Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.,
судей Голубевой И.В.
Куловой Г.Р.,
при секретаре Гафуровой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Петрова А.А. на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от ... , которым постановлено:
В удовлетворении административных исковых требований Петрова А.А. к Призывной комиссии муниципального района Белорецкий район РБ об оспаривании решения призывной комиссии отказать.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Петров А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии муниципального района Белорецкий район РБ об оспаривании решения призывной комиссии.
В обоснование указал, что решением призывной комиссии г.Белорецка РБ от ... (протокол N ... ) он был зачислен в запас и признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Данную формулировку решения (признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований) призывной комиссии считает не обоснованной и подлежащей отмене по следующим основаниям. ... ему исполнилось 27 лет, в связи с чем он не подлежит призыву по возрасту. В период с ... он учился в ... , и там состоял на воинском учете. В настоящее время он вернулся в ... и обратился в военный комиссариат (военкомат). Имеет заболевание двенадцатиперстной кишки (рубцовая деформация луковицы 12-ти перстной кишки. Поверхностный гастродуоденит), которое включено в список (расписание) болезней дающих право на отсрочку (или освобождение) от призыва на военную службу. В период ... не мог быть призван на военную службу по призыву в виду наличия заболевания. Кроме того, в период ... он официально на военную службу по призыву не призывался, подлобные повестки ему не направлялись и призывная комиссия в отношении него подобных мер не принимала. Следовательно, призывная комиссия по достижении им 27 летнего возраста должна была руководствоваться пунктом 20 Положения о призыве на военную службу, который указывает, что "Призывник, не прошедший военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу или не призванный на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении им возраста 27 лет в установленном порядке снимается с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу и не пребывающих в запасе".
Просит признать решение призывной комиссии МР Белорецкий район Республики Башкортостан от ... в части признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, незаконным; обязать призывную комиссию МР Белорецкий район Республики Башкортостан устранить нарушение его прав.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Петров А.А. просит решение отменить, считает его незаконным, указав, что он не мог быть призван на военную службу в ... в связи с наличием у него заболевания 12-ти перстной кишки.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
Правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, при этом суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.
В статье 59 Конституции Российской Федерации указано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1). Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с Федеральным законом (часть 2 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определено, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;
явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Согласно Приложению N1 к Инструкции (пункт 39) Приказа Минобороны РФ от 02 октября 2007 года N400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации N663", граждане, получившие отсрочку от призыва по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "е" пункта 2 настоящего приложения, ежегодно, в сентябре - октябре предоставляют в военный комиссариат справку о составе семьи.
В соответствии со статьей 59 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с Законом СССР "О всеобщей воинской обязанности" и Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" запас Вооруженных сил Российской Федерации создается также из числа граждан не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
Пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Судом установлено, что до ... Петров А.А. состоял на воинском учете в военном комиссариате ...
В связи с обучением в Национальном исследовательском университете ... Петров А.А. ... снят с воинского учета в ... и с ... по ... состоял на воинском учете в военном комиссариате ... ЮВАО
... Петров А.А. окончил обучение в НИУ ... , по возвращению в ... получил постоянную регистрацию по адресу: ...
Как следует из материалов личного дела призывника Петрова А.А., ... начальник отдела военного комиссариата ... ЮВАО уведомил военкомат ... о том, что призывник Петров А.А. снят с воинского учета в отделе объединенного военкомата ... по месту жительства
... , ... , ... и ... ПНО отделения призыва ВК РБ по ... , Белорецкому и ... м составлены акты об оповещении Петрова А.А. по указанному в адресной справке адресу: ... , о явке в военный комиссариат, поскольку последний на момент призывных компаний в ... не достиг 27 летнего возраста и подлежал призыву в указанные периоды. Однако, розыскные мероприятия в отношении Петрова А.А. результатов не дали.
... Петров А.А. обратился в отдел ВК РБ по ... , Белорецкому и ... м с заявлением о выдаче военного билета.
... с учетом заключения, составленного медицинской комиссией ВК РБ по ... , Белорецкому и ... м на основании проведенного медицинского освидетельствования, призывная комиссия муниципального района ... РБ в соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" вынесли решение о том, что Петров А.А. не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и решение о его зачислении в запас.
Из анализа вышеназванных законоположений следует, что при зачислении в запас достаточным условием для признания, состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на оснований, предусмотренных статьями 23 и 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", является наличие в документах воинского учета данных о не прохождении им военной службы после ...
Следовательно, юридически значимым и подлежащим выяснению по делу обстоятельством относится факт, является ли заявитель лицом, не проходившим службу и не имевшим освобождения от призыва (статья 23 Федерального закона) либо отсрочки (статья 24 Федерального закона) после ... При этом факт не прохождения военной службы без законных оснований до указанной даты правового значения не имеет.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N189 "О призыве в апреле - июле 2014 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, осуществлялся с ... по ...
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N647 "О призыве в октябре-декабре 2014 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" с ... по ... на военную службу призывались граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Таким образом, на момент окончания призывных компаний в ... Петров А.А. не достиг 27 лет, а, следовательно, подлежал призыву в указанный период.
Учитывая, что решений об освобождении либо об отсрочке от призыва в отношении Петрова А.А. не принималось, призывная комиссия при зачислении заявителя в запас вправе была признать его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 23, пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не могут быть признаны не прошедшими военную службу по призыву без законных оснований граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по достижении ими 27 летнего возраста, отклоняются судебной коллегией, так как представленное Петровым А.А. заключение фиброэзофагогостродуоденоскопии N ... п, согласно которому он страдает рубцовой деформацией луковицы 12 перстной кишки, поверхностный гатродуоденит, составлено по состоянию на ... , то есть после достижения последним 27 летнего возраста.
Не могут быть приняты во внимание доводы Петрова А.А. о том, что военный комиссариат его не призывал, повесток и других извещений он не получал, поскольку установлено, что военным комиссариатом ... принимались все возможные меры к установлению места нахождения Петрова А.А. с целью осуществления его призыва на военную службу.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу Петрова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ф. Железнов
Судьи И.В. Голубева
Г.Р. Кулова
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.