ОМВД России по Стерлитамакскому району, он утратил право состоять в списке сотрудников УМВД России по " ... ", состоящих в очереди на улучшении жилищных, в связи с чем решение заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по " ... " от " ... " " ... " об исключении право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, является законным и обоснованным.
Истец заявил вышеизложенные требования с тем, что он лишен права на получение жилищного сертификата, судебная коллегия полагает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд вынес законное и обоснованное решение, и оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 30 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Хисамутдинова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Ф. Васильева
Судьи: О.В. Смирнова
Т.Е. Фролова
Справка: судья Сафаров Р.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.