Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю.
судей Гареевой Д.Р. и Жерненко Е.В.
при секретаре Абадовской Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ибрагимовой Р.В. на решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 25 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи Гареевой Д.Р., выслушав представителя Ибрагимовой Р.В.-Камалова Н.З., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ФСКН России -Голенкова А.Н., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ибрагимова Р.В. обратилась в суд с иском к Северо-западному институту повышения квалификации Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации об отмене решения об исключении из списка на улучшение жилищных условий, восстановлении в списке на улучшение жилищных условий, постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, взыскании социальной выплаты.
Свои требования обосновывает тем, что приказом ФСКН России от дата N ... -л она являясь начальником кафедры специальных дисциплин Уфимского филиала Федерального казенного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов "Северо-Западный институт повышения квалификации ФСКН России) была уволена по достижении предельного возраста и исключена из списков сотрудников наркоконтроля с дата. До увольнения со службы в органах ФСКН России истец состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий - с дата в органах внутренних дел, а затем в органах ФСКН России. В дата года ей стало известно, что в дата года она была исключена из списка на улучшение жилищных условий. Считает данное решение не обоснованным и подлежащим отмене. После изменения исковых требований просила отменить решение Уфимского филиала Северо-Западного института повышения квалификации Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков об исключении ее из списка на улучшение жилищных условий, обязать Уфимский филиал Северо-Западного института повышения квалификации Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков восстановить ее в списке на улучшение жилищных условий и поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, взыскать с Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в ее пользу 3220793,55 руб. за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение расходов, связанных с реализацией Постановления Правительства Российской Федерации о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотиков.
Решением Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 25 мая 2015 года в удовлетворении исковых требований Ибрагимовой Р.В. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Ибрагимова Р.В. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм процессуального и материального права указывая, что в отношении нее не было установлено ни одно из оснований, предусмотренных действующим законодательством для снятия гражданина с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий либо снятия с учета. Она проживает в квартире с составом семьи из 4 человек, на каждого приходится 12,25 кв.м., тогда как норма предоставления площади составляет 18 кв.м. на каждого члена семьи. Кроме того, она имеет право на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв.м., поскольку имеет звание полковника полиции. Поскольку до дата заявление и все необходимые документы на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения ею не подавались, на нее распространяется действие Постановления Правительства РФ N369 от 24 апреля 2013 года и утвержденных им Правил N369, согласно которым право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными о службы в учреждениях и органах с правом на пенсию. Таким образом, она имеет право на получение единовременной социальной выплаты.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Ибрагимова Р.В. состояла на службе в правоохранительных органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ с дата (л.д.163).
дата Ибрагимова Р.В. обратилась к начальнику Уфимского филиала СЗИПК ФСКН России с рапортом о постановке ее на очередь по улучшению жилищных условий, с учетом даты постановки в очередь по прежнему месту службы в УВД г.Уфы на состав семьи четыре человека (истец, супруг, двое детей)(л.д.30).
Решением жилищной комиссии УФ СЗ ИПК ФСКН России от дата Ибрагимова Р.В. включена в список в список очередников по улучшению жилищных условий.
Решением жилищной комиссии УФ СЗ ИПК ФСКН России N ... от дата отменено ранее принятое решение жилищной комиссии УФ СЗ ИПК ФСКН России от дата (протокол N ... ), в части постановки в очередь Ибрагимовой Р.В. Истец исключена из списка очередников на том основании, что заявителем при постановке в очередь не был представлен полный пакет документов, необходимых для проверки оснований постановки ее в очередь и обследования жилищных условий, в частности не были представлены справки с регистрационной палаты и БТИ о наличии или отсутствии собственности жилых помещений на всех членов семьи (супруга и обоих сыновей) (л.д.40-41).
Приказом ФСКН России от дата N ... Ибрагимова Р.В. уволена по достижении предельного возраста и исключена из списков сотрудников наркоконтроля дата (л.д.6).
Разрешая спор и принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что на момент подачи рапорта Ибрагимовой Р.В. ее семья не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, истцом при подаче рапорта о постановке на очередь по улучшению жилищных условий не представлен полный пакет документов, необходимых для проверки оснований постановки ее в очередь и обследования жилищных условий, в частности не были представлены справки с регистрационной палаты и БТИ о наличии или отсутствии собственности жилых помещений на всех членов семьи (супруга и обоих сыновей), в связи с чем, имелись основания для исключения ее из списка очередников на улучшение жилищных условий.
Также суд пришел к выводу, что Ибрагимова Р.В. с заявлением о постановке на учет для получения единовременной выплаты в уполномоченный орган не обращалась, в связи с чем, отсутствуют основания для постановки ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и взыскания указанной социальной выплаты за счет бюджетных ассигнований.
Указанные выводы суда являются правильными и подтверждаются материалами дела.
Приказом ФСКН РФ от 20.01.2009 года N 30 утверждена Инструкция о порядке учета нуждающихся в жилых помещениях сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и предоставления им жилых помещений, которой определен порядок предоставления жилых помещений нуждающимся сотрудникам, госслужащим и работникам органов наркоконтроля,
Пунктом 6 названной Инструкции предусмотрено, что снятие с учета производится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма, и в случае прекращения трудовых отношений с органами наркоконтроля, кроме случаев увольнения сотрудников в связи с выходом на пенсию.
Согласно пункту 4 Инструкции сотрудники, гражданские служащие и работники ежегодно обязаны предоставлять в соответствующую жилищную комиссию органа наркоконтроля следующие документы: копию финансового лицевого счета; выписку из домовой книги; справку из кадрового подразделения органа наркоконтроля. В необходимых случаях прилагаются и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Пунктом п.16 Инструкции установлено, что перед предоставлением жилого помещения сотрудники, гражданские служащие и работники должны представить в соответствующую жилищную комиссию органа наркоконтроля следующие документы: копию финансового лицевого счета; выписку из домовой книги; справку о проверке жилищных бытовых условий; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (предоставляется на каждого члена семьи с места постоянной регистрации, а также места предоставления жилого помещения).
На основании решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата N ... состоять на учете в качестве, нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, имеющие уровень; обеспеченности общей площадью на одного человека менее 12 кв.м.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Приказом ФСКН России от 19 января 2009 года N26 утверждено Положение о жилищных комиссиях территориальных органов и организаций ФСКН России, в соответствии с п.5 которого комиссия обладает полномочиями принятия решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Как правильно установилсуд первой инстанции, на момент подачи рапорта о постановке на очередь по улучшению жилищных условий дата членами Ибрагимовой Р.В. являлись сыновья Рамис и Рамиль, которые являлись собственниками по 1/2 доле в праве собственности на жилое помещение по адресу: адрес, общей площадью 30,8 кв.м.
Также истец со своими сыновьями являлась долевым собственником адрес в адрес РБ, по 1/3 доли за каждым.
Кроме того, супругу Ибрагимовой Р.В.-Загитову И.М. на момент постановки Ибрагимовой Р.В. на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий в адрес года, принадлежали на праве собственности 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: РБ, адрес9, общей площадью 48,6 кв.м. и земельный участок по адрес д. адрес РБ.
Таким образом, сведения об указанном имуществе также подлежали указанию Ибрагимовой при подаче заявления о постановке ее на учет нуждающихся, вышеуказанное имущество также подлежало учету при решении вопроса о постановке Ибрагимовой Р.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Поскольку суммарная общая площадь указанных жилых помещений составляет 96 кв. м (49 кв. м + 30,8 кв. м+16,2кв.м.), то есть более учетной нормы в размере 12 кв. м, приходящейся на заявителя, ее супруга и двух сыновей, что не позволяло Ибрагимовой Р.В. с дата года находиться на жилищном учете, то вывод жилищной комиссии об отмене принятого решения в части постановки Ибрагимовой Р.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, является правильным.
Следовательно, данное обстоятельство в силу п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, ссылка истца на отсутствие оснований для снятия ее с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений в соответствии со ст.56 Жилищного кодекса РФ судебной коллегией отклоняется.
Также суд апелляционной инстанции не может согласиться и с доводами апелляционной жалобы относительно постановки Ибрагимовой Р.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты и ее взыскания по следующим основаниям.
Социальные гарантии жилищных прав сотрудников Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, а также лиц, уволенных со службы регулируются Федеральным законом N 283-ФЗ от 30.12.2012 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Постановлением Правительства РФ от 06.09.2011 N 747 "Об утверждении Правил предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения"; Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления"; Приказом ФСКН РФ от 20.01.2009 N 30 "Об утверждении Инструкции о порядке учета нуждающихся в жилых помещениях сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и предоставления им жилых помещений"; Жилищным кодексом РФ.
Указанным законодательством за сотрудниками, гражданскими служащими и работниками, принятыми на учет до дата, сохраняется право в порядке, установленном ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2005 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" состоять на учете до получения ими жилых помещений (п. 6 Инструкции, утвержденной Приказом ФСКН РФ от 20.01.2009 N 30).
На лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и заявивших о наличии такого права после 01.03.2005г., распространяется действие Постановления Правительства РФ от 06.09.2011 N 747, которым утверждены Правила, устанавливающие порядок, условия предоставления, а также размер единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Условием постановки сотрудника на учет для получения единовременной выплаты является его обращение в комиссию ФСКН РФ по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременных выплат с заявлением и пакетом документов, перечисленных в п. 7 Правил.
Как было установлено судом, с заявлением о постановке на учет для получения единовременной выплаты Ибрагимова Р.В. в уполномоченный орган не обращалась, решение Комиссией по данному вопросу не принималось.
С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу об отсутствии у Ибрагимовой Р.Ф. оснований для получения единовременной выплаты.
Довод апелляционной жалобы Ибрагимовой Р.В. о том, что поскольку до дата ею заявление о постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения не подавалось, соответственно на нее должно распространяться действие постановления Правительства РФ N369 от 24.04.2003 года и Правил N369, основанием для отмены решения суда не является, поскольку выводы суда не опровергает, а сводится к неправильному толкованию апеллянтом норм действующего законодательства. У Ибрагимовой Р.В. изначально не имелось оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспеченностью жильем свыше учетной нормы, поэтому не имела она права на улучшение жилищных условий и по нормам указанного Постановления.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела и неверном толковании норм материального права, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд правильно применил материальный закон, подлежащий применению к возникшим спорным правоотношениям, установилобстоятельства, имеющие значение для дела.
Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 25 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ибрагимовой Р.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
справка: судья Давыдов С.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.